издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Белый свет лучше «чёрного квадрата»

  • Автор: Елена СИБИРЯКОВА

Терять зрение мама начала, когда ей едва исполнилось 55 лет. Конечно, возрастные изменения неизбежны, ведь к старости глаза устают так же, как весь организм. Но то, что происходит с её глазами, пугает не на шутку.

«Если ты видишь горизонт прямой линией, то у меня она волнистая. Силуэты людей расплывчатые. Вместо круга мне видится овал. Читаю, а буквы «пляшут», и в середине каждого слова – провал, чёрная дыра» – так мама пыталась объяснить свои ощущения. 

Визит к глазному врачу в районную поликлинику только добавил тревоги: поражение центрального отдела сетчатки глаза. На медицинском языке это называется «возрастная макулодистрофия». «Если немедленно не принять меры, прогноз неблагоприятный», – заключила доктор. 

Оказалось, что возрастная макулодистрофия – заболевание вовсе не редкое, страдают им очень многие люди старше пятидесяти. Поэтому я решила рассказать читателям то, что узнала сама в беседе с заместителем директора Иркутского филиала МНТК «Микрохирургия глаза», главным офтальмологом г. Иркутска Алексеем Якимовым. 

– Возрастная макулодистрофия возникает исподволь, потихоньку, но потом очень быстро прогрессирует. Сначала появляется искажение прямых линий, месяца через два-три во время чтения начинают «пропадать» центральные буквы в словах. Затем тёмное пятно – выпадение поля зрения в центре – начинает расти, острота зрения падает до 30%.

– Но почему это случилось? Моя мама не работала за компьютером, и зрение у неё всегда было отличное. 

– Данное заболевание возрастное, никак не связанное с профессией человека. Есть несколько предрасполагающих к нему факторов: наследственность, артериальная гипертония и курение. Да-да, наукой доказано, что курение приводит к поражению сетчатки глаза, так как плохо влияет на всю сосудистую систему организма.   

– Что происходит со зрением при возрастной макулодистрофии? 

– Человеческий глаз устроен очень сложно, но я постараюсь объяснить понятным языком. Мелкие кровеносные сосуды, по которым идёт кровоснабжение центральных отделов глазного дна, с возрастом «слипаются». В результате возникает ишемия сетчатки, то есть недостаток питания. А наш организм устроен так, что, когда он чувствует дефицит кровоснабжения, ищет способы компенсировать это состояние: на месте мелких сосудов, которые «вышли из строя», начинают расти новые. 

Однако это заведомо неполноценные сосудики, их стенки такие тонкие, что жидкая часть крови – плазма – пропотевает через них и скапливается в центральных отделах сетчатки глаза. Там, где жидкости избыток, развивается отёк. И если этот отёк не устранить, на сетчатке образуется рубец. Это финал, та стадия болезни, которую уже не вылечишь ничем. 

– И как быстро наступает эта стадия? 

– При влажной форме макулодистрофии – через год. Приставьте ладонь почти вплотную к глазу. Что вы видите? Тёмное пятно и тонкая каёмка света вокруг него. Вот так живёт человек с поражением сетчатки. Ни читать, ни смотреть телевизор – ничего нельзя. 

– Выходит, маме и другим людям с такой проблемой невозможно помочь, они ослепнут? 

– Ещё три года назад я ответил бы на ваш вопрос: «К сожалению, помочь нельзя». Но с тех пор в мировой офтальмологии многое изменилось. Сейчас на вооружении у нас есть специальный лекарственный препарат луцентис, который позволяет затормозить болезнь, не дать ей развиваться. Если пролечиться на ранних этапах, когда только формируются те самые новые сосуды, можно сохранить достаточно большой процент зрения, способность не только видеть, но даже читать.

Я хочу подчеркнуть: восстановить зрение до «здорового» уровня невозможно, и пациенты должны это понимать. Есть биологические процессы, которые нельзя повернуть вспять. Но их можно остановить, и нам это удаётся. А чем раньше начато лечение, тем лучше результаты.

– В чём суть этого метода?  

– Лекарство вводится внутрь глаза. Луцентис обладает уникальными свойствами: он препятствует росту новых сосудов. Благодаря этому спадает отёк на сетчатке и человек перестаёт слепнуть. Инъекции абсолютно безболезненные, процедура длится несколько секунд. 

В Иркутском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» опыт применения луцентиса более двух лет, успешно пролечены свыше 1000 пациентов.  

– Сколько уколов нужно делать? 

– Всё индивидуально. Минимальный курс лечения – три инъекции, по одной в месяц. В некоторых случаях требуется четыре, пять и больше уколов. Одного полноценного курса лечения, как правило, достаточно, чтобы болезнь больше не прогрессировала. 

– А другие методы лечения существуют? Может быть, операция? 

– Пока нет. Конечно, все ждут, когда мировая наука предложит такой способ лечения макулодистрофии, чтобы зрение возвращалось к начальному уровню 100%. Но, думаю, это произойдёт не очень скоро, так как речь идёт о возрастных изменениях, а останавливать старение живых организмов медицина пока не научилась. Поэтому нужно использовать те научные достижения, которыми мы владеем в настоящее время. 

Адрес Иркутского филиала МНТК «Микрохирургия глаза»:
г. Иркутск, ул. Лермонтова, 337.Телефоны: (3952) 564-113, 564-119.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры