Налоговая нагрузка Константина Зайцева
«Конкурент» встретился с главой УФНС России по Иркутской области
Константин Зайцев – человек, успевший заявить о себе в самых разных сферах: спорте, бизнесе, политике. Несколько лет подряд он представлял регион в Государственной Думе, а год назад стал «главным по налогам» в Иркутской области. Чем ему интересна госслужба, почему он иногда приезжает на работу из Ангарска на велосипеде и возможно ли эффективное взаимодействие между современными онлайн-сервисами налоговой службы и пенсионерами, Константин Зайцев рассказал Елене ЛИСОВСКОЙ.
«Предложение действительно было несколько неожиданным»
– Константин Борисович, чуть больше года назад вы возглавили Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области. Насколько предложение занять эту должность стало для вас неожиданным?
– Предложение действительно было несколько неожиданным. После окончания срока депутатских полномочий существовали различные варианты трудоустройства, но все они были связаны с Москвой. На семейном совете мы обсудили этот вопрос и решили, что это нам не подходит: старшему сыну нужно было поступать в вуз, в семье подрастает младший сын, да и дочка родилась. С одной стороны, ощущалась нехватка главного мужчины в доме, с другой – уезжать всем вместе из Ангарска, где выросли дети и прошло моё детство, не хотелось. Поэтому было принято решение посмотреть варианты трудоустройства в Иркутске. В то время предыдущий руководитель ушёл на пенсию, поэтому в ходе консультаций по поводу будущего места работы была озвучена и эта позиция. Раздумывал я недолго.
– Насколько быстро адаптировались на новом месте?
– Не хочу хвалиться, что быстро. Есть вопросы, но по большей части мне всё понятно. Конечно, за время, что прошло с тех пор, как я работал главным бухгалтером завода бытовой химии, поменялось налоговое законодательство. И я даже был участником этого процесса – в третьем созыве Государственной Думы работал в комитете по бюджету и налогам. Сейчас в плане законодательства всё стабильно, а изменения связаны с тем, чтобы стать ближе к налогоплательщику, чтобы ему было удобно с нами работать. В качестве примера могу привести закон о досудебном аудите, который Госдума в ближайшее время планирует рассмотреть в первом чтении.
В случае принятия закона налогоплательщик сможет в течение 15 дней решать споры с инспекциями, не выходя в суд, которому на рассмотрение дела требуется от трёх месяцев до года. Второй важный нюанс связан с тем, что налогоплательщику не придётся нести никаких финансовых издержек, а его деловая репутация никак не пострадает. Ведь если человек идёт в суд, то появляется некая публичность. В данном случае она будет исключена. Полагаю, что три этих позиции помогут улучшить наши отношения с налогоплательщиком.
– Как вы оцениваете собираемость налогов в регионе?
– В консолидированный бюджет Иркутской области за 2012 год мы собрали на 26,7% налогов больше, чем за 2011 год. По этому показателю Приангарье опережает не только другие регионы СФО, но и среднероссийский показатель, который равен 10,6%. В консолидированный федеральный бюджет от нашего региона было перечислено 146,4 миллиарда рублей налогов и сборов, что на 16,6% превысило показатели позапрошлого года. Но нельзя говорить, что эти результаты связаны исключительно с хорошей работой налоговой службы. Хотя от нас тоже многое зависит.
Думаю, в большей степени рост собираемости налогов – следствие того, что власти региона смогли договориться с крупными нефтяными, нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями в лице «Роснефти». Эти участники рынка создали консолидированную группу налогоплательщиков, и часть налогов, которые раньше платили в Москве, направляют в региональный бюджет.
Сейчас на долю налога на прибыль предприятий приходится 37% от общего объёма отчислений. Второе место, или 31,6%, приходится на налог на доходы физических лиц.
Сегодня мы ищем способы пополнения регионального бюджета, активно работаем с муниципалитетами, у которых остаются налог на имущество физических лиц и налог на землю. Мы сверяем с территориями базы налогообложения, предлагаем способы увеличения собираемости. Не так давно был показательный случай: одна из семей Ангарского района десятилетиями жила на земле и не платила налоги. Мы выиграли суд, сумма, предъявленная к оплате, была не такой уж значительной, но гораздо важнее сам факт. А муниципалитеты поняли, что надо искать дополнительные источники доходов у себя, а не ходить в область и не просить: «Дайте, дайте!»
«Можно сказать, что на нашем сайте побывала вся активная часть населения региона»
– Можно ли говорить о том, как сказалось на собираемости налогов с физических лиц то, что у каждого налогоплательщика появился «личный кабинет» на сайте УФНС?
– За прошлый год на нашем сайте побывало 2 миллиона человек. Если учесть, что в области проживает 2,8 миллиона, можно сказать, что на сайте УФНС хоть раз, но побывала вся активная часть населения. Интернет-сервисом «Узнай свою задолженность» воспользовались 800 тысяч налогоплательщиков, которыми были сформированы платёжные документы на оплату 450 миллионов рублей задолженности с учётом пеней. Из 6000 письменных запросов и обращений 70% получены нами через интернет-сайт. Ещё два года назад их было гораздо меньше – всего 20%. Сейчас на двух сайтах – федеральной службы и регионального управления – действуют 29 различных онлайн-сервисов. В разработке находится «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц».
«Личный кабинет» для физических лиц – а его пользователями на сегодняшний день являются 14 тысяч человек – хорош тем, что посетитель сайта видит не только сколько ему начислили, но и всю налогооблагаемую базу. Ведь бывает, что человек продал машину, а нам из ГИБДД не пришли сведения, что она числится за другим лицом. В итоге мы по-прежнему начисляем ему транспортный налог. В таком случае он может написать нам при помощи сайта, мы сверим данные с ГИБДД и внесём исправления в базу. Для этого вовсе не обязательно идти к нам в инспекцию, стоять в очередях, хотя их в последние годы становится всё меньше. Однако есть до сих пор не решённые вопросы, например, с доставкой налоговых уведомлений, которые не всегда доходят до адресата. А раз их не принесли, то вроде и оснований для оплаты налогов не наступает.
– Курс федеральных структур на то, чтобы максимально вывести общение с гражданами в онлайн, можно только приветствовать. Но как в данном случае быть с пожилыми людьми?
– Да, трудности действительно есть – не все могут пользоваться техникой и тем более онлайн-ресурсами. Поэтому мы улучшаем работу в инспекциях, например, внедряем электронную очередь, как в банках. В апреле часы работы операционных залов будут продлены до 20.00. Увеличится штат консультантов, ведь самостоятельно разобраться в вопросах декларации 3-НДФЛ или в оформлении имущественных вычетов не так-то просто. 15 и 16 марта у нас в инспекциях прошли дни открытых дверей, любой мог прийти и получить консультацию. Кроме того, действуют два мобильных офиса – в Тулуне и Иркутском районе. Думаю, что когда мы с вами станем пенсионерами, то будем активно пользоваться онлайн-сервисами, а нынешним бабушкам и дедушкам могут помочь дети и внуки, ведь любые налоговые документы можно отправить через наш сайт в отсканированном виде.
– Вы работали в бизнес-структурах, в политической сфере. Вам не скучно на госслужбе?
– Нисколько. Для меня это место работы – очень большой и положительный опыт. Объясню почему: есть доступ к информации, которая раньше для меня была недоступна. На её основании я могу лучше разбираться в экономических и политических событиях в регионе.
– Например?
– Пример могу привести, но он будет скорее общим. Сейчас УФНС России по Иркутской области находится на первом месте по СФО по собираемости налогов (95% и даже 97% в отдельные периоды), а вот по объёму их поступлений мы проигрываем Красноярскому краю, где присутствует «Норникель» и ряд других крупных компаний. С чем связана такая ситуация? С тем, что в регионе часто менялась власть и крупные плательщики просто меняли прописку или делали выбор в пользу ведения бизнеса в других регионах. Думаю, сейчас период смен исполнительной власти завершён. Хочется надеяться, что в ближайшее время наступит стабильность и начнётся серьёзная работа.
– Может, кто-то ещё и вернётся?
– Очень бы хотелось в это верить.
«Я бы рекомендовал каждому депутату максимум через два созыва спускаться на землю»
– Долгое время вы представляли интересы региона в Государственной Думе. К нынешнему созыву отношение у некоторых граждан, скажем так, неоднозначное. Некоторые даже называют его «взбесившимся принтером», намекая на нелогичность предлагаемых законопроектов. Некоторые депутаты со скандалом лишились своих полномочий…
– Хотелось бы начать с того, что подобных эпитетов о нынешней Думе мне слышать не доводилось. В данном случае нужно подумать, кому выгодно подобным образом дискредитировать статус самой Думы и депутатов. Я считаю, что этого делать нельзя, наоборот, нужно повышать имидж и государственной службы, и депутатов особенно. Ведь мы их избираем сами. И как можно говорить, мол, депутаты плохие, если мы сами их выбрали. Что касается скандалов, связанных с имуществом и коммерческой деятельностью, то я бы не стал называть это вирусом. Просто ушли люди, которые по каким-то причинам не продекларировали свои доходы. И в данном случае мне их логика непонятна. Зачем скрывать то, что рано или поздно откроется? Что касается меня, то я декларируюсь с 2004 года, как только заступил на госслужбу, хотя закон о декларировании был принят только четыре года спустя.
В целом Дума работает нормально, законопроекты, предлагаемые нашей службой, принимаются. В разработке каких-то инициатив я и сам принимал участие. До сих пор общаюсь с коллегами, как со «старыми», так и с «новыми», – все они нормальные, профессиональные, вменяемые люди.
– Не жалеете, что не участвуете в работе нынешнего созыва?
– Нет, не жалею. Но это никак не связано с событиями вокруг нынешней Думы. Просто мне нравится то, чем сейчас занимаюсь. Я бы рекомендовал каждому депутату максимум через два созыва спускаться на землю, чтобы посмотреть, а что же они сделали. Например, я бы многое поменял в Налоговом кодексе и не только.
– Что бы вы изменили?
– К примеру, усилил бы ответственность юридических лиц, не сдающих налоговую отчётность, не находящихся по месту регистрации, а неблагоприятные последствия этих действий возложил бы на самих юридических лиц. Второй момент – НДС. Есть юридические лица, которые используют сегодня схемы ухода от его уплаты или пытаются его незаконно возместить. То есть не только не платят, но и пытаются незаконно получать деньги из бюджета. Особенно тревожная ситуация складывается в лесной отрасли.
– Каждый день вы полтора часа проводите в пути до места работы и обратно. Не жалко на это времени?
– Времена, когда на дорогу в один конец требовалось 45 минут, давно прошли. За четыре года люди стали жить настолько «плохо», что автомобильные пробки вынуждают выезжать за полтора часа до начала рабочего дня. По этой причине стараюсь перенести на более позднее время и вечерний отъезд домой.
«На «Лыжню России» в этом году вышел спонтанно»
– Предлагаю поговорить о том, что помогает отвлечься от работы, – о спорте.
– К сожалению, спорта в моей жизни с каждым годом всё меньше и меньше, в основном физкультура. Но по возможности стараюсь двигаться. Физические нагрузки помогают взбодриться, снять нервное напряжение, да и на многие вещи после тренировки смотришь гораздо проще. Два раза в неделю стараюсь играть в хоккей с шайбой, с младшим сыном ездили на горнолыжный курорт в Байкальск. В нынешнем году провели там целых четыре дня на новогодних каникулах. Летом стараюсь кататься на велосипеде, даже несколько раз приезжал из Ангарска в Иркутск, дорога занимает 1 час 45 минут. Однако часто добираться таким образом на работу желания нет, но не потому, что долго, а потому, что машин много и дышать практически нечем. Совсем другое дело – выехать за Ангарск, в район Савватеевки, Тальян, там и дышится по-другому, и транспорта гораздо меньше.
– Мне кажется, насчёт того, что спорта всё меньше, вы поскромничали. В нынешнем году вы опять выиграли VIP-забег на «Лыжне России». Коллеги даже сказали: «Угнаться за Зайцевым невозможно!»
– Мне и бежать-то в нынешнем году не хотелось. Всё получилось спонтанно: «Давай пробежимся!» – «Давай!» У меня и формы с собой шибко не было, и лыжи были не смазаны с прошлого года. Но встал и побежал, хоть и было на улице минус 23 градуса. Обычно, если ниже минус 16 градусов, я не бегаю, потому что буду болеть потом. Поэтому на лыжне старался даже не дышать или делать это через раз. Вообще, это мероприятие нужно переносить на более поздний срок – когда потеплее, а то вроде как спортивный праздник, а погода некомфортная.
– Ваша семья за последние годы пополнилась.
– Да, пять лет назад у нас появился третий ребенок – на этот раз дочка. Назвали Софья, не в честь кого-то, а просто имя красивое. Могу сказать, после двух сыновей дочь – это что-то совсем другое.
– Маленькая Соня, наверное, уже вьёт из папы верёвки?
– Да (улыбается). Первый вопрос, когда папа приезжает из командировки: «Когда мы пойдём в магазинчик?» Я уже стал разбираться в игрушках и играх для девочек. Наверное, девочки так устроены, что к отцу тянутся больше, чем пацаны. Бывает, приду с работы уставший, прилягу на диван, а дочка подойдёт: «Папочка, папочка!» Какой уже там диван?! Собираемся и идём куда-нибудь вместе, например на прогулку. И откуда-то силы берутся и энергия.
– Ваши сыновья уже определились, кем хотят стать?
– Илье исполнилось 18 лет, он студент первого курса БГУЭП, решил идти по моим стопам – стать экономистом, а дальше будет видно. Сын уже совсем самостоятельный, у него много своих интересов, даже отдыхает он иногда не с нами, а в компании друзей. Средний, Семён, учится в шестом классе, и о будущей профессии ему пока думать рано. Мне приятно, что супруга, которая долгое время занималась домом и детьми, нашла себе занятие по душе – у неё есть небольшой бизнес, связанный с недвижимостью. Он позволяет ей, с одной стороны, быть при деле, а с другой – достаточно времени уделять всем нам.
Когда приходится на несколько дней улетать в Москву, мне очень не хватает шума и гама, которые постоянно стоят у нас дома. Вроде сидишь в тишине, телевизор смотришь или читаешь, а тянет домой. В такие моменты начинаешь ценить самые простые, казалось бы, вещи. Например, ужин в кругу семьи.
– Вы счастливый человек?
– Да, я очень счастливый человек. Считаю, что повезло и с семьёй, и с коллегами по работе. За всё время своей трудовой деятельности работал в разных коллективах, и везде меня окружали замечательные люди. Да, где-то кто-то ошибается, но можно поправиться и снова шагать дальше. У нас очень хороший коллектив и управление в целом, и мне не пришлось ничего ломать. Единственное, что я делаю, – вношу небольшие коррективы. Считаю, что мои предшественники поработали очень хорошо, многое сделав для развития службы в регионе. На сегодняшний день мы пытаемся не только вместе работать, но и отдыхать. В сентябре провели спартакиаду, где собралось более 300 человек из инспекций по всей Иркутской области. Конечно, все боролись за первые места, хотели победить. Но самое главное – общение. Многие друг друга впервые увидели, потому что кто-то живёт, например, в Тулуне, а кто-то в Иркутске. Где они в обычной жизни встретятся? Разве что по телефону смогут поговорить. Поэтому стараемся и хорошо работать, и хорошо отдыхать. И это главное.
Биографическая справка:
Константин Борисович Зайцев родился 9 января 1970 года в Ангарске. Кандидат экономических наук. В 1993-м окончил Иркутский институт народного хозяйства по специальности «бухгалтерский учёт, анализ хозяйственной деятельности и контроль»,
в 1996 году – Иркутскую государственную экономическую академию по специальности «юриспруденция». В 1988–1991 годах служил в армии. Работал экономистом, бухгалтером, главным бухгалтером, главным бухгалтером ОАО «Ангарский завод бытовой химии». С 1997 по 1999 год был заместителем генерального управляющего по экономике и финансам, заместителем генерального директора АНХК.
В 1998-м был избран депутатом Ангарского муниципального образования, в 1999-м – депутатом Государственной Думы по Ангарскому избирательному округу. Входил в состав комитета по бюджету и налогам. В марте 2004 года был назначен главным федеральным инспектором в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. В сентябре 2006 года был избран секретарём ИРО «Единой России». В 2007 году стал депутатом Государственной Думы, работал заместителем председателя комитета по энергетике. Курировал три направления: атомная, водородная энергетика, а также энергосбережение и энергоэффективность. В январе 2012 года стал руководителем УФНС России по Иркутской области.
Профессионально занимался лыжным спортом, выступал на российских и всесоюзных соревнованиях. Был членом сборной ЦСКА.
Живёт в Ангарске, женат, воспитывает двух сыновей и дочь.