Как ветром сдуло
Ernst & Young на прошлой неделе обнародовала прогнозы инвестирования в альтернативную энергетику на 2013 год. Предполагается рост финансовых вложений в эту сферу во всём мире. Лидерство по инвестиционной привлекательности электрогенерирующих предприятий, работающих на возобновляемых источниках, принадлежит КНР, США и ФРГ, пишет Пронедра.ру.
Практика проведения аукционов по закупке электроэнергии оказывает положительное влияние на развитие альтернативной энергетики во всём мире. Об этом говорится в квартальном отчёте об инвестиционной привлекательности, составленном компанией Ernst & Young.
По информации эксперта компании Джил Форер, в 2013 году аукционы по отбору мощности намерены провести Франция, Индия и некоторые другие государства. Это говорит о стремлении правительств увеличить долю генерирования энергии из возобновляемых источников, сообщил Пронедра.ру.
В рейтинге инвестиционной привлекательности для реализации проектов альтернативной энергетики (All Renewables Index) лидирует Китай, «серебро» досталось ФРГ, однако немецкие власти, похоже, могут изменить ситуацию в худшем направлении своими намерениями уменьшить «зелёный» тариф. Третье место заняли США, сделавшие акцент на ветряках. Налоговые льготы на работу объектов альтернативной энергетики в США продлены.
Несмотря на то что в 2012 году объём инвестиций в альтернативную энергетику в мире уменьшился до 268,7 млрд. долларов, или на 11% по сравнению с 2011 годом, на 2013-й ожидается его значительное увеличение. Аналитики предполагают особенный рост вложений в солнечную и ветряную энергетику.
В прошлом году компании, занятые в ветроэнергетике, обсуждали историческое событие – первое страхование ветряка в Северном море немецкой страховой компанией Munich RE. Эксперты прогнозируют интенсификацию модернизации электросетей на территории Дании, ФРГ, Индии и КНР, чему в немалой степени будет способствовать строительство ускоренными темпами генерирующих мощностей, работающих на возобновляемых источниках энергии.
Международное энергетическое агентство (МЭА) предрекает природному газу золотой век: его доля в энергобалансе к 2035 году вырастет до 25 c 21%, а нефть и уголь будут использоваться всё меньше. Доля возобновляемых источников также будет расти и достигнет 18% к 2035 году против 13% в 2010-м (без учёта атомной энергетики), приводит данные газета «Ведомости». Но именно сланцевый газ может ограничить потенциальный рост спроса на «чистую энергию» — на 5% во всём мире и на 10% в США, предупреждает МЭА. А если национальные правительства ослабят поддержку альтернативной энергетики, добыча сланцевого газа ещё сильнее повлияет на рынок возобновляемых источников энергии.
Альтернативная энергетика уже соперничает со сланцевым газом в борьбе за внимание регуляторов, пишет EY, например, за господдержку развития сетевой инфраструктуры. Сланцевый газ выглядит всё привлекательнее и для частных инвесторов – в США вложения в его добычу обещают высокую прибыль, а также возможность сэкономить на плате за выбросы парниковых газов (США уже развивают региональные системы квотирования выбросов).
Не везде столь же благоприятные условия для сланцевого бума, оговариваются авторы. Во Франции развитию сланцевых месторождений мешают экологи, хотя уже обсуждается разработка альтернативных методов добычи. А в Китае значительная часть газоносных сланцевых пород расположена в регионах, где не хватает водных ресурсов. Пока сланцевый газ оказывает на европейский рынок только опосредованное влияние: из-за сокращения спроса в США в Европу были перенаправлены поставки из ближневосточных стран.
Но сланцевый газ не единственная проблема альтернативной энергетики, констатирует EY. Развитые страны, которые наращивали инвестиции в возобновляемые источники энергии до кризиса, теперь сосредоточились на фискальной консолидации.
Госпрограммы поддержки альтернативной энергетики через субсидии или повышенные тарифы сокращаются: еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер уже рекомендовал Германии установить квоты или лимиты на поддержку возобновляемых источников, а Испания ввела энергетический налог, чтобы компенсировать затраты на стимулирование альтернативной энергетики. Даже в Японии, где интерес к возобновляемым источникам возрос после отказа от атомной энергетики, специальные тарифы с апреля снизятся на 10%. Средства есть только у Китая: в IV квартале 2012 года треть всех солнечных батарей была приобретена в КНР, констатируют «Ведомости».
Частные инвесторы также сократили вложения в малые и средние проекты (например, по использованию биомассы или мусора в качестве топлива) и сосредоточились на крупных проектах в солнечной и ветряной энергетике. Инвестиции в переработку биомассы и мусора за 2012 году упали на 27%, а солнечная энергетика и энергия ветра потеряли лишь 9 и 13% вложений соответственно, подсчитали аналитики Bloomberg New Energy Finance.
Минэнерго планировало к 2020 году 4,5% электроэнергии производить из возобновляемых источников энергии, а теперь рассматривает возможность снижения этой доли до 2,5%, цитируют «Ведомости» чиновника ведомства.