издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Всё-таки позиция не совсем верная»

Минтранс РФ предложил альтернативу ФКП «Аэропорты Восточной Сибири»

Идею создания федерального казённого предприятия (ФКП) «Аэропорты Восточной Сибири» для Иркутской области, Бурятии и Забайкалья пока не поддержал федеральный центр. Взамен в Министерстве транспорта РФ регионам предложили открыть филиал ФКП «Аэропорты Красноярья», организованного в прошлом году в Красноярском крае. Тем не менее Иркутская область не отказалась от планов создать отдельное предприятие. Кроме того, вопреки позиции местных властей правительство Приангарья продолжило работать над восстановлением части авиарейсов внутри региона. Об этом в интервью «Конкуренту» рассказал министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Селедцов.

– На каком этапе находится предложение о создании ФКП «Аэропорты Восточной Сибири»? 

– Концом декабря прошлого года датирована позиция Росавиации через Министерство транспорта о том, что они готовы создать в качестве альтернативы филиал ФКП «Аэропорты Красноярья» на территории Иркутской области. Чтобы регион включился как филиальная составляющая в это предприятие. Мотивируют это они тем, что создание отдельного ФКП не предусмотрено бюджетом на 2013 год и перспективой на 2014–2015 годы. Поэтому предлагается вот так. Мы считаем, это всё-таки позиция не совсем верная. К сожалению, так сложилось исторически, что Красноярский край больше тяготеет к Западной Сибири, нежели к Восточной. Поэтому создание данного филиала в отрыве от Бурятии и Забайкальского края, где у нас более устоявшиеся связи культурные, логистические, социальные, транспортные, приведёт к разрыву этих связей и нарушению целостности отношений. Поэтому мы считаем, что всё-таки нужно будет рассматривать мероприятия по созданию ФКП «Аэропорты Восточной Сибири», в которое вошли бы аэропорты Байкальского региона. 

– Получается, в «Аэропорты Красноярья» предлагается войти только Иркутской области? 

– С учётом того, что обращение было за подписью глав трёх субъектов, то условно отвечали всем. Но пока разговор идёт о создании в Иркутской области филиала, на базе которого произойдёт дальнейшее объединение. Как это будет в практической плоскости, пока непонятно.

– Каким образом планируется доказывать, что необходимо создать отдельное предприятие?

– Аргументов масса. Они были изложены в соответствующем письме губернатора на имя министра тран-спорта и премьер-министра правительства. Там мы ещё раз выражали свою позицию, что создание ФКП «Аэропорты Восточной Сибири» правильно и целесообразно. Во-первых, из-за устоявшихся связей регионов. Кроме того, мы указали, что финансированием ФКП «Аэропорты Красноярья» не предусмотрены работы по поддержке и содержанию аэропортов с малой вместимостью внутри Иркутской области, Бурятии и Забайкалья. В любом случае изменение финансирования будет необходимо, так что проходить как внесение изменений в работу существующего предприятия или создавать новое – в нашем понимании одно и то же. И самое главное, мы не понимаем, как процесс будет управляться с точки зрения вхождения в 

«Аэропорты Красноярья». Чёткой политики на этот счёт не существует. Тем не менее правительством Иркутской области ведётся работа по созданию ФКП «Аэропорты Восточной Сибири». 

– Какие шаги намерена предпринять Иркутская область в части лоббирования проекта создания ФКП «Аэропорты Восточной Сибири»?

– Предметно озвучивать не буду. Это не только переписка. Идёт работа в этом направлении со стороны губернатора и уполномоченных руководителей. Мы намерены отстоять позицию регионов. 

– За чей счёт планируется реконструкция аэропортов Бодайбо, Усть-Кута и Киренска?

– Средства заложены в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». Общая сумма – 1,8 миллиарда рублей (1,292 миллиарда рублей – федеральный бюджет; 261,5 миллиона рублей – областной, остальное – внебюджетные источники). С 2010 года отодвигают, но мы стараемся подвинуть ситуацию и приблизить реконструкцию на 2013–2014 годы. 

– Перечисленные аэропорты планируется объединить в ФКП? 

– Наше предложение о включении аэропортов Ербогачёна, Киренска, Нижнеудинска, а также Чары является первым этапом для создания ФКП, потому что они входят в состав федеральных государственных предприятий. В дальнейшем планируется объединить в ФКП остальные малые аэропорты Иркутской области. Естественно, со сменой собственника. В ФКП может войти только федеральное имущество.

– Будет ли возобновлено авиасообщение с Казачинским? 

– Работа по возобновлению регулярного авиасообщения между Иркутском и селом Казачинское продолжается. Первоначально это планировалось сделать на базе существующей посадочной площадки Казачинского силами и средствами Ан-2. Но в связи с тем, что в осенне-зимний период его эксплуатировать сложно (это необогреваемый самолёт), мы приняли пока решение вернуться к разговору весной. За это время аэропорт в Казачинском должен получить аэронавигационный паспорт. Кроме того, прорабатываем с АК «Ангара» возможность посмотреть стыковочный рейс через Усть-Кут на Казачинское. На Усть-Кут у нас летает Ан-24, а оттуда вертолётом Ми-8 на Казачинское. Стыковочный рейс через Киренск и Усть-Кут мы предлагали сделать уже осенью 2012 года. Однако получили ответ администрации Казачинско-Ленского района, что подвоз пассажиров вертолётом к регулярным рейсам не будет востребован ввиду недостаточного пассажиропотока. 

