Автокредитный оптимизм
Жители региона всё чаще покупают машины при помощи банков
Жители Иркутской области всё чаще стали приобретать новые автомобили в кредит. Байкальский банк Сбербанка РФ заявил об увеличении объёма автокредитования в 2012 году на 74%, ВТБ24 – на 44%. Увеличилась и сумма займа – в среднем она подросла на 40 тыс. и 70 тыс. рублей соответственно. «В 2012 году в Иркутской области открылось более семи новых автоцентров, что свидетельствует о том, что рынок по продаже новых автомобилей успешно развивается, – отметили в ВТБ24. – К концу нынешнего года мы ожидаем увеличения объёмов автокредитования на 15–20%». Между тем федеральные эксперты не столь оптимистичны. По их мнению, рост рынка автокредитования в России, скорее всего, замедлится. Причиной может стать рост ставок по кредитам на 0,5–1-процентный пункт.
Различные кредитные программы предлагает практически каждый автосалон в Иркутске. Иногда подобные схемы приобретения могут быть даже выгодны для покупателя. Так, в одном из дилерских центров нашему корреспонденту предложили скидку в 3% при покупке в кредит хэтчбека. Причём заём можно было полностью погасить уже через три дня после оформления кредита. О росте объёмов кредитования на 74% на днях заявили в Байкальском банке Сбербанка РФ. «В течение 2012 года жители региона оформили целевых кредитов для приобретения автотранспорта на общую сумму свыше 1,6 миллиарда рублей, – сообщили в пресс-центре банка. – Выросла и средняя сумма автокредита: по сравнению с данными 2011 года он «потяжелел» на 40 тысяч рублей и составил около 570 тысяч.Кстати, среднее количество автомобилей, оформляемых в кредит, составляет 35% от розничных продаж автосалонов».
«По имеющимся в нашем распоряжении данным, продажи автодилеров в 2012 году выросли на 11% – до 2,9 млн. единиц, – отметили в Байкальском банке. – Это новый рекорд российского рынка. Увеличение объёмов кредитования в Сбербанке также связано с внедрёнными банком изменениями условий кредитования и расширением возможностей потенциальных покупателей авто. В прошлом году банк увеличил долю продаж на рынке автокредитования с 19% до 24%».
«В 2012 году объёмы автокредитования в Иркутской области выросли на 44% – до 993 миллионов рублей по сравнению с 2011-м, – рассказала нашему корреспонденту пресс-секретарь ВТБ24 по Сибирскому федеральному округу Лариса Кузнецова. – Средняя сумма кредита увеличилась примерно на 70 тысяч: с 553 тысяч до 623 тысяч рублей». По словам нашей собеседницы, доля ВТБ24 в Иркутской области в прямых продажах автомобилей составила 7%, что больше на 2% средней доли по всей России. «В 2012 году в Приангарье открылось более семи новых автоцентров, что свидетельствует о том, что рынок по продаже новых автомобилей успешно развивается», – подчеркнула Лариса Кузнецова.
Приобрести с помощью банка можно как новый, так и подержанный автомобиль. Однако, как показала практика, чаще всего с помощью заёмных средств покупают машину с завода. На подержанные автомобили, по сведениям Ларисы Кузнецовой, приходится всего 10% от общего объёма автокредитов, выданных ВТБ24 в Иркутской области. О таких же показателях упомянули и в Сбербанке. Наша собеседница довольно оптимистично оценивает перспективы рынка автокредитования в регионе. «К концу 2013 года планируется увеличение объёмов в среднем на 15–20% от показателей 2012 года», – подчеркнула она. В Байкальском банке прогнозируют рост в 6%.
Между тем федеральные эксперты считают, что на российском рынке будет складываться несколько иная ситуация. «По итогам 2013 года темп роста рынка автокредитования в России, скорее всего, несколько замедлится, потому что ставки по кредитам могут в среднесрочной перспективе вырасти на 0,5–1-процентный пункт, реагируя на общее ужесточение банками своей кредитной политики в потребительском сегменте, – сообщил нашему корреспонденту аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. – Кроме того, нужно учитывать инфляционные риски и сопряжённые с ними действия регуляторов».
По его словам, наблюдаемое сейчас увеличение объёма автокредитования, конечно, связано с ростом спроса на авто, но корреляция этих показателей не стопроцентная. «Важным трендом на рынке является постепенное снижение среднего возраста автомобиля в целом, – считает он. – Также стоит отметить увеличивающиеся темпы роста автокредитования в сегменте подержанных машин, что само по себе говорит об увеличении оборота вторичного рынка автомобилей, но не влияет на спрос на первичном рынке. Ведущую роль в этом процессе роста рынка автокредитования играют кэптивные банки (дочерние банки крупной промышленной или банковской структуры. – «Конкурент»). В перспективе их доля будет расти, а доля универсальных банков – снижаться».
Антон Сороко отметил, что в России наибольшее проникновение кредитных услуг происходит в средней ценовой категории автомобилей. Одной из самых популярных в 2012 году моделей стал Renault Duster, продажи которого стартовали в начале года. Активно растёт сегмент SUV (автомобилей с кузовом «универсал» и увеличенным дорожным просветом. – «Конкурент»), в котором доля кредитных автомобилей одна из самых высоких.