Соединились в «Божественном безумии»
Одним из самых интересных культурных событий ушедшего января для Иркутска стало необычное, а главное, новое для Приангарья мероприятие под названием «Божественное безумие». Творческая акция, возникшая на стыке искусств, впервые объединила в одном порыве музыкантов, певцов, поэтов, художников и танцовщиц и тем самым как нельзя лучше доказала мысль о том, что современное искусство должно быть эклектичным.
Иркутского композитора и музыканта-мультиинструменталиста Евгения Маслобоева гораздо лучше знают в Красноярске, Москве и Европе, чем в родном городе. Вместе со своей дочерью Анастасией, которая поёт традиционные русские песни в аутентичной манере и играет на цимбалах, он при помощи всевозможных ударных, флейт и прочих инструментов (включая металлический умывальник, опущенный в таз с водой) создаёт крайне интересную музыку на грани фолка, нетрадиционного джаза и авангарда. Диски этого коллектива выпускает один из авторитетнейших европейских лейблов Leo Records, базирующийся в Лондоне, а в составе группы «Квадриптих Евгения Маслобоева» выступают и записываются такие мэтры отечественной джазовой и авангардной музыки, как Аркадий Шилклопер, Алексей Круглов, Сергей Старостин и всемирно известная певица из Тувы Саинхо Намчылак.
Поводом для акции, состоявшейся в конце января в Иркутском Доме кино, стал показ уникальных документальных фильмов, снятых в начале 90-х годов телекомпанией «Би-би-си» о деятелях позднесоветского андеграунда. Алексей Тегин, Наталья Пшеничникова, джазовая группа «Архангельск», коллектив экспериментальной музыки ZGA – эти имена знают и помнят далеко не все меломаны, не говоря о широкой публике. Впрочем, имя самого главного музыкального деятеля авангардного толка в Советском Союзе известно многим – 50-минутная лента о жизни и деятельности Сергея Курёхина стала главной в показе. В шоу его коллектива «Поп-механика», проводившихся как в Советском Союзе, так и за рубежом, принимали участие музыканты и художники, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок- и джаз-группы, фокусники и мимы, эстрадные солисты и оперные певцы.
Фильмы о «новой русской музыке» благодаря своим международным связям раздобыл Евгений Маслобоев, который с разрешения авторов решил показать их на большом экране в Иркутске. По образу и подобию героев документалок было решено устроить и собственное выступление. Созвав различных творческих людей Иркутска, представляющих самые разные виды искусства, организаторы решили устроить «Божественное безумие».
– Основной идеей было создать прецедент, благодаря которому могла бы формироваться культурная среда, а в ней появлялись люди, которым бы хотелось чего-то странного. В первую очередь в плане искусства, но по большому счёту и в жизни, – говорит музыкант.
Выступления, или, вернее сказать, перформансы группы, проходили между показами фильмов, как бы демонстрируя собравшейся публике, что подобные формы искусства существуют и в Иркутске. В мероприятии приняли участие поэты, под чтение стихов которых импровизировали музыканты; во время выступления «Квадриптиха» молодые художницы пытались зарисовать услышанное, и в это же время музыку передавали с помощью языка тела в виде хореографических импровизаций местные танцовщицы. Также в первой части действа принял участие народный вокальный ансамбль «Пой, friend».
На концерте производилась профессиональная аудио- и видеозапись, которую организаторы действия обещают смонтировать и издать на лейбле Leo Records. А саму программу и подобные акции решено продолжить. Во-первых, по признанию самого Евгения Маслобоева, по той причине, что в процессе первой акции было показано всего три фильма из десяти, а во-вторых, потому, что подобные события, как показала практика, крайне интересны местной публике. Несмотря на довольно большую продолжительность мероприятия (около трёх часов), зал оставался практически полным.