Деньги освоены, а результатов нет
Свой вердикт программе модернизации ЖКХ в Приангарье вынесла Контрольно-счётная палата
Работу по модернизации коммунальной инфраструктуры в Иркутской области раскритиковали аудиторы Контрольно-счётной палаты. В 2011-2012 годах нарушения по данному направлению составили 390 млн. рублей. Неэффективно использовано 11 млн. рублей. Крупные коммунальные объекты в Бирюсинске, Нижнеудинске так и не введены, а подрядчики, основной среди которых «Облкоммунэнерго», не оштрафованы. В министерстве ЖКХ уверяют: всё не так плачевно.
Итоги проверки использования бюджетных средств по программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2011–2013 годы» обнародовала региональная Контрольно-счётная палата. Вопрос обсуждался на заседании комиссии по контрольной деятельности Заксобрания 13 февраля.
Общий объём финансирования программы, которая изначально планировалась на 2011-2012 годы, составлял 885,497 млн. рублей. За два года в неё пришлось внести существенные изменения (в том числе из-за удорожания объектов, по которым вовремя не была подготовлена ПСД), в результате расходные обязательства увеличились в 2,8 раза – до 2,5 млрд. рублей. Не выполненную в двухлетний период работу решено продолжить в 2013-м.
Как заявила аудитор КСП Юлия Махтина, бюджетные деньги осваиваются, а коммунальные объекты остаются изношенными морально и физически. По данным муниципалитетов, общий износ объектов ЖКХ составляет 60%. Из-за этого сверхнормативные потери ресурсов в системе водоснабжения составляют 14%, теплоснабжения – до 11%, электроэнергетики – около 9%.
Отмечают специалисты и многочисленные факты нарушения подрядчиками сроков выполнения работ в муниципалитетах, предусмотренных программой. Некоторые из контрактов имеют признаки фиктивности и могут быть оспорены в судебном порядке. «Конечно, муниципальные заказы формируют и проводят сами территории, но министерство жилищной политики, как администратор, как ответственное ведомство, не должно снимать с себя контрольные функции. Тем более что 98% от средств, приходящихся на муниципальные контракты, – областные», – замечает Махтина.
Более 4,5 млн. рублей составили штрафные санкции, начисленные по контрактам. Но реально муниципалитеты взыскали всего 80 тыс. рублей. Главными нарушителями среди подрядчиков Махтина называет «Энергокомплекс» и «Облжилкомхоз». На каждого из них приходится по 6-7 неисполненных контрактов.
В рамках областной программы планировалось реализовать за два года четыре крупных инвестпроекта (многие из них начались ещё в 2006 году, до появления самой программы) в населённых пунктах Бодайбинского и Нижне-
удинского районов. На них приходится 90% всего финансирования программы. Ни один из проектов не реализован до конца.
Невелики, по мнению аудиторов, перспективы окончания работ по одному из проектов – строительству новой водогрейной котельной в Бирюсинском МО. «Здесь самая сложная ситуация. «Облжилкомхоз» не выполнил обязательства, но штрафные санкции к компании не применялись. Под большим вопросом введение теплоисточника», – рассказывает эксперт.
Исключить пришлось из мероприятий на 2011-2012 годы строительство нового угольного теплоисточника в Бодайбо (затраты планировались в объёме 173 млн. рублей). Причина – вовремя не подготовлена ПСД.
В Нижнеудинске планировалась реконструкция теплоснабжающих систем, что позволило бы закрыть несколько электрокотельных и снизить объём потребления энергии. Затраты по работам – более 260 млн. рублей. Однако готова лишь ПСД, нет положительного заключения экспертов по данным документам. «Из-за таких случаев мы не очень качественно планируем средства областного бюджета: отвлекаем деньги из казны зря. Они могли бы использоваться более эффективно по другим направлениям другими министерствами», – делится выводами аудитор.
Реализация инвестпроектов оставляет желать лучшего. Причины в каждом случае разные, но есть общая – отсутствие ПСД, положительных заключений. При этом объекты всё равно включаются в программу, на них планируется финансирование. Когда наконец-то появляются положительные заключения, стоимость работ существенно увеличивается, уверяет аудитор: «Мы проанализировали 12 коммунальных объектов, не имевших ПСД, по ним дополнительно потребовалось 85 миллионов рублей. Эти факты в рамках реализации программы имеются и на сегодняшний день».
Сложившийся экономический эффект от мероприятий по модернизации инфраструктуры ЖКХ в 2011 году составил лишь 47 млн. рублей – 33% от ожидаемого. Не удалось сэкономить 38 млн. рублей из-за отложенных мероприятий в Бирюсинске и 96 млн. – в Нижнеудинске. Положительно аудитор отозвалась лишь о работе в Бодайбинском районе, где экономический эффект за счёт перевода двух мазутных котельных на уголь составил 50 млн. рублей в 2012 году, 60 млн. – в 2011 году. Потребность в нефти и мазуте снизилась на территории на 51,4 и 45,1% соответственно.
Безосновательными назвали аудиторы расходы, предусмотренные в областной программе на дополнительные субсидии для теплоснабжающих компаний, так как их затраты на формирование топливного запаса уже включены в тарифы.
Первый замминистра Наталья Сдобнова считает: результаты выполнения программы «не так плачевны», как представляет КСП. Поддержал её замминистра Александр Трифонов. По его словам, строительство и капремонт крупных объектов могут производить сезонно, это и сдерживает работу. В среднем подрядчик занят на объекте четыре месяца в году. Ещё короче сроки для Бодайбо – с 1 июня по 1 сентября.
Сообщил Трифонов и об удачном инвестпроекте – строительстве установки, работающей на ветровой и солнечной энергии, в отдалённом посёлке Онгурён Ольхонского района. Сегодня она вырабатывает 50 кВт энергии за счёт солнца. Объём планируется довести до 100 кВт за счёт ветровой энергии.
Аргументы министерства члены комиссии по контрольной деятельности приняли к сведению, но министру Евгению Селедцову рекомендовали над замечаниями КСП поработать. Предложено также взыскать с подрядчиков 6,5 млн. рублей в качестве пеней за невыполнение муниципальных контрактов.