– А что касается других рейсов, которые планировалось восстановить, – из Братска до Нижнеудинска и Железногорска? 

– По этой теме есть движение. В Железногорске-Илимском необходимо восстановить посадочную площадку, чтобы наладить вертолётное сообщение с Братском. Также нужно назначить коменданта посадочной площадки, обучить его в Восточно-Сибирском учебно-тренировочном центре. На посадочную площадку нужно также получить аэронавигационный паспорт. Плюс выполнить требования по оборудованию. Рейс планируется запустить в течение 2013 года. Регулярность ещё определяется, варианты и пассажиропоток просчитывают компании «Ангара» и «АэроБратск». 

С Нижнеудинском пока нет такой определённости. Проблема та же: считается, что из Нижнеудинска до Братска народ летать не будет. Вопрос будет прорабатываться. Ведь в своё время из Нижнеудинска ходил два раза в неделю самолёт L-410. И мы сейчас как раз рассматриваем возможность формирования пула из таких самолётов для осуществления внутрирегиональных рейсов. Соответствующее предложение разослано всем авиационным компаниям, зарегистрированным на территории Иркутской области.

– Появилась ли определённость по восстановлению аэропорта в Усть-Илимске?

– В конце января состоялось совещание с участием представителей администраций района, города, группы «Илим», нашего министерства и специалистов института «Дальаэропроект». Мы договорились, что в первой половине февраля «Илим» определится в возможности своего участия по финансированию предпроектных предложений восстановления аэропорта в Усть-Илимске. Потому что на данный момент мы не понимаем, в каком состоянии взлётно-посадочная полоса, здания и сооружения аэропортового комплекса и что необходимо из аэронавигационного оборудования. Нам нужно провести обследование, чтобы получить полную правовую картину и предполагаемую стоимость восстановления аэропорта. К работе должны подключиться местные власти. До 15 февраля они обязаны провести социологическое исследование на предмет востребованности рейсов и возможности заполнения. После этого будет принято окончательное решение, реконструировать аэропорт или нет, а также рассчитана стоимость проекта. А пока Усть-Илимску предложен альтернативный вариант – сформировать посадочную площадку и организовать вертолётные рейсы на Братск, с учётом того, что автодорога на этом отрезке в удручающем состоянии. 

– В какую сумму оцениваются проекты по восстановлению авиасообщения в перечисленные города? 

– По Усть-Илимску это станет понятно после подготовки предпроектных предложений. По остальным площадкам расчёты ведутся «Ангарой», потому что входные данные в ходе процесса постоянно меняются. Сначала мы считали альтернативные полёты из Киренска или Усть-Кута, а поскольку районная администрация отказалась, приходится пересчитывать стоимость приведения АН-2 в состояние, при котором он сможет обслуживать рейсы в осенне-зимний период.

– Из какого источника планируется финансировать эти мероприятия? 

– Нам нужно понимать, как будет сформирована стоимость билета, чтобы рейсы были востребованы, и каким образом в этом могут участвовать областной и местный бюджеты. Для этого существует комплексная оценка. Например, рейс Иркутск – Ербогачён дотируется, потому что до этого пункта больше добраться нечем. Дорога только зимняя, по воде регулярного сообщения нет. Сейчас область дотирует ограниченный круг рейсов из Иркутска – до Братска, Ербогачёна и Киренска. В 2013 году планируется выделить около 80 миллионов рублей на дотацию рейсов (расходы на уровне 2012 года). Но невозможно всё переложить на областной бюджет. 

– Известна ли ориентировочная стоимость билета на новые рейсы?

– Мы не можем разговаривать о восстановлении рейса на Усть-Илимск, пока будем видеть подобное отношение местного самоуправления, которое с июля ничего не сделало. За этот период времени у меня было три совещания плюс создана рабочая группа по восстановлению авиасообщения с Усть-Илимском. И там уже под председательством первого зампреда правительства Николая Слободчикова два совещания прошло. То, что от правительства зависит, выражено в реальных действиях и шагах: проведённых совещаниях, проведённых мероприятиях и так далее. Я намеренно не хочу разговаривать о стоимости билетов, пока непонятно, надо ли это территориям. Им не раз говорилось, что необходимо действовать. То же самое касается Казачинского. При таком подходе мы же не можем за всех всё сделать. 

– Каких шагов правительство ждёт от местного самоуправления в вопросах восстановления рейсов? 

– Представителям территорий нужно понять, что они должны были давно выяснить востребованность рейсов, пассажиропоток и пожелания жителей по стоимости билетов. Поскольку понятно, что в конкуренции с автоперевозками не все согласятся. Но надо найти линию отсечения, при которой часть пассажиров выберет авиарейсы. Ведь мы не можем прийти и сказать, мол, товарищи дорогие, давайте вы будете летать по стоимости автомобильного маршрута. В целом местные власти должны не только заявить о необходимости восстановить авиасообщение, но и обосновать свою позицию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры