«Тариф не может быть на один год»
Как сделать тарифы справедливыми для потребителей и энергетиков, при этом изыскав средства на модернизацию отрасли? На этот, казалось бы, неразрешимый вопрос пытались ответить участники круглого стола «Повышение инвестиционной привлекательности электроэнергетики Сибири», проходившего во время десятого Красноярского экономического форума. Предлагали сократить количество территориальных сетевых организаций и повысить контроль за качеством их работы, говорили даже об ответственности потребителей за то, что они меняют согласованные с энергетиками планы. Но рефреном звучала идея перехода на долгосрочное тарифное регулирование.
Министр энергетики РФ Александр Новак, выступавший первым, начал за здравие: напомнил о достигнутом 18 декабря 2012 года максимуме потребления мощности в Объединённой энергосистеме Сибири, рассказал о том, что на долю региона приходится около 22% установленной мощности электростанций и 20% электропотребления страны. Упомянул и ожидаемый до 2018 года прирост объёмов потребления электричества, опережающий прогнозы в целом по России: 2,86% вместо 2,33%. «Конечно, сегодня мы должны поговорить и о проблемах, которые есть в отрасли», – продолжил он. По словам министра, часть из них в той или иной степени удалось решить в ходе реформы электроэнергетики, однако отказа от государственного регулирования отрасли не произошло и получилось так, что «регулирование было всем по чуть-чуть, и при этом никто не остался доволен: генерация недовольна тем, что нет достаточных стимулов для привлечения инвестиций, сетевые компании – тем, что источники средств для модернизации несоразмерны потребностям по улучшению ситуации, население – тарифами, крупные, мелкие и средние потребители также недовольны». В итоге процесс старения генерирующих и сетевых мощностей продолжается, так что надёжность и качество энергоснабжения практически во всех регионах России снижается. Выход из положения был предложен сразу в нескольких президентских указах о развитии электросетевого комплекса, подписанных 22 ноября прошлого года, однако, признаёт Новак, остаётся «очень много развилок, которые до сих пор не решены».
Без рецепта
Председатель правления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Олег Бударгин заметил, что перед энергетиками ставят сразу несколько вопросов, противоречащих друг другу: с одной стороны, установление справедливого тарифа, с другой – доступность сетевой инфраструктуры (на долю затрат на эксплуатацию сетей приходится 36% конечной цены электроэнергии) и её развитие. «Общество ставит перед нами такие задачи, но не даёт рецепта, как противоречия между ними решить, – констатировал он. – И мы должны искать пути решения».
Одним из вариантов является переход на долгосрочное тарифное регулирование, ведь подавляющее большинство крупных проектов реализуются в течение нескольких лет – за примерами в той же Иркутской области и Красноярском крае, где создаётся схема выдачи мощности Богучанской ГЭС, далеко ходить не надо. «Тариф не может быть на один год, – убеждён губернатор Томской области Сергей Жвачкин. – Потому что если мы утверждаем его, скажем, на пять лет, то для западных банков это уже является основанием для выделения средств. Мы всё это знаем, и я считаю, что государство должно это понимать». В той же ФСК ЕЭС на RAB-регулирование (метод доходности инвестированного капитала, в основе которого лежит установка валовой выручки на долгосрочный период) пере-шли в 2010 году, и, по словам Бударгина, это было «знаковое решение». Но, отмечает он, за прошедшие три года тарифная политика менялась четырежды, причём последние изменения «поставили под вопрос существование RAB в тех параметрах, которые были первоначально». Генеральный директор ОАО «Э. Он Россия» Максим Широков согласен с коллегой из ФСК ЕЭС и полагает, что одной из существенных проблем в российской электроэнергетике как раз являются постоянно меняющиеся «правила игры». «Необходимо, чтобы были стабильные долгосрочные правила, которые позволят инвесторам адекватно формировать свои инвестпрограммы», – подчеркнул он.
Лучше меньше, да лучше
Повышению конечного тарифа способствует и наличие в стране более 4 тыс. территориальных сетевых организаций. Проблема заключается в том, что среди них есть не только относительно крупные ТСО, способные по качеству электроснабжения потребителей поспорить с ведущими энергетическими компаниями, но и владеющие небольшими участками изношенных сетей мелкие фирмы, которые не занимаются модернизацией своих активов, а лишь извлекают из них прибыль. Тем не менее их издержки закладываются в единый тариф на передачу электрической энергии. Примеры тому, опять же, можно найти и в Иркутской области.
Однако мнения участников круглого стола насчёт судьбы территориальных сетевых организаций разошлись. Глава ФСК ЕЭС говорил о необходимости консолидации сетей и, соответственно, сокращении числа ТСО. Эта логика прослеживается и в указах от 22 ноября, один из которых предполагает создание ОАО «Российские сети» на базе холдинга МРСК. В Федеральной антимонопольной службе, чей представитель также присутствовал на круглом столе, полагают, что «важно качество, а количество – не самое главное», и предлагают ввести «единые подходы к долгосрочному регулированию ТСО».
Прозвучало и ещё одно предложение – применять санкции к потребителям, не выполняющим свои договорённости с энергетиками. Бывает так, что промышленные предприятия обнародуют планы по своему развитию и требуют дополнительных генерирующих мощностей, но по тем или иным причинам отказываются от их реализации, так что возведённая энергетическая инфраструктура оказывается невостребованной. О возврате инвестиций энергетикам в этом случае речь не идёт. По мнению представителя ФАС России, для решения этой проблемы необходимо ввести в законодательство ответственность потребителей, что с юридической точки зрения больших сложностей не вызовет.
«Сохранение системы – её деградация»
Как бы ни разнились мнения о методах преобразований, участники круглого стола сошлись на том, что изменения в отрасли давно назрели. Как нельзя лучше эту мысль выразил генеральный директор ОАО «СУЭК» Владимир Рашевский: «Сохранение существующей системы – её стремительная деградация. А переход на честные долгосрочные правила должен стимулировать развитие нормального капитализированного бизнеса, так что через 10 лет у нас будет принципиально иное качество». Выиграют от этого и потребители: долгосрочное регулирование в конечном счёте приведёт к заморозке, а то и снижению тарифов.