Сорока в праздничном наряде
Исчезнувшие и занесённые в Красную книгу растения и животные – это прискорбно. Тем более отрадно вдруг обнаружить, например, лебедей, а то и даже пеликанов, поселившихся на северных озёрах, где их раньше не видели…
В иркутском Академгородке есть микропарк с разными видами деревьев, которые начали высаживать полвека назад. Среди первенцев парка – кедры и голубые ели, поднявшиеся выше крыши Института систем энергетики. По указанию его первого директора они были отобраны в окрестностях Выдрино и бережно доставлены сюда сотрудниками института. Ели и кедры уже больше десяти лет обильно плодоносят на радость разным птицам и белкам, к которым жители городка науки привыкли. Но вот в конце лета здесь появились новички – сначала парочка, а потом и ещё. Птички средней между воробьями-синицами и сороками-воронами величины юрко порхали по ёлкам. В их оперении сочетались разные цвета, включая необычный – светло-синий.
Не будучи специалистами-орнитологами, энергетики высказали гипотезу: это либо голубые сороки, либо сойки, которые тоже имеют частично голубой окрас. Знакомство сначала с энциклопедиями, потом и с «птичьей» литературой привело к выводу, что наши новые соседи – всё же голубые сороки. Они примерно вдвое меньше стандартных сорок – до 80 г весом (сойки – до 200), а среди их корма кроме всяких семян, ягод и насекомых (в том числе вредителей) упомянуты семена подсолнечника. Ареалы обитания голубой сороки и сойки частично совпадают, причём они у обеих разорванные – Юго-Западная Европа, потом Восточная Азия начиная с Забайкалья, а Предбайкалье не указано. В одной книге голубая сорока названа зоогеографическим феноменом из-за особо протяжённого разрыва ареала – от Испании до Китая. Птицы стайные, в общем оседлые, а голубые сороки по осени и зимой приближаются к городам…
Окончательный перевес в сторону голубых сорок дал осенний набег птичьих стаек на пригородные дачные участки – автор лично претерпел это в садоводстве «Прометей» над распадком притока Каи, ручья Берёзового. Да, подсолнухами лакомятся разнокалиберные птички: за один присест можно надёргать сколь угодно много семечек. Профилактика тоже несложна: обвязать головы подсолнухов яркой и плотной материей. Но от голубых пришельцев такое средство не помогло: они каким-то образом отрывали материю и залезали под неё. Если не удавалось засечь разбой в самом начале и срезать подсолнух, то на головке оставалась лишь недозрелая середина круга. При этом облепиху, калину, барбарис голубые разбойники не трогали – птички берут эти ягоды в свой рацион лишь с середины зимы: возможно, ожидают повышения их вкусовых качеств с морозами. Наблюдая за голубыми птахами в довольно сильный бинокль, разглядеть их в деталях не удалось: они непрерывно и быстро перемещаются. Подсолнухи могут обрабатывать одновременно по две-три птички: они отрывают матерчатый экран клювом и, похоже, лапами, выдирают семечки, улетают – их место занимает следующая смена.
Из литературы узнал, что голубые сороки живут постоянными парами, вместе вьют гнёзда, самец кормит самку во время высиживания птенцов. Супружеская забота среди птиц достаточно обычна, но у сорок есть и оригинальное: в этих хлопотах семейным парам помогают холостые пернатые. Тут вспомнился эпизод из книги Фарли Моуэта «Не кричи: «Волки!»: он наблюдал за жизнью тройки волков, где рядом с семейным логовом поселился одинокий волк-дядя, который делился с соседями добытым продовольствием.
Когда начались морозы, стая голубых гостей улетела с наших дачных участков, не видно их стало и на шишечных деревьях Академгородка. Посмотрим, что будет весной, когда на вскопанных участках станет легко добывать личинки насекомых.