издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Время монополий прошло. Сейчас все мы партнёры»

  • Автор: Елена ДАВЫДОВА

2012 год стал непростым для сферы железнодорожных перевозок. Собственникам подвижного состава приходилось в буквальном смысле выживать в условиях снижения объёмов перевозок и роста числа частных операторов. О том, какие задачи стоят перед участниками рынка в нынешнем году, что даёт преимущество в конкурентной борьбе и как операторы оценили модель Единого сетевого технологического процесса, нашему корреспонденту рассказал директор Иркутского филиала ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) Валерий Яхимович.

– Валерий Владимирович, какие тенденции сейчас оказывают влияние на работу железнодорожных операторов России? 

– Главный вызов начала 2013 года – нестабильная экономическая ситуация в мире. В январе-феврале нынешнего года объёмы перевозок в целом по сети РЖД снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время показатели 2013 года за 15 дней марта выше, чем в прошлом году. В ОАО «РЖД» уверены, что в целом по итогам первого квартала нынешнего года показатели будут не хуже, чем за три первых месяца 2012 года. 

Если говорить о нашей компании, то ключевым событием 2012 года стало вхождение ПГК в железнодорожный дивизион международной транспортной группы UCL Holding. Теперь Первая грузовая компания – полностью частный оператор с самым большим парком вагонов – 209 тысяч. Широкая сеть филиалов компании позволяет нам оптимизировать логические схемы и минимизировать объёмы порожнего пробега. 

В 2012 году ПГК представила на рынке новую услугу – публичную оферту. Она позволяет сделать заказ на перевозки через сайт компании, предварительно рассчитав его стоимость с помощью электронного калькулятора. В 2012 году в рамках публичной оферты в зоне действия Иркутского филиала ПГК (Иркутская, Амурская области, Республика Бурятия и Забайкальский край) было перевезено более 1,7 тысячи тонн грузов. Нам поступали заявки не только из других регионов, например, с Дальнего Востока, полуострова Камчатка, но даже из других государств, например, из Таджикистана. 

Ключевыми особенностями оферты являются гарантированное получение вагонов под перевозку сравнительно небольших объёмов груза, а также полная ответственность компании в случае несвое-временной подачи вагонов, включая штрафные санкции. Хочу отметить, что все грузы в прошлом году мы перевезли без нарушения сроков, поэтому штрафные санкции нам не предъявлялись. Услуга публичной оферты рассчитана прежде всего на предприятия малого и среднего бизнеса и ещё раз подтверждает принцип клиентоориентирован-

ности работы ПГК. Мы не делим своих клиентов на крупных и мелких и стремимся к эффективному взаимодействию со всеми.  

– В последние годы отмечается значительный рост числа частных перевозчиков. Считаете ли вы эту тенденцию положительной? 

– Сейчас на рынке присутствуют более 2,5 тысяч частных перевозчиков, только 10-20 из них – крупные грузоотправители с чёткой технологией работы и понятной логистикой. Остальные, в собственности которых находится от одного до 40 вагонов, в определённой степени стали «головной болью» для работников железнодорожного транспорта. Они пока не могут распоряжаться своим парком эффективно. 

По оценке железнодорожников, 250–300 тысяч «лишних» вагонов сейчас «давят» на существующую инфраструктуру. На мой взгляд, механизм регулирования числа операторов должен быть прописан на законодательном уровне, также необходимы чёткие правила использования подвижного состава. 

– В конце 2012 года была принята модель Единого сетевого технологического процесса железнодорожных перевозок (ЕСТП), задача которого – управление процессом перевозок в условиях множественности операторов. Какова ваша позиция по данному документу? 

– Хотел бы подчеркнуть, что в сложившихся на рынке железнодорожных перевозок условиях такой документ необходим. Нужна технология эффективного использования подвижного состава с учётом возможностей инфраструктуры того или иного направления, станции, подъездного пути и так далее. Другой вопрос, что представленная операторам модель ЕСТП была подготовлена в стенах одного ведомства – РЖД. Реформа железнодорожного транспорта предполагает равнозначный доступ всех участников рынка к инфраструктуре, однако этот важнейший для работы рынка принцип в документе почему-то не прописан. 

Также важно отметить, что все рычаги управления перевозочным процессом находятся в руках РЖД: монополия решает, пропускать состав или нет. Участники рынка зачастую сталкиваются с преференциями по отношению к привлечённому парку РЖД и парку ФГК. 

Позицию нашей компании по этому вопросу озвучил заместитель генерального директора ПГК по оперативной работе Александр Донькин  на конференции, посвящённой ЕСТП, которая прошла недавно в Москве. В частности, он отметил несколько недостатков в документе, первый из которых –  нарушение порядка планирования, от которого зависит вся логистика перевозок. Предлагаемое месячное планирование невозможно в современных условиях рынка и не отвечает потребностям клиентов ПГК. Также Александр Владимирович подчеркнул, что в ЕСТП не чётко прописано нормирование работы парка приватных вагонов, которое является основой эффективной работы вагонного парка операторов в инфраструктуре РЖД. 

Учитывая то, что документ вызывал неоднозначную реакцию и у других участников рынка, руководство ПГК надеется, что модель ЕСТП будет доработана с учётом пожеланий операторов, которые являются полноправными участниками рынка перевозок. 

Я отработал на железной дороге 30 лет, и большую часть времени она была монополистом, её даже называли «государством в государстве». Но эти времена прошли: сейчас все мы партнёры, у которых должны быть равные права и возможности. 

– Иркутский филиал работает в регионе пять лет. Какова доля ПГК на рынке грузоперевозок? 

– На долю Иркутского филиала приходится 14% от общего объёма перевозок по ВСЖД. В 2012 году по сравнению с 2011 годом показатели практически не изменились. Увеличен объём перевозок в крытых вагонах, в то время как востребованность полувагонов, которые используются в основном для транспортировки угля, несколько снизилась. Это связано с тем, что производственные компании активно приобретают собственный подвижной состав. 

В прошлом году мы перевезли около 13 миллионов тонн различных грузов. Ключевая задача на 2013 год – дальнейшее наращивание грузовой базы. Полагаю, что опыт, разветвлённая сеть филиалов и самый большой парк позволят ПГК справиться с нестабильной экономической ситуацией, которая, по прогнозам аналитиков, может в этом году сложиться в мире, и в России в частности. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры