Десант энтузиастов
Для того чтобы создать атмосферу праздника, деньги не нужны. Достаточно собрать группу энтузиастов. Ежегодно такими неравнодушными людьми пополняется педагогический отряд «Флибустьеры». Вот уже без малого 17 лет он живёт благодаря студентам иркутского политеха.
Для того чтобы создать атмосферу праздника, деньги не нужны. Достаточно собрать группу энтузиастов. Ежегодно такими неравнодушными людьми пополняется педагогический отряд «Флибустьеры». Вот уже без малого 17 лет он живёт благодаря студентам иркутского политеха.
Будущий инженер-эколог Кристина Станкович – «флибустьер» с небольшим стажем: она в педотряде чуть больше года. Пришла первокурсницей, а сегодня не мыслит себя без «Флибустьеров».
– Ребёнком, когда приезжала в лагерь, с восторгом смотрела на людей в куртках со значками. Мне всегда хотелось быть вожатым, – рассказывает Кристина. – И когда увидела объявление с приглашением записываться в отряд, пришла вслед за подругой.
В основном «Флибустьеры» объединяют студентов, но порой сюда приходят и выпускники ИрГТУ. «В прошлом году пришёл 26-летний молодой человек, он работает и поэтому не так часто появляется у нас на сборах», – говорит Кристина.
За 16 с лишним лет существования отряда в университете все привыкли к этим, на первый взгляд, странным людям, что собираются дважды в неделю в холле актового зала. Садятся в круг, шумно общаются и поют песни. Только первокурсник или гость может удивиться этому зрелищу. «Атмосфера здесь уютная, домашняя, – говорит Кристина. – Те, кто приходит, остаются, становятся друг другу родными». Кто-то из «флибустьеров» сказал: люди приходят в отряд из-за людей. Многие нашли здесь себе друзей, с которыми интересно.
В редакцию Кристина принесла фоотоотчёт с одной из последних акций «Флибустьеров». В последнее время студотряды, кроме своей обычной работы вожатыми в детских лагерях, занимаются творческой деятельностью, реализуют социальные проекты для детей из детских домов и социально-реабилитационных центров.
Перед зимними каникулами «Флибустьеры» высадились с «Новогодним десантом» в нескольких удалённых населённых пунктах Иркутской области, причём о существовании некоторых из них большинство педотрядовцев до этой поездки не знали. В течение трёх дней они побывали в трёх районах – Черемховском, Заларинском, Куйтунском. «Иногда мы реализуем проекты при поддержке грантодателей. Но эта поездка основывалась на чистом энтузиазме», — говорит Кристина.
Три дня – 28, 29 и 30 декабря. И несколько незабываемых новогодних праздников с ёлками, сказочным спектаклем, мастер-классами. Всё это для детей, оставшихся без родителей. Надо сказать, что ребята из соображений экономии 28 декабря в Черемхово, где выступали в реабилитационном центре и коррекционной школе, отправились на элетричке. При этом везли с собой не только костюмы, но и подарки.
– Дед Мороз и Снегурочка дарили подарки – конфеты, игрушки и одежду, – говорит наша собеседница. – Сами насобирали: участвовали на ёлках в качестве волонтёров и везде в знак благодарности нам каждому вручали подарки. Их мы распаковывали, сортировали. Таким образом появилось более 300 наборов для акции. К тому же помогли в университете. Откликнувшись на наше объявление, и студенты и преподаватели приносили книжки, игрушки, помогли Детский фонд и Центр гражданской помощи. Политеховский студенческий профком обеспечил нас транспортом для поездки в Залари и Куйтун.
«Дети хотят учиться чему-то новому, – вспоминает Кристина. – Я от них была в восторге. У нас на мастер-классах даже мальчики танцевали, поразительно. Дети с нами песни пели, а потом подходили, просили перекинуть музыку из спектакля. Говорили, нас на видео записали, обязательно выучат танец». Наша собеседница рассказывает, что, когда в третий день «Новогоднего десанта» возвращались домой, было уже далеко за полночь. Так и закончилась их акция в ночь на 31 декабря. «Нам этого было мало, мы бы хотели расширить границы поездки», – говорит Кристина.
– Чем дальше от Иркутска, тем более настороженными были дети. Мол, городские приехали, – делится она наблюдениями. – Но после танцевального мастер-класса для старших и по оригами для малышей отношение, как правило, менялось. Они так искренне радовались похвале. Я заметила, что деревенские дети куда добрее городских. В Иркутске, например, много спонсорской помощи, много волонтёрских групп, и часто эту поддержку воспринимают как должное. В деревнях дети получают меньше внимания благотворителей. И нам не пришлось ни с кем делить их улыбки, смех. Всё досталось «Флибустьерам». На периферии ребятишки мало видят людей из больших городов. Нас звали приехать ещё.
Кристина считает, что «у детей, которые растут без семьи, другое мировоззрение». Но и общаться с ними сложнее. Она вспоминает, что её первая встреча с детским домом «была шокирущей». «После спектакля я плакала в гримёрке – всё потому, что ко мне пошли дети и стали спрашивать, заберу я их или нет. Я рыдала на плече старшего наставника. Теперь свои эмоции стараюсь перевести не в грусть, а в радость», – говорит девушка.
– Сейчас я знаю, что ни в коем случае нельзя жалеть этих ребятишек, тем более нельзя при них плакать. Важно понимать, что вы вносите частичку радости в их жизнь, возможно, вы им запомнитесь и станете для них хорошим примером. Но это понимание приходит со временем, с опытом.
Ребята готовятся к работе с детьми на специальных инструктивных семинарах. Они проходят два раза в год. Это не только сплачивает «Флибустьеров». «Нам задают ситуации, предоставляя возможность самим разрешить их. Например, если ребёнок разбил окно, что ты будешь делать? Но даже эти тренинги не главное, всё появляется с опытом», – считает Кристина.
– Завязываются какие-либо контакты с детьми?
– Мы всегда оставляем свои координаты и детскому дому, и ребятам. Год назад от Детского фонда (а педотрядовцы являются волонтёрами фонда) проходил чемпионат по мини-футболу. Меня тогда поставили курировать группу из Лесогорска. Когда через два дня провожала их домой, они просили мой телефон. «Мы через год приедем снова», – говорят. Они тогда заняли третье место, расстроились: хотелось победы. До сих пор звонят, поздравляли меня с Новым годом. Спрашивают, жду ли их я. А мальчик один весной позвонил, сообщил: знаете, я не приеду, меня усыновили. Это же здорово! Но он обещал скучать. Вот такое проявление детской благодарности – самое трогательное в том, что мы делаем…