издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Рак можно победить!»

Главный онколог Иркутской области о важности ранней диагностики

С каждым годом число заболевших раком в Иркутской области растёт, в ушедшем году этот диагноз получили 10 021 человек. Такой пессимистичный показатель на самом деле говорит о качестве работы общелечебной сети по выявлению этого заболевания. «Важно, на какой именно стадии выявляется рак, – говорит главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Виктория Дворниченко. – В регионе есть все ресурсы для того, чтобы ставить этот диагноз на ранней стадии. Раннее выявление даёт возможность и лечение начать раньше, и победить болезнь намного проще». О том, что именно для этого необходимо, главный онколог Приангарья рассказала нашей газете.

Свыше 10 тысяч жителей Иркутской области получили в прошлом году неутешительный диагноз «рак». Больше половины опухолей – 53,6% – было обнаружено у женщин, 46,4% – у мужчин. Показатель заболеваемости на 100 тысяч населения составил 413, в позапрошлом году эта цифра равнялась 410. Существует прямая зависимость: если заболеваемость раком в регионе растёт, то и выявляемость тоже увеличивается. «Другой вопрос – каких именно больных выявляет наша лечебная сеть, – говорит Виктория Дворниченко. – Показатели общей запущенности по сравнению с 2011 годом изменились незначительно: 32,5 против 32,2. Но цифры по ранней диагностике даже визуальных форм рака отнюдь не кажутся мне блестящими. Чтобы заподозрить рак кожи, не нужно проводить МРТ или КТ, нужно просто увидеть на коже пришедшего в поликлинику пациента язвочку, припухлость, уплотнение. После чего сразу же провести обследование и направить к нам для уточнения диагноза и назначения лечебных процедур».

Хороший скрининг и качественная работа смотровых кабинетов – основные составляющие ранней диагностики онкологических заболеваний. Рак молочной железы, шейки матки, опухоли полости рта и кожи – вот перечень болезней, которые можно заподозрить после обычного медицинского осмотра. «В Иркутской области наработан большой методический материал по этому вопросу: достаточно ознакомиться с ним, чтобы понять, когда больного нужно направить на дополнительные исследования, – рассказала главный онколог Иркутской области. – Специалисты нашего диспансера проводят большое количество обучающих программ для медицинского персонала: врачей, фельдшеров, терапевтов, гинекологов, работников смотровых и онкологических кабинетов. Получается, что все ресурсы для ранней диагностики есть, но показатели меняются не столь существенно». 

Позднее всего в Иркутской области выявляются злокачественные опухоли лёгкого. Почти 70% пациентов получают неутешительный диагноз – рак четвёртой степени. «Да, опухоль растёт медленно, 20–25 лет, – говорит Виктория Дворниченко. – Но этого времени вполне достаточно, чтобы медики в поликлиниках, куда пациенты приходят с конкретными проблемами или на профосмотр, могли заподозрить неладное. Например, правильно интерпретированная флюорография может дать понять, что больного нужно дообследовать. Да и многолетний стаж курения пациента – большой повод, чтобы задуматься». Злокачественная опухоль лёгкого – болезнь, долгое время удерживающая пальму первенства в регионе. В последние годы она перестала быть «мужской»: из 1000 человек, поставленных на учёт, почти пятая часть – женщины. У всех прослеживается прямая связь между курением и возникшим заболеванием. 

Впрочем, не всё в данном случае зависит только от врача, пациент тоже должен быть ответственным за собственное здоровье. «Проблему выявляемости рака шейки матки, на долю которого в регионе приходится 7,2% случаев, лечебные учреждения не в состоянии решить самостоятельно, – говорит главный врач областного онкологического диспансера. – Да, смотровые кабинеты и женские консультации проводят цитологический скрининг, но нужно, чтобы каждая женщина знала, что гинеколога нужно посещать минимум раз в год. У нас же в основном выявляется рак матки третьей и четвёртой стадии, для которого характерно тяжелейшее течение самого заболевания, осложнения в ходе лечения. Основные поставщики позднего рака – женщины, которые не идут к гинекологу, пока гром не грянет. То же самое касается и мужчин, у которых впоследствии обнаруживают рак предстательной железы. Значительная часть обращается за помощью, когда болезнь кричит о себе: появляются метастазы в кости, болит позвоночник, руки и ноги, возникают патологические переломы». 

Если рак шейки матки – болезнь, которую можно заподозрить после осмотра у гинеколога и взятых анализов, то определить наличие опухоли в молочной железе, ведущей онкологической патологии у женщин (почти пятая часть общего числа заболевших представительниц слабого пола), можно и самостоятельно. Для этого необходимо регулярно себя осматривать. «Кроме того, в Иркутской области работают 62 маммографических аппарата, – рассказала Виктория Дворниченко. – Необходимо, чтобы все женщины проходили этот скрининг, но не раз в пять лет, а по системе, в зависимости от возраста. Если в течение трёх лет мы осмотрим всех женщин и выработаем эффективный алгоритм скрининга маммографии, то сможем значительно улучшить показатели, сократить показатель запущенности в два раза – с 40 до 20%, как в среднем по России».

В ближайшее время всю общелечебную сеть России ожидает проверка на прочность. С 2013 года вновь начинает действовать система всеобщей диспансеризации, это значит, что медицинское обследование будут проходить как дети, так и взрослые. «Как сделать, чтобы диспансеризация была неформальной, но в то же время эффективной? Чтобы она способствовала ранней диагностике злокачественных образований? Вот вопросы, которые сейчас стоят перед лечебными учреждениями», – подчеркнула главный онколог Иркутской области. 

Для Иркутской области наиболее характерны рак кожи и меланома, на долю которых в общей сложности приходится 22,7% случаев; второе место занимают патология трахеи, бронхов, лёгких – 11,9%; «бронза» у молочной железы –  10%. Далее идут желудок, ободочная кишка, предстательная железа, лимфатическая, кроветворная ткань и так далее. Если говорить о возрастном составе, то большая часть заболевших относится к группе 60–64 года у  мужчин и  70–74 года у женщин. 

На вопрос «Помолодел ли рак?» Виктория Владимировна отвечает: «Постарели молодые. Причём не внешне, а просто какой-то орган дал сбой, и для этого есть причина. Куришь – получишь проблемы по лёгким, полости рта и даже по молочной железе. Неправильно питаешься, злоупотребляешь алкоголем  – жди рака желудка. Рак шейки матки, как правило, встречающийся у женщин старше 50 лет, сейчас бывает у тех, кому 25–30 лет, из-за невылеченных инфекций. Рак – это болезнь, которая сейчас может преследовать практически каждого человека. И не нужно думать, мол, меня проскочит. Именно поэтому на базе Иркутского областного онкологического центра открыта генетическая лаборатория, специалисты которой на основе лабораторной и генетической диагностики могут определить предрасположенность к раку и дать конкретные рекомендации». 

Сейчас в Иркутском областном онкологическом диспансере лечат рак, как говорится, от макушки до пяток. «Мы оказываем хирургическую, химиотерапевтическую и радиологическую помощь пациентам со всеми локализациями опухоли. Включая такие сложные случаи, как опухоли костей и мягких тканей, поджелудочной железы, печени, а также нейрохирургических и урологических больных. В отличие от многих коллег по СФО, мы взяли на себя тяжелейшую группу больных – торакальных, страдающих раком пищевода. Они оперируются в Братске, Ангарске и Иркутске, – рассказала Виктория Дворниченко. – Наши специалисты блестяще оперируют, проводят лучевую терапию даже на старых аппаратах. Врачи онкодиспансера применяют в своей работе технологии германских, американских, японских коллег, сотрудничают с лучшими клиниками Москвы и Санкт-Петербурга. Приятно, что наши исследования используются для диагностики рака в любой стране мира, они авторитетны».

Есть и собственные ноу-хау в диагностике и лечении. «Онкологи из Сингапура привезли интересную технологию по определению чувствительности злокачественной опухоли к химиотерапии при лечении рака толстой и прямой кишки, у коллег из Санкт-Петербурга есть свои наработки по генетически-цитологическим исследованиям, – рассказала наша собеседница. – Когда мы стали изучать их, оказалось, что нам нужны некоторые уточнения. Мы провели собственные исследования и дополнили уже существующий арсенал новых технологий по диагностике и лечению. Сейчас патентуем эту разработку». 

«В нашем активе есть все методы лечения и лекарственные препараты, прошедшие сертификацию в России, – продолжила главный онколог Иркутской области. – В то же время мы не препятствуем желанию пациента пролечиться, например, в столице и помогаем с оформлением необходимых документов. Но нужно иметь в виду, что лечение рака длительное: курсы химиотерапии могут занять полгода, лучевой терапии – 2-2,5 месяца. Это требует дополнительных затрат на проживание и питание пациента». 

Сейчас коллектив диспансера готовится к переезду в новое здание. С введением в эксплуатацию нового корпуса общая численность коечного фонда в Иркутской области с учётом Братска, Ангарска и Усолья-Сибирского увеличится до 980. Ведётся и строительство пансионата, в котором смогут остановиться пациенты. В перспективе будет развиваться и радиологический корпус. Благодаря поддержке областных властей выделено 450 млн. рублей на приобретение современного оборудования в рамках федеральной программы.  «Нам бы очень не хотелось повторения долгостроя, на этот раз по радиологии, – подчеркнула Виктория Дворниченко. – Правительство Иркутской области делает всё, чтобы объект был построен в срок».

Отвечая на вопрос о том, как, по её мнению, будет развиваться ситуация с заболеванием раком в регионе, наша собеседница сказала: «Рак – болезнь хроническая, системная, но благодаря ранней диагностике мы можем её победить, уменьшить последствия. Сейчас важно то, как в условиях всеобщей диспансеризации населения сработает общелечебная сеть региона. Задач перед системой здравоохранения региона стоит много, и от того, как они будут решены, зависит, насколько будут загружены онкологи». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры