Знак качества Веры Николаевой
Эта симпатичная, моложавого вида женщина, можно сказать, «поднялась на железобетоне». В 18 лет после окончания строительного техникума Вера Николаева пришла в арматурный цех Иркутского завода ЖБИ бывшего треста ВСЭСС. Начала с арматурщицы, работала в конструкторско-технологическом бюро. В середине 1970-х отправилась с мужем в Монголию, три года провела на комбинате строительных материалов в Дархане. По возвращении на родной завод была назначена мастером, затем начальником отдела технического контроля лаборатории.
В 1999-м прибывшие из Коломны руководители МО-125 подыскивали специалистов на строительство Академического моста, знакомились с городской базой стройиндустрии. В лабораторию ЖБИ заявились целой делегацией во главе с главным инженером мостоотряда. «Встречай гостей, Вера Антоновна, – представил её мостовикам тогдашний директор предприятия Сергей Думов. – Выкладывай всё, как на духу, ничего не скрывай». «А что нам скрывать, да и ни к чему это», – приветливо улыбнулась Николаева. И тут же подробно рассказала и показала аттестованное оборудование, результаты испытаний заполнителей, подборы составов бетонов …
«Всё, больше никуда мы не поедем, – заявили мостовики. – Лаборатория у вас прекрасная, специалисты что надо».
Сотрудники лаборатории под руководством Николаевой «живым щитом» вставали на защиту качества строительных материалов. Только после результата испытаний прорабам и мастерам разрешалось производить дальнейшие операции: распалубку, снятие тентового укрытия, натяжение канатов пролётных строений и другие. Жёсткие правила на возведении нового моста через Ангару усвоили все. Иначе нельзя, персонал лаборатории отвечает за прочность каждой конструкции, а значит, и за сооружение в целом.
Так что вовсе не случайно после сдачи Академического моста руководители МО-125 пригласили Веру Николаеву в Богучаны. В чистом поле за три года были возведены бетонный завод, цех по производству контурных блоков и 1685-метровый мост в металлоконструкциях. Проблем там было ничуть не меньше, чем на строительстве иркутского объекта. Щебень на производство бетона возили из Челябинска, так как местный по техническим условиям не подходил. Когда об этом узнал руководитель Красноярского управления дороги, он пришёл в бешенство. «Что, в нашем крае щебня нет? – выговаривал он Николаевой. – Тогда измените проект». Она спокойно и убедительно доказала, что менять ничего нельзя. И настояла на своём.
Зато богучанский мост получился что надо. Не было никаких предписаний и замечаний по качеству строительства. «Лучших лабораторий я не встречала», – отмечала начальник красноярской лаборатории «Домстройпроект» Людмила Вешникова на одном из крупных строительных совещаний. Более того, за вклад в развитие Нижнего Приангарья Вера Антоновна была награждена Почётными грамотами министра регионального развития и губернатора Красноярского края.
После Богучан директор МО-125 Алевтин Рыжиков и главный инженер Виктор Ляшенко уговаривали Веру Николаеву ехать с ними на новую стройку в Воронежскую область, но она отказалась в силу своего возраста и привязанности к родным местам: «В Урике у меня родительский дом, дача, дочь Марина, две внучки, зачем мне куда-то ехать?» Её ждали и в ЗАО «Мостострой-9», руководством которого было принято решение об организации своей контрольно-испытательной лаборатории. Ездили по лабораториям мостоотрядов в поисках толковых специалистов, с нетерпением ожидали завершения стройки в Богучанах.
– Через год после прихода Веры Антоновны у нас появилась прекрасно оборудованная лаборатория, обеспечивающая все технические показания бетона, – рассказывает начальник службы контроля и охраны труда ЗАО «Мостострой-9» Николай Колесников. – Своим умением, опытом и обширными контактами она сумела организовать работу лабораторий по всем нашим мостоотрядам.
И правда, лаборатория у мостовиков оборудована что надо. В ней отличная пневматическая камера для испытания бетона на морозостойкость, автоматизированная установка определения водонепроницаемости бетона, сушильный шкаф, морозильная камера – всё, что нужно для испытания инертных материалов, приготовления состава бетона.
– Николаева – специалист, который по цвету и весу бетона может определить его качество, – говорит Николай Колесников.
Обеспечение проектных требований к качеству бетона – дело непростое. Контролировать процесс можно лишь комплексом испытаний, начиная от поставок песка, щебня, цемента и кончая отбором и испытанием образцов, подтверждающих, что проектная плотность обеспечена. Кстати, Вера Антоновна осуществляет жёсткий контроль за добрым десятком лабораторий мостоотрядов. Ездит в командировки, проверяет документацию, карты подбора материалов.
Осенью приехала в Замзор, где шло бетонирование эстакады. На бетонном заводе обнаружила массу погрешностей: и заполнители не в полном объёме, и химдобавки, и отсутствие укрывного материала. Остановила работы МО-5 и МО-106 и ждала, пока устранят замечания, лишь затем дала «добро» на продолжение бетонирования объекта.
– Без малого 45 лет вы занимаетесь строительством инженерных сооружений. Какие из них останутся в памяти навсегда? – спрашиваю Веру Антоновну.
– Это два построенных моста через Ангару – Академический в Иркутске и в Богучанах, – без раздумий отвечает собеседница. – На моём столе стоят фотографии объектов, и я ежедневно любуюсь этими красавцами. Они – как дело всей моей жизни.