«Собирайте свои вещи – и вперёд»
Переселенцы из зоны затопления БоГЭС начали заезжать в «Луговое»
Первые семьи, чьё жильё попадает в зону затопления Богучанской ГЭС в Иркутской области, переехали в новые квартиры. До «Лугового» добрались пока лишь единицы, которые, впрочем, уже публично радуются полученному жилью. На минувшей неделе новосёлов проведал министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Михаил Литвин. Те его заверили, что «всё в порядке и всё прекрасно». Между тем в аппарате уполномоченного по правам человека в регионе указывают на очевидные нарушения при переселении людей и на недостатки предоставленных квартир, которые искажают картину счастливого новоселья.
В квартиру Садиных в пяти-этажке «Лугового» ввалилось человек пятнадцать. «Всё нормально у нас!» – вместо приветствия закричали жильцы. Хозяина, кажется, не ожидавшего такого визита, журналисты и чиновники искали, приговаривая: «Где тут у нас Николай Родионович?» – и обнаружили в глубине квартиры, ближе к балкону. «Всё нормально, прекрасно всё», – повторял он.
– Какие-то пожелания есть? – заботливо поинтересовался министр Литвин.
– Я хочу остальным пожелать переехать сюда, – ответил Николай Родионович, чем полностью удовлетворил любопытство чиновника.
– Вам здесь нравится? – продолжили расспросы журналисты.
– Конечно, нравится. А почему не понравится?
– А вы откуда? Там какое жильё было?
– С Кеуля. У меня был деревянный дом, сто квадратных метров. Центральное отопление. Теплицы были, земля, всё было… Неплохо жилось! – Николай Родионович перестал скрывать сожаление. – Если здесь землю дадут, будем делать. Но у меня основное сейчас – это внучата, семья. Нам на 11 человек тут четыре квартиры дали, все в одном подъезде. Я на третьем этаже, а они на пятом.
– У вас есть уникальная возможность передать привет! – сообщили коллеги с радио.
– Дорогие земляки! Кеульчане! Вы, наверное, меня знаете. Садин Николай Родионович. Передаю большой привет, желаю доброго здоровья и благополучия! – в этот момент телекамеры уже схлынули в другую комнату, к супруге Садина Клавдии Александровне и министру Литвину.
Чиновник засыпал пенсионерку вопросами: «Как вам – нравится?», «Уютно ли вам?», «Какая-то помощь нужна?». «Нормально, всё нормально. Мне нравится. Огорода мне уже не надо, ничего не надо. В квартире теплота, порядок. Но только переехали, ещё койки не успели собрать», – уверяла Клавдия Александровна. «А тебе? В школу когда пойдёшь?» – обратился Литвин к внучке Садиных. Та спряталась за бабушку. «Довольна, что все ребятишки со мной под старость лет», – закончила беседу Клавдия Александровна.
Кроме Садиных в «Луговое» заселилось пока не больше пяти семей. В комплексе переселенцев ждут ещё почти 290 квартир (плюс 88 в Усть-Илимске и 50 в Братске). Поговорив с директором инжиниринговой компании «Востсибстрой» Иваном Ильичёвым (от прежней публичной критики «Лугового» не осталось и следа), Литвин заявил, что трудности по-прежнему существуют, но связаны они с тем, что приходится общаться с «новым владельцем квартиры, который родился и вырос в деревне». «Достаточно тяжело перестроиться, переехать в другой город, – понимающе продолжал Литвин, сам прибывший в Иркутск из Москвы. – Поменять землю на бетонные стены… Поэтому ещё не все люди на сегодняшний день готовы. Но работа эта ведётся».
Проблема ещё и в том, добавил министр, что не все желают переезжать в «Луговое» в Иркутский район. «Многие хотят быть поближе к могилам, к той территории, где они родились, – сказал Литвин. – Но, на мой взгляд, для молодого поколения более перспективно ехать в Иркутский район, потому что это центр нашей области, развивающееся место. Так что мои рекомендации: собирайте скорее вещи, и вперёд в новые квартиры!» Уточнить сроки переселения Литвин не смог, хотя заверил, что они установлены. Кроме того, он отказался отвечать на вопрос о том, судьба скольких переселенцев ещё не определена. «На сегодняшний день мы знаем, что будем строить дополнительные квартиры в Усть-Илимске, Братске или Иркутске. Это решит комиссия под председательством Пашкова, первого зампреда правительства Иркутской области», – сказал чиновник. Он также затруднился прокомментировать ранее озвученные планы по выделению земли для переселенцев. «Сегодня идёт процесс оформления участка в Усть-Илимске. Но я пока некомпетентен отвечать, информация достаточно закрытая, каким образом всё это будет предоставляться», – сказал Литвин.
– Вы, как министр, главный специалист в области строительства Приангарья, как оцениваете качество жилья? – продолжали журналисты.
– Перед строителями были поставлены короткие сроки, – отметил чиновник. – На мой взгляд, это не самое лучшее, что может быть в Иркутской области. Но строители справились на твёрдую четвёрку, условия по контракту выполнили. Думаю, люди будут довольны новыми квартирами.
– Мы построили 13 пятиэтажных домов за очень короткие сроки. Не помню, чтобы с Советского Союза кто-то так быстро строил. Все системы, использованные здесь, являются практически самыми совершенными. Благоустроительные работы завершим до 30 июля. Гарантия на сданные объекты – пять лет, – отчитался Иван Ильичёв.
Недоделки и претензии жильцов, добавил Литвин, будет исправлять специальный оперативный персонал, который работает на новостройках. До конца года, пообещал он, на деньги федерального и регионального бюджетов будут построены и сданы поликлиника и детский сад. Кроме того, в «Луговом» планируется открыть большой торговый центр.
Между тем сцена жилищного счастья первых переселенцев, которую правительство продемонстрировало прессе, это далеко не полная картина всего процесса. Как рассказал уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин, ему поступило около 60 жалоб от тех, кому предстоит переехать из зоны затопления. В основном они касаются сложностей с пропиской. Часть людей оказались не вправе претендовать на квартиру, поскольку не были зарегистрированы по месту жительства. У кого-то не учли при распределении площадей наличие детей, поскольку те были прописаны у бабушек, скажем, в Усть-Илимске (чтобы получить место в детском саду или учиться в школе).
– Есть несколько семей, которые по уважительным, на мой взгляд, причинам вынуждены были уехать из Кеуля и автоматически потеряли право на смену жилья. Доходит даже до того, что люди, имеющие долю в собственности, но непрописанные, остаются ни с чем, – говорит Лукин. – К этому привела правовая неопределённость принятого закона о переселении из зоны затопления, который не раз корректировался.
По этой же причине «подвисли» люди, которые меняли свой выбор, останавливаясь то на Усть-Илимске, то на Братске или Иркутском районе. По предоставленному жилью жалоб пока нет, отметил Лукин, поскольку в «Луговое» в Иркутском районе заселились единицы семей. Однако, полагает уполномоченный, такие претензии ещё могут появиться, поскольку дома вводятся, по его мнению, с нарушениями. Например, там, вопреки законам и нормам, отсутствуют пандусы для маломобильных жильцов и плиты для приготовления пищи.