«Сооружение требует продолжения»
Чиновники в поисках новой дорожной «стройки века»
Никаких светофоров, шесть полос движения и многоуровневые развязки. Такой проектировщики видят первую в Иркутске магистраль непрерывного движения, которая может связать аэропорт и Академический мост. В этом году знаменитое строительство, которое потребовало больше десяти миллиардов рублей и десяти лет, завершится. Дорожники делают последние штрихи к новому мосту, а чиновники задумываются, чем заняться теперь, когда старая «стройка века» подходит к концу. Общего мнения нет, но областной министр строительства Михаил Литвин хочет продолжить ход правобережной развязки моста, превратив захудалую улицу Пискунова в шикарную автостраду.
Кольцо будущего
Министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Михаил Литвин, недавно вступивший в должность, не лишён амбиций: в его планы входит начать в Иркутске какое-либо масштабное предприятие, которое придёт на смену эпохе строительства Академического моста. В фаворе главы ведомства идея, предложенная ОАО «Иркутскгипродорнии»: к 2021 году сделать автомагистраль из двухполосной улицы Пискунова, в которую сейчас упёрлась шестиполосная правобережная развязка нового моста. Однако не все эксперты выступают в поддержку этой идеи. На обсуждение в министерстве собрались в среду, 20 февраля.
Выбор у ведомства широк: дороги не слишком хороши по всему Иркутску, а генеральный план города предполагает масштабное строительство в любых направлениях. Однако остановиться нужно на чём-то одном. За основу проектировщики «Иркутскгипродорнии» предлагают министерству взять скоростное кольцо вокруг центра Иркутска, задуманное ещё сорок лет назад, и реализовать небольшой его отрезок – улицу Пискунова.
По замыслу советских градостроителей, центр города должна была опоясать магистраль непрерывного движения, с разных сторон к которой примыкали бы выезды на Московский, Култукский, Александровский, Качугский и Байкальский тракты. Эту идею поддержали потомки, и она легла в основу транспортной составляющей генплана, принятого в 2007 году.
В общих чертах скоростное «кольцо будущего» представляет собой слияние крупных артерий, некоторые из которых так и не были построены. Объездная дорога Первомайского и Университетского должна соединиться с районом аэропорта через Академический мост и далее по улице Пискунова. Аэропорт по воображаемой пока «диагонали Октябрьского округа» соединяется с Маратовской развязкой, затем движение продолжается по улице Олега Кошевого, Глазковскому мосту и по Ново-Ленинской объездной дороге, следуя оттуда к Иннокентьевскому мосту и замыкаясь там же, на объездной Первомайского и Университетского. При этом у кольца есть и вспомогательный ход через плотину ГЭС с соединением аэропорта и выездом на Байкальский тракт.
Общая протяжённость «кольца будущего» составляет 21 километр, участок в границах улицы Пискунова, которую предлагается преобразовать в автомагистраль к 2021 году, занимает примерно 2 километра. «Пересечение Пискунова и Партизанской – граница четвёртого пускового комплекса Академического моста. Хорошо видно, что с учётом выполненных работ продолжение улицы Пискунова является узким горлышком. От развязки её ширина составляет три-четыре полосы. А на участке от Партизанской до Депутатской и далее до улицы Ширямова идут две полосы движения. В результате интенсивность транспортных потоков, перетекающих с моста, достигает 400%», – говорит начальник дорожного департамента «Иркутскгипродорнии» Александр Кыштымов.
«Напроектировать в стол»
По оценкам научного руководителя Транспортной лаборатории ИрГТУ Александра Михайлова, строительство моста не приблизило Иркутск к решению транспортной проблемы: «На сегодня, когда правобережный подход у нас заканчивается улицей Партизанской, центральная проезжая часть моста загружена только на 30%. Безусловно, сооружение эффективно не работает и требует продолжения». К такому мнению склоняется и министр строительства: «Замыкание и логическое завершение для меня сейчас задача номер один. То, что мы имеем сейчас, – это либо начало чего-то, либо выкинутые деньги. Потому что сегодня транспортные потоки не сместились. Мы должны понимать, что нужно и деньги изыскать, и спроектировать, и вообще представлять, как строительство будет происходить».
Однако «понимания» пока нет. По словам Александра Кыштымова, проектные работы с необходимым объёмом согласований по переносам коммуникаций и отводам земель должны быть выполнены не позднее 2014 года, чтобы к 2018 году успеть построить первый участок магистрали с двумя многоуровневыми развязками от пересечения с Партизанской до Карла Либкнехта. Полёт мысли ограничен лишь финансированием. Пока в минстрое не делятся планами, за счёт каких источников ведомство намерено вести строительство, а другие эксперты констатируют, что «денег нет».
По словам главы Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области Александра Николаева, до этого работавшего в департаменте дорожного строительства мэрии, у города уже достаточно горького опыта: «Зачем городить проект, который мы непонятно когда реализуем? Напроектировать в стол – не вопрос. А как будем реализовывать, если нет у нас денег? В городе очень много проектов на 10 миллиардов рублей. Документы, на которые устаревают технические условия и экспертиза, лежат мёртвым грузом».
Со скепсисом к проекту относится и Александр Михайлов. По его мнению, первоочередного вмешательства требуют тесная Маратовская развязка и неудобный левобережный подход к Академическому мосту, а также проектирование узла в районе Каи. Однако министр строительства заявил, что альтернативы для идеи с реконструкцией улицы Пискунова он не видит. Тем временем в городской администрации уже готовят техзадание на проектно-сметную документацию, разработка которой может обойтись в 50–70 миллионов рублей.