«Демоверсия с искомым результатом»
«Единая Россия» верит в торжество народных праймериз, политологи – нет
Иркутские единороссы определились с моделью праймериз – №4. Федеральные СМИ называют её самой консервативной из предложенных генсоветом, местные единороссы, напротив, видят прогресс. Голосовать за список в Заксобрание Иркутской области будут исключительно партийцы, однако на этапе предварительного голосования кандидатуры в список дадут общественные организации, подписавшие соглашение с ИРО «ЕР», и члены Общероссийского народного фронта. Но наблюдатели слабо верят в то, что «общественные» выборы будут демократичны, заранее окрестив их «подконтрольными и предсказуемыми».
Генсовет «Единой России» предложил своим партийцам четыре модели праймериз. По первой модели в голосовании принимают участие все желающие. По второй – голосование открытое, однако выборщикам нужно зарегистрироваться. По третьей – кандидатуры представляют партия и Общероссийский народный фронт, а выборщики определяют лучших. И, наконец, модель номер четыре: голосовать за список могут только партийцы. Как пояснил на прошлой неделе на пресс-конференции секретарь ИРО «ЕР» Сергей Брилка, это не означает, что общественность будет исключена из процесса выборов.
«Это необычные выборы с позиции предложений кандидатов, – заверил Сергей Брилка. – Будет не закрытая кулуарная клубная работа, к чему мы в принципе привыкли и что практикуется. Это будет взаимодействие с Народным фронтом, широкое предложение кандидатов». Заместитель руководителя исполкома ИРО «ЕР» Алексей Козюра раскрыл тонкости. «6 марта политсовет «ЕР» принял решение о начале сбора предложений о кандидатурах, – сказал он. – До 30 марта общественные организации, входящие в Координационный совет Общероссийского народного фронта и подписавшие соглашение с нами, представят свои кандидатуры. Это определено положением генсовета партии». Смогут участвовать и самовыдвиженцы. Далее регсовет утвердит список «от общественников» и начнётся голосование партийцев на 22 площадках. «Это, по большому счёту, вторая избирательная кампания», – считает Сергей Брилка. Предварительное голосование должно завершиться до 25 мая. «Если три года назад праймериз проходили при участии около 30% членов партии, то к 2013 году аудитория предварительного голосования выросла более чем в 4 раза», – сказал Алексей Козюра, заверив, что на все площадки голосования будет свободный доступ СМИ. «Мы широко пойдём на выборы, опять же никого не боясь. Потому что ни коммунисты, ни другие партии ничего не смогут предложить лучшего», – заявил Сергей Брилка, заметив, что их противники по избирательной кампании не думают ни о чём другом, кроме как «устроить себя в Законодательном Собрании».
Четвёртая модель праймериз, которую федеральные СМИ называют самой консервативной, местным политбоссам «ЕР» кажется, наоборот, весьма передовой. Ведь впервые общественность имеет право сама формировать список, а партия вроде как вмешаться может только на втором этапе. Правда, Алексей Козюра оговорился – «Единая Россия» ведь тоже относится к «участникам Координационного народного фронта», а значит, имеет право на выдвижение своих кандидатур ещё в рядах общественности. «Но только как один из участников», – подчеркнул Алексей Козюра. «Мудрёно, да?» – засмеялся Сергей Брилка, увидев недоумение журналистов, на памяти которых ещё были удивительные списки партии власти на выборах в Госдуму, когда в числе «кандидатов от общественности» всплыл старый политический знакомый Антон Романов. В Госдуму он шёл от общественников, а голосовал за ограничение прав митингующих и закон о Диме Яковлеве. И тем не менее четвёртая модель утверждена.
Другие регионы тоже опробуют разные модели праймериз. Осенью 2012 года во время региональных выборов на Сахалине местная «ЕР» остановилась на самой открытой модели, в феврале этого года Ростов Великий испытал на себе такой же способ проведения «мед-
вежьих» праймериз на выборах мэра. Люди, кстати, отреагировали хорошо – явка была высокой. Выборы в Законодательные собрания 8 сентября 2013 года пройдут в 16 регионах страны. Пока местные единороссы довольно неохотно делятся информацией, какую модель они выбрали. Среди тех, кто уже определился, – Ярославская область. Здесь голосовать сможет любой желающий, имеющий паспорт. В Республике Саха (Якутия) также остановились на праймериз по демократичным моделям, правда, пока не решили, голосование будет полностью открытым или с регистрацией выборщиков.
Впрочем, соперники «ЕР» разницы в моделях не видят. «Все отделения «Единой России» настроены на управление, – заметил глава ИРО «Справедливая Россия» Иван Грачёв. – Вы думаете, что открытая модель праймериз будет лучше закрытой? В современных российских реалиях настоящее народное голосование плохо реализуемо. Представьте выборы, никак не регламентируемые законом. Вот это и есть их хвалёные «открытые» праймериз. Это подвоз выборщиков, это любые фальсификации, за которые никто не ответит – закона о праймериз нет. Выльется всё во внутрипартийные разборки». «Праймериз – это хорошо, я горячо поддерживаю, надо бы ввести их во всех парламентских партиях, – заметил политолог Алексей Петров. – Но только проводиться они должны как положено. А то у нас получается, что партбоссы или великие «сторонники», увидев, что они седьмые-восьмые в рейтинге, вдруг с праймериз резко снимаются. Голосование внутри партии выявляет одних лидеров, а потом регсовет «кладёт», простите, на эти праймериз и формирует свой список. Ну и зачем такая девальвация хорошей, в общем-то, идеи?»
«Способности действующей власти и обслуживающих её технологов получать нужный результат чрезвычайно развиты, это мы видим даже на «настоящих» выборах, где «Единая Россия» ухитряется побеждать или выдавать полученный результат за победу даже при крайней своей непопулярности, – говорит новосибирский политолог Алексей Мазур. – Внутрипартийные же праймериз дают намного больше таких возможностей. Начиная от того, что нет строго прописанного законодательства, нет уголовного наказания за фальсификации, и кончая тем, что «избираемые» могут формировать состав «избирателей». Иркутское отделение «Единой России» с четвёртой моделью перестраховывается, по понятным причинам, считает Мазур. «Во-первых, ваш регион показал себя как территория с высокими протестными настроениями, которые разделяют, как ни странно, и многие члены «Единой России», – заметил он. – Во-вторых, здесь высокая конкуренция среди элит, много сильных игроков с большим финансированием, что может привести к ожесточённой борьбе на праймериз. И к скандалам по их результатам. Поэтому руководство регионального отделения хочет свести риски к минимуму». «Сам выбор модели от широкого представительства голосующих к келейности говорит о многом. Например, о том, что устроители не хотели бы потонуть в разноголосице мнений беспартийных участников, хотели бы управлять предсказуемостью итогов голосования, – заявил заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин. – Таким образом, в рамках игровой логики авторов четвёртый вариант праймериз представляет собой апробированную демоверсию с искомым результатом, внешне демократическую и креативную, а по существу – подконтрольную и предсказуемую». Шишкин напомнил: классическая американская процедура праймериз направлена на выявление курии выборщиков, это совершенно другая технология, решающая иные задачи. «Наши незадачливые партийцы приспособили, и уже не раз, заморское чудо к сибирским играм. Конечно, мягкий рейтинг не помешает твёрдым адептам, что не гарантирует, безусловно, итоговый успех в этом деле», – заметил профессор.