Размер имеет значение
Избирательный бюллетень длиной 170 см заставил затрепетать федеральные СМИ, когда этот свиток раскатали на столе профильного комитета Госдумы. Сейчас в России зарегистрировано 33 партии, к единому дню голосования в сентябре их будет уже не менее 40–50. И все они должны уместиться на одном бюллетене. Иркутская область отстаёт от федерального тренда ненамного. Если бы выборы состоялись сейчас, то потенциальными участниками могли бы стать 25 партий. Как выяснил «Конкурент», многие реготделения, даже те, в которых сейчас числится по 4–6 человек, собираются на выборы в Заксобрание региона. Длина бюллетеня в этом случае окажется не менее метра.
Болезнь роста
«В условиях роста числа политических партий и перехода на единый день голосования избирательные участки должны быть достаточной вместимости для большого числа участников избирательного процесса, – заявила в минувший вторник на семинаре для политпартий секретарь облизбиркома Людмила Шавенкова. – Но, к сожалению, иногда в поселении бывают и такие условия: кроме одного клуба ничего нет». В облизбиркоме опасаются аншлагов в скоромных сельских школах и клубах. В регионе уже зарегистрировано 25 региональных отделений политпартий (четырёхкратный рост к началу 2012 года). А поскольку в стране введён единый день голосования – второе воскресенье сентября, то избиратель, явившись на участок, может получить сразу шесть бюллетеней, потому что ему предложат за раз выбрать всех – от мэра своего посёлка до депутата ЗС.
Проблемой является сам бюллетень. Если сегодня распечатать список 24 партий с сайта Минюста РФ по Иркутской области, то даже он растягивается на пять листов, в общей сложности около 80 с лишним сантиметров. В облизбиркоме теперь не знают, что будет с КОИБами – комплексами обработки избирательных бюллетеней. «Когда избирательный бюллетень достигает в длину больше двух метров, то КОИБ не подходит так, как надо», – сокрушается Людмила Шавенкова. Сейчас в Центризбиркоме думают, как решить эту проблему, предлагают даже оформить списки в виде книжечек.
Впрочем, законодатель тоже не дурак. Выборы в Заксобрание, к примеру, могут быть «облегчены» от неуёмных гражданских инициатив. Какие-то партии просто уйдут с поля. Они не соберут нужное количество людей в партсписок. Условия Людмилой Шавенковой были озвучены и вызвали у некоторых «молодых» партий беспокойство. «Общая часть областного партсписка на выборах в Заксобрание – пять человек, – пояснила Людмила Шавенкова. – Дальше в обязательном порядке 22 региональные группы. Вы не можете представить список, к примеру, с 21 региональной группой. В общей части списка может быть и один человек. А вот в каждой из 22 групп – минимум по три человека. В целом список не менее 67 человек». С учётом того, что при проверке часть кандидатов отсеивается, список и вовсе должен перевалить за 70 человек, потому что, если остаётся менее 67 человек, партия уходит с выборов в ЗС. В условиях, когда у некоторых партий в составе и сотни-то партийцев не наберётся, это проблема.
Политический рекрутинг
Вот, к примеру, Михаил Васильев, представитель ИРО «Республиканской партии России – Партии народной свободы». В его реготделении 178 человек. Почти половина из них уже «уходит» в список. Но, в общем, эта партия вполне может участвовать в выборах. А что делать, к примеру, ИРО «Городов России», где девять человек, или РО ВПП «Партия за справедливость!», где пока четыре одиноких партбилета? Опрос «Конкурента» показал, что далеко не всем нравится эта цифра – 67. «Какие 67 человек? Что за глупость? – был возмущён глава местного отделения «Российского общенародного союза» Александр Турик (в его
реготделении, кстати, 323 человека). – Установление какого-либо ограничения – это идиотизм. Так и напишите: идиотизм! Мы живём в свободной стране, и главный закон – это Конституция РФ. Партии вольны решать: сто человек им выставить или вообще одного кандидата. А люди, которые пишут такие законы, сидят и бредят. А почему, простите, не 56 человек или не 65 с половиной? Если господа желают, я могу оспорить эти их 67 человек в Конституционном суде. Мы потому и пойдём на выборы в Заксобрание, чтобы противопоставить хоть что-то этому бреду». Второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков был менее эмоционален, но тоже заявил, что такие требования к списку крайне жёсткие. «Я думаю, что снятие списка из-за двух-трёх человек ничем не оправдано, – заметил Рульков. – И если партиям-«пустышкам» позволят пройти, то к основным конкурентам этот инструмент будет применяться вовсю». «Политическая система должна развиваться, закон и принят для того, чтобы она была современной. Чего стонать-то? – задаётся вопросом заместитель руководителя исполкома ИРО «ЕР» Алексей Козюра. – Знаете, может быть, этот закон ещё менее единороссовский, чем старый. Да, в парламент региона должны проходить подготовленные партии, которые имеют развитую сеть ячеек на местах, а не 500 человек и одну газетку. Это нормально!»
Но если Турику или Рулькову набрать «резерв» будет нетрудно, то количество сторонников для многих малых партий пока место больное. И часто не потому, что отделения не работают. Многим Москва не велит членов набирать. Вот, к примеру, руководитель областного отделения «Гражданской платформы» (партия Михаила Прохорова) Анна Солдатова о количестве партбилетов говорить отказалась, сославшись, что все данные «есть на сайте минюста» (но местный минюст ещё не успел пополнить свой список на сайте этой политической силой). По данным облизбиркома, в ИРО «Гражданской платформы» сейчас всего 10 человек. Анна Солдатова заявила, что решение об участии в выборах в ЗС принимает федеральный исполком. И эта тема пока там не обсуждалась. Аналогичная ситуация в «Молодой России»: «молодые» тоже пока ждут инструкций из Москвы. РО «Партии свободных граждан» аналогично ссылается на федеральный центр. Руководитель реготделения одной из партий вообще на условиях анонимности сообщил: «Знаете, формально мы существуем, но, если честно, у нас пока ни документов, ни партбилетов. Сложно сказать, как мы будем участвовать в выборах. Москва настроена, конечно, на свои выборы, в Госдуму». Не исключено, что часть этих партий – обычные «клоны» для массовки, а часто – и копии существующих партий-динозавров. И тогда «инструкции из Москвы» – это прямое указание на работу по «размыванию» электоральных предпочтений.
Появление «Умной России» часто называют новым проектом «Единой России». Глава областного отделения Антон Егерев заявляет: проект никакого отношения к «ЕР» не имеет. А единоросс Алексей Козюра сказал, что впервые слышит о таком отделении в Иркутской области (в 2008-м Антон Егерев фигурировал в СМИ как член «Молодой гвардии Единой России», а в 2012-м – как председатель молодёжного правительства Иркутской области). «В «Единой России» люди старшего поколения, а у нас – 25–30 лет», – похвалился Антон. Правда, пока всего десяток. Впрочем, к выборам в ЗС каждый должен привести ещё по 10 «умников». