издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Люблю плести кружева…»

Выставка прикладных работ, выполненных в технике резьбы по дереву, расположена среди старинной мебели выставочного зала музейной студии областного краеведческого музея. Современные небольшие изделия выразительно смотрятся среди монументальных буфетов, похожих на венецианские готические дворцы. Таким образом музей гармонично соединил век XIX с XXI.

Автор ваз, шкатулок, декоративных тарелок Юрий Мутьев профессионалом себя не считает, он мастер-самоучка, увлёкшийся выпиливанием по дереву лобзиком в детстве. В городе Райчихинске Амурской области семилетний мальчишка в Доме пионеров остановился у кабинета резьбы по дереву, вошёл, и от запаха опилок у него захватило дух. Удивительные чувства он испытал тогда, эти чувства не покидают его и сегодня.

Более сорока лет Юрий Георгиевич занимается выпиливанием вещиц, которые по тонкости, изяществу, лёгкой ажурности можно сравнить с ювелирными изделиями. Подобные работы, если встретишь их в чьём-либо доме, покажутся настоящим раритетом, каждая выполнена в единственном экземпляре, и если бы мастер захотел повторить её, он обязательно бы изменил рисунок, стремясь к совершенству, идеальному завершению художественных форм.

Мастеров, каким является Мутьев, сегодня немного. Не случайно, находясь в поисках единомышленников, Юрий Георгиевич остановился в переписке по Интернету на испанским профессиональном художнике. Точек соприкосновения у мастеров немало, повторяются формы их работ, но настроение различно: у русского – задушевность и строгость, у испанца – страстная, напоённая солнцем экспрессия.

Почему бы Мутьеву не оставить основную работу, почему полностью не посвятить себя творчеству?

Юрий Георгиевич говорит: «Каждое утро привык ходить на службу. Сегодня работаю в администрации Иркутского района шофёром, до этого более двадцати лет заведовал отделением механизации Тулунского совхоза-техникума, преподавал в Братском сельхозтехникуме». Знаний, полученных Мутьевым сначала в училище и техникуме на Дальнем Востоке, далее в иркутских сельскохозяйственном и педагогическом институтах, в аспирантуре, в полном объёме хватало, чтобы передать их ребятам, которые хотели посвятить свою жизнь механизации сельского хозяйства.

В своё время с Дальнего Востока его призвали служить в воинскую часть, расположенную под Иркутском. Город понравился, он в нём учился и спустя годы, после распределения в Тулун, переезда в Братск, вернулся в областной центр. Занятия резьбой по дереву на какое-то время оставлял, но по любимому делу всегда скучал. Сегодня, отработав десять, а то и двенадцать часов (в администрации ненормированный рабочий день), спешит в мастерскую, где берёт в руки лобзик с тонюсенькой пилкой и начинает им «плести кружева». Занятие это трудоёмкое, кроме вдохновения требует терпения и выносливости. На некоторые работы уходит до полугода. Технология тоже непроста. Увидев какую-нибудь вещицу на фотографии или рисунке, мастер начинает делать чертёж, разрабатывать образ в многочисленных пропиленных рисунках, состоящих из мельчайших деталей. В резьбе часто использует выжигание или роспись красками, лакировку.

Подсчитывать количество сделанных вещей Юрий Георгиевич начал с 1980 года, их оказалось четыреста. Если прибавить к ним работы прежних лет, наверное, будут все восемьсот. Художник бесконечно трудолюбив, не мыслит своей жизни без занятий в мастерской, пропитанной запахом опилок, клея, лака, красок. Без того азарта, с каким он принимается за работу и не может остановиться далеко за полночь, несмотря на то что вставать приходится очень рано.

Мутьев в общении приветлив и открыт. Его аура излучает свет и добро. Не случайно на открытии выставки о нём тепло отзывались депутаты и руководители Иркутского района, приехавшие в музейную студию поддержать мастера, который делает невозможное возможным. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры