Живут как в сказке
Десятилетие совместной жизни отмечают в нынешнем году актёры Иркутского театра юного зрителя имени Вампилова Николай Кулебякин и Наталия Маламуд. Чуть больше они вместе служат в театре, где часто выходят на сцену в одних спектаклях. Востребованные актёры воспитывают двух дочек-близняшек. Восьмилетние Катя и Аня буквально выросли за кулисами, но пока продолжать актёрскую династию не собираются. О том, как из брата и сестры на сцене они превратились в мужа и жену в реальной жизни и что такое служение – театру и своей семье, Николай и Наталия накануне Дня всех влюблённых рассказали нашему корреспонденту Елене ЛИСОВСКОЙ.
«А приезжайте к нам в ТЮЗ!»
Маленькая, худенькая, с большими глазами. В свои «немного за 30» Наталия Маламуд выглядит как Пеппи Длинный Чулок. При этом почти детская хрупкость сочетается в ней со стремительными движениями, скоростью принятия решений и женской мудростью, которая присуща далеко не каждой зрелой даме.
– Ещё когда я была студенткой, мне без конца все говорили: «Какая ты героиня, посмотри на себя, ты же травести!», – рассказала Наталия. – Я к этому относилась легко, для меня амплуа травести не было комплексом, потому что сказка – это особый мир, его нужно создать. И не каждому это дано. Я недавно пришла к тому, что любая травести может быть героиней, но не каждая героиня может стать травести.
Наталия родилась и выросла в Бурятии, где окончила школу, музыкальную школу и театральное отделение Восточно-Сибирской академии культуры и искусств. На пятом курсе она начала задумываться о том, где работать, как вдруг раздался телефонный звонок. На другом конце провода – с лёгкой руки одного из педагогов академии, который порекомендовал перспективную студентку – был директор Иркутского театра юного зрителя имени Вампилова (ТЮЗа) Виктор Токарев. «Помню, он спросил: «Вы Наталия Маламуд?» – «Да», – рассказала наша собеседница. – «А приезжайте к нам в ТЮЗ!» И я приехала. Меня даже не смотрели, хотя обычно актёра утверждает худсовет после своеобразного экзамена, где нужно что-то читать, показывать этюды, петь, танцевать. Мы же просто побеседовали с директором, он сказал: «Вы нам нужны».
В Иркутске карьера молодой артистки началась с роли Лягушки в спектакле «Золотой ключик». А потом была судьбоносная роль – Митиль в спектакле «Синяя птица», где с Николаем Кулебякиным они сыграли брата с сестрой. «Тогда мы поняли, что брат с сестрой – это несерьёзно и надо стать мужем и женой, – говорит Наталия. – А потом очень хорошая роль была в «Шишке», я играла девочку Олю». Сейчас у актрисы и её супруга много ролей как в детских спектаклях, так и в вечернем репертуаре.
В отличие от будущей жены Николай Кулебякин ещё на четвёртом курсе Иркутского театрального училища знал, что будет служить в ТЮЗе. «Тогда к нам в училище пришёл Александр Анатольевич Булдаков, который приступил к постановке «Синей птицы», и пригласил меня на главную роль. Будучи студентом, я начал репетировать, выпустил спектакль и точно знал, что буду работать в ТЮЗе, – рассказал наш собеседник. – Хотя от «купцов», которые приезжали к нам на государственный экзамен, поступали предложения ехать в Нижний Тагил и в Хабаровск. Но я иркутянин и далеко отсюда уезжать не хотел».
«Наверное, я выйду за него замуж»
Будущую пару познакомила общая знакомая Лиза Назаркина, которая сейчас служит в театре в Великом Новгороде. «Когда нас друг другу представляли, у меня возникла первая мысль: «Наверное, я выйду за него замуж», – вспоминает Наталия. Практически с самого начала у молодых людей было много совместных работ. «Но так повелось, что дома мы не говорим о работе, – рассказал Николай. – На репетициях мы можем спорить и даже ругаться, в общем, ведём себя как коллеги и партнёры по сцене. Но как только выезжаем за ворота, снова становимся мужем и женой». Пара поженилась в 2003 году, а восемь лет назад в семье появились две дочки-близняшки. «Когда после УЗИ я узнал, что у нас будет двойня, да ещё и девочки, долго смеялся, – вспоминает глава семейства. – Не знаю, это была истерика или радость. Признаюсь честно: до самых родов ждал, что у одного плода что-нибудь вырастет. Но так не случилось, и слава Богу! Дочки – лучший подарок от Наташи».
Родные и близкие пары сразу начали переживать о том, как маленькая Наташа сможет выносить двойню. А она даже на сцену умудрялась выходить незадолго до родов. «В сентябре мы поехали на гастроли в Улан-Удэ, а в ноябре уже родились девочки, – рассказала наша собеседница. – Понятно, что ролей девочек и дюймовочек актрисе с животом уже никто не предлагал. Поэтому я выходила в массовке, а на гастролях в Улан-Удэ – в роли Гусыни в «Маленьком Муке». Исполнять именно эту роль меня позвали и тогда, когда дочкам исполнилось три месяца. Из декрета я вышла, когда Кате и Ане был год и три месяца».
Несмотря на то что дочки буквально выросли за кулисами, продолжать актёрскую династию они не планируют: одна мечтает стать врачом, другая – дизайнером. «Дети смотрят всё: и вечерний репертуар, и дневной, и на репетициях сидят, и на гастроли мы их берём, – рассказал Николай. – Спасибо нашему руководству, что не запрещает. Когда девочкам было три года, после репетиции спектакля они подошли к Виктору Степановичу, нашему директору, который выступал также в качестве режиссёра-постановщика, и сказали: «Знаете, как-то тут всё неправильно в этом спектакле. Наверное, лучше вот так будет сделать». Хорошо, что Виктор Степанович – человек с чувством юмора».
«Современные дети привыкли к шоу»
На дневные спектакли в ТЮЗ приходят разные зрители, говорят артисты. Особенно прилежно дети ведут себя в воскресенье. Почему-то именно в этот день недели в зале больше всего пап. Кстати, они тоже с интересом смотрят постановки и громко смеются в нужных местах. Если на спектакль пришёл целый класс, то первые минуты актёрам сложновато: «стадное чувство» и желание блеснуть перед остальными юных зрителей дают о себе знать. Но потом актёрам всё-таки удаётся перетянуть внимание на себя. «Мы выходим на сцену для того, чтобы что-то донести до детей, – рассказал Николай. – Ведь наш репертуар на две трети состоит из юношеского». «Был даже такой случай: играли «А зори здесь тихие…», сначала какие-то фразы из зала доносились, а в конце почти все ребята всхлипывали», – вспомнила Наталия.
«Дети привыкли к шоу, гаджетам, айфонам, – объясняет Николай. – Для многих из них театр и кинозал – места, где можно вести себя одинаково. Есть попкорн, пить кока-колу, развлекаться и не думать. Но когда они приходят к нам в третий-четвёртый раз, то у них совсем другой настрой и цели. Они возвращаются прикоснуться к искусству, как бы пафосно это ни звучало». «Многие зрители сначала ходят к нам на детские спектакли, а потом вырастают и смотрят вечерний репертуар, – отметила актриса ТЮЗа. – Есть у нас одна постоянная зрительница 60 лет. Она как-то сказала: «Вот этих артистов я помню ещё совсем молодыми. А вообще все спектакли у вас смотрю и все люблю». Можно и в 90 лет быть юным зрителем!»
«Подходили к нам и искренне плакали»
Нынешним летом актёры ТЮЗа побывали на гастролях в Италии, куда привезли два спектакля, включая «Каштанку». Причём выступать им пришлось в том числе и перед иностранными коллегами по цеху. «Они нас приняли и даже руки целовали, я была просто в шоке», – воспоминает Наталия. «После «Каштанки» они подходили к нам и искренне плакали, – рассказал Николай. – Потом мы даже на сам спектакль стали смотреть по-другому. Не как на обычную детскую постановку с «кошечками-собачками». Помните сцену, когда Каштанка мечется и думает, к кому возвратиться – к клоуну или к столяру? Для нас в тот момент стало понятно, что клоун олицетворяет собой заграницу, а столяр – Россию. И так в этот момент домой захотелось!»
В тот день, когда записывалось интервью, наши собеседники готовились к спектаклю «Всё, что угодно, только не война», посвящённому 110-летию Белобородова. «С этим именем у нас в семье много связано, – рассказали артисты. – Возле памятника нашему прославленному земляку наши дочки впервые пошли. Правда, в разные стороны. Хорошо, что мы вдвоем были!» В театре они проводят шесть дней в неделю, иногда с утра и до позднего вечера. И говорят, что здесь они не работают, а служат. Впрочем, остаётся время на увлечения: Николай – спортивный фанат, ходит на стадион на футбольные и хоккейные матчи. В несезон, пока Наталия в большой комнате смотрит телеканал «Культура», он «на кухоньке» включает «Россия + Спорт». Летом семья на рыбалке. Вес пойманной в прошлом году щуки составил 3 килограмма 800 граммов. Появился свой рыболовный клуб и «на театре», в него вошли не только актёры, но и водители, монтировщики, осветители.
В 2013 году ТЮЗ намерен представить зрителям семь новых постановок, актёрская чета надеется получить роли в большей части из них. «Жаловаться на недостаток ролей нам грех, – отмечают они. – Вообще, практически все актёры хорошо заняты. Ведь репертуар постоянно пополняется, мы выезжаем в Ангарск, шелеховчане и усольчане приезжают к нам. В ТЮЗе много массовых спектаклей, и даже если в постановке только шесть персонажей, то заняты в ней 12 артистов – два состава. Всего в труппе театра служат больше 30 артистов». Сейчас Наталия и Николай находятся в самом расцвете своей карьеры, но невинный, как мне казалось, вопрос о будущем заставил артистку задуматься.
– Я прекрасно понимаю, что не смогу до самой старости выступать в амплуа травести, – говорит Наталия. – Знаю, что когда-нибудь зайчики-белочки-девочки-мальчики закончатся. Это жизнь, и от этого не уйдёшь. Я не хочу смотреть настолько далеко, но понимаю, что такая ситуация неизбежна. Главное, чтобы вовремя об этом сказали, а не тянули до последнего. Хотелось бы уйти вовремя и заняться в таком случае чем-то другим. А пока мы с Колей в хорошей форме, мне очень хочется выходить на сцену. Наш театр носит имя Александра Вампилова, поэтому, на мой взгляд, у нас должны идти спектакли по всем его произведениям. И мне во всех хочется сыграть!