издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первенцы «Лугового»

В жилой комплекс под Иркутском начали въезжать люди из зоны БоГЭС

Переселенцы из зоны подтопления водохранилища Богучанской ГЭС начали переезжать в Иркутский район. В жилом комплексе «Луговое» под областным центром уже заселены пять квартир. С хозяевами одной из них – пожилой четой Сабиных – во вторник встречался министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Михаил Литвин. Среди сопровождавших его журналистов был корреспондент «Сибирского энергетика» Егор Щербаков.

Для переезжающих жителей Кеуля в «Луговом» было построено 13 пятиэтажных блок-секций. В общей сложности 291 квартира. В Братске и Усть-Илимске, где возводили трёхэтажные жилые дома, сдано, соответственно, 50 и 88 квартир. «Я не помню, чтобы в Советском Союзе кто-то в такие сжатые сроки умудрился построить жильё», – отмечает директор ООО «Инжиниринговая компания «Востсибстрой» Иван Ильичёв. Конечно, в этих словах есть некоторое преувеличение, но темп возведения домов действительно впечатляет: подготовительные работы на выделенных под них площадках начались в декабре 2011 года, в январе 2013-го первые переселенцы въехали в квартиры в Братске и Усть-Илимске. 

«Конечно, нравится. А почему не нравиться?»

До Иркутского района они добрались чуть позже. «Мы приехали в субботу утром», – рассказывает Николай Сабин – хозяин двухкомнатной квартиры на 42 квадратных метра. В комнате, где мы разговариваем, видны приметы переезда: где-то стоят картонные коробки, недалеко от двери сложены сумки и чемоданы. Поверх них покоится старенький запылённый саквояж из кожзаменителя родом явно из семидесятых или восьмидесятых. На мысли о недавнем переезде наводит и сам интерьер: обои, поклеенные строителями, свежевыкрашенный потолок и «некомплект» светильников. 

Когда министр строительства интересуется у новосёла, нравится ли тому новое жильё, Николай Родионович отвечает: «Конечно, нравится. А почему не нравиться?» Но тут же ностальгически добавляет: «В Кеуле был деревянный дом на 100 метров. Центральное отопление, земля в собственности, теплицы… Прекрасно тоже жилось, неплохо». Взамен частного дома Сабины – девять человек, включая детей и внуков, – получили четыре квартиры. Это как раз пример той самой «сложной семьи», на учёте интересов которой в законе «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению» настаивал в тот момент депутат Законодательного Собрания, а ныне уполномоченный по правам человека в регионе Валерий Лукин. По его словам, в каких-то случаях под одной крышей проживали сразу несколько семей – например, кто-то из детей женился, но вынужден жить с родителями, – и следовало сделать так, чтобы при расселении они получили несколько квартир. Вводить в закон новое понятие, ни в какой отрасли права не встречающееся, тогда не стали, но решили учесть все индивидуальные особенности переселенцев. Как показывает пример Николая Родионовича, учли. 

«Квартиры на всех дали, не отказали, за это спасибо», – говорит он. И, когда ему задают вопрос о том, почему среди кеульчан есть те, кто переезжать в предложенные населённые пункты отказывается, добавляет: «Вы же сами знаете, что народ разный: кто-то в деревне родился и вырос и в городе жить не хочет. Кого-то раньше переселили [с территории ложа водохранилища в Красноярском крае], а теперь вторично переселяют». Нашему собеседнику психологически проще: он не коренной кеульчанин – родился в Тулуне, 37 лет прожил в Бодайбо, а потом 18 в Усть-Илимском районе. «Восемьдесят третий год уж, слава богу, пошёл, – замечает Николай Родионович. – Но ничего, хожу ещё, езжу: вон под окном моя «Тойота» стоит». 

Энергосбережение в рамках нормы

Журналисты, следуя за Литвиным и Ильичёвым, переходят в соседнюю квартиру. Однокомнатную. Для человека, выросшего в «хрущёвке» или девятиэтажке, её планировка выглядит несколько непривычно: огромная кухня и жилая комната чуть большей площади. Но в сравнении со старыми домами, построенными ещё в СССР, есть определённые преимущества. Например, класс энергоэффективности С. Если не вдаваться в подробности, то это норма для зданий, построенных уже после вступления в силу федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и вышедшего в мае 2010 года приказа Министерства регионального развития РФ №262. Такой класс энергоэффективности предполагает годовое удельное потребление тепла не более 0,057–0,073 Гкал-ч (в зависимости от количества этажей) на 1 кв.м и 66–75 кВт-ч на квадрат. 

При этом система теплоснабжения выполнена периметрально, что позволяет установить индивидуальный прибор учёта тепловой энергии. Такие счётчики здесь и смонтированы. В соответствии с требованиями законодательства об энергоэффективности установлены ещё и приборы учёта тепла и воды. У всех счётчиков есть одно неоспоримое преимущество – возможность дистанционной передачи показаний. «Люди могут по этому поводу не беспокоиться – управляющая компания автоматически всё снимает», – подчёркивает Ильичёв. Правда, с разговором об энергоэффективности не очень сочетается вкрученная у него за спиной лампа накаливания. Но будем справедливы: это явно привычная нам лампочка на 40 Ватт, запрет на продажу которых никто не вводил. 

«Решили, что будем строить»

К 19 февраля в «Луговом» были заселены пять квартир для тех, кто переселён из зоны подтопления водохранилища БоГЭС. Министр строительства и дорожного хозяйства отмечает, что количество переехавших в Иркутский район, Братск и Усть-Илимск ежедневно увеличивается. «У нас на переселение отведены чёткие сроки, и я надеюсь, что мы в них уложимся», – подчёркивает он, не называя, однако, точных дат. Зато известен день, к которому застройщик должен завершить благоустройство территории, прилегающей к домам переселенцев, – 30 июля. Всё необходимое для этого закуплено, остаётся только дождаться положительных температур воздуха. До конца года в «Луговом» также планируют построить детский сад и поликлинику. Торги на возведение последней уже объявлены (начальная цена госконтракта составляет немногим менее 124,257 млн. рублей), их победитель станет известен 14 марта. 

Между тем построенных для переселенцев 429 квартир в Иркутском районе, Братске и Усть-Илимске оказалось недостаточно – необходимо расселить минимум 513 домовладений. «Мы чётко решили для себя, что будем строить [недостающие] квартиры, – уверяет Литвин. – Либо в Усть-Илимске, либо в Братске, либо в Иркутском районе». Определить площадку для их возведения должна будет комиссия под руководством первого заместителя председателя правительства Иркутской области Владимира Пашкова, созданная специально для урегулирования спорных вопросов при переселении людей из Усть-Илимского района. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры