«Мы очень хотим, чтобы «Мимолёт» вернулся»
Искусство, для которого «достаточно коврика, магнитофона и своего тела», вернётся в Иркутск. 22 марта, в день рождения Марселя Марсо, любимый многими жителями города мим Валерий Шевченко объявил, что ведутся переговоры о проведении в Приангарье в 2014 году фестиваля «Мимолёт». Пока же в Иркутском областном краеведческом музее Шевченко открыл выставку «Поэт тишины», посвящённую 90-летию Марселя Марсо. Очень хочется надеяться, что с возвратом «Мимолёта» в Иркутск вернётся и «душа театра».
«Иркутск считается одним из центров пантомимы в России, по крайней мере у нас здесь особое отношение к этому искусству, связанное с многолетним проведением фестивалей «Мимолёт», – заметил директор ИОКМ Дмитрий Люстрицкий в день открытия выставки. Автором дизайна выставки стал художник театра и кино, директор театра “Лицедеи” Борис Петрушанский, который вместе с Валерием Шевченко приехал в Иркутск. Сотрудники музея, по его словам, очень тепло и творчески подошли к выставке, за что «лицедей» был им очень благодарен. Вместе с Иркутском 22 марта день рождения Марселя Марсо отмечали 65 стран мира, в которых он когда-то побывал. Фактически с него началось мировое искусство пантомимы, которое получило огромный отклик в СССР. «Марсель Марсо – это актёр мирового уровня, который владел умами советской молодой актёрской поросли, – сказал Борис Петрушанский. – Владел умами многих городов, потому что пантомима была самым дешёвым, самым популярным видом искусства. Достаточно было коврика, магнитофона и своего тела». «Из Марсо» выросло огромное количество отечественных мимов и клоунов, от всем известного Леонида Енгибарова до талантливейшего, но малоизвестного широким массам Николая Никитина.
– В 1990-е годы центр российской пантомимы переместился из европейской части в Сибирь, тогда-то в 1997 году и возник фестиваль «Мимолёт», действовавший до 2002 года, – рассказала Юлия Кунина, куратор выставки. Она, учась в Театральной академии, писала дипломную работу о фестивале «Мимолёт». Сейчас работает над кандидатской диссертацией, посвящённой этой же теме. И хотя она не иркутянка, а родом из Новосибирска, «Мимолёт» любит очень.
«Не спрашивайте, почему выставка в Иркутске, – сразу сказал Валерий Шевченко. – Она могла появиться только здесь. Мы этого сильно хотели». Профинансировало и организовало выставку министерство культуры и архивов Иркутской области. Шевченко в этот же день вручил министру Виталию Барышникову медаль Марселя Марсо международного фестиваля «Белая маска». Такие медали есть, к примеру, у известного российского мима Ильи Рутберга, Государственного ереванского театра пантомимы.
На выставке использованы материалы из учебно-методического пособия Театральной академии Санкт-Петербурга, кандидата искусствоведения Елены Марковой. «Елена Викторовна предоставила свою коллекцию, – рассказал Валерий Шевченко. – Такой уникальной коллекции нет нигде, такого количества документов, фактов, фотографий, пожалуй, в целом мире нет. Человек всю жизнь посвятил пантомиме, выпустил несколько книг по Марселю Марсо, учебников, книг со сценариями пантомимы…». Жаль, что сама Елена Маркова не смогла приехать в Иркутск.
Прямо на выставке будут идти фильмы. О Марсо будут с экрана рассказывать люди, которых представлять не надо: Владимир Фокин, Марк Розовский, Олег Попов, Игорь Ясулович. Здесь же, в стенах ИОКМ, можно будет увидеть легендарный спектакль, когда-то шедший на сцене Иркутского театра пантомимы, «Женщина с витрины, или Банальная история о любви» (версия, снятая в Центральном Доме художника в Москве). Выставка, если всё получится у организаторов, из Иркутска отправится в Братск, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск. Борис Петрушанский сообщил, что в этом году одна за другой будут открываться выставки Марсо по всей России. 1 апреля – в Красноярске, 27 марта – в Санкт-Петербурге, осенью в – Новосибирске и ещё нескольких городах России.
Валерий Шевченко обрадовал: выставка «Поэт тишины» – это первый этап более длительного проекта. Вторым этапом станет летняя школа пантомимы на Байкале.
«Если всё получится, если всё будет нормально, последний, финальный этап – это возвращение «Мимолёта» в Иркутск», – заявил Шевченко. – Мы очень хотим, чтобы «Мимолёт» вернулся, мы всё для этого делаем. Но это непросто. По крайней мере, желание у администрации есть. И это очень важно».
– Последний «Мимолёт» был в 2002 году, неужели за 10 лет не удалось договориться с руководством Иркутской области о возвращении фестиваля? – спросили журналисты.
– А сколько раз за это время менялось руководство Иркутской области? Мы же не это… – Шевченко показал «распальцовку». – Мы не ездим на договоры, переговоры. Должно быть добровольное желание, тактически и экономически надо просчитывать. Конечно, «Мимолёт» – это большой политический багаж.
– Сколько фестиваль может стоить?
– Не дороже, чем Вампиловский фестиваль. Мы хотели сделать фестиваль в 2013 году, но этот год по «фестивальному» наполнению уже богат. Это и Вампиловский, и «Звёзды на Байкале» – слишком много.
Валерий Шевченко был рад, что благодаря парадам «Мимолёта» в городе закрепилась традиция карнавалов. «Народ с удовольствием идёт, как на Первое мая. Всё здорово, осталось только улицы почистить и асфальт положить», – улыбается он. Однако если «Мимолёт» состоится, то Шевченко обещает придумать что-то ещё круче, чем карнавальное шествие. Последний спектакль, который ставил в регионе Валерий Шевченко, – в Братском драматическом театре («Созвездие Пегаса», Сигизмунд Кржижановский).
«А с Иркутском у меня не получается ничего, – сказал Шевченко. – Напрашиваться я не умею и не хочу. Позовут – приеду». «Я вам скажу честно, мне иногда снится Дворец профсоюзов с какими-то немыслимыми коллапсами… Щемит сердце, смотрю на свой чердак». Театр пантомимы когда-то размещался в этом здании, но потом помещение пришлось освободить, труппа распалась, Шевченко уехал в Москву. «Вы не хотите снова свой театр в Иркутске?» – спросили журналисты. «Наверное, поздно говорить о своём театре здесь, – ответил Шевченко, который в эту поездку провёл мастер-классы в Иркутском театральном училище и увидел перспективных ребят. «Мы разговаривали с мэром на эту тему. Я спросил: «Место есть?». Он сказал: «Места нет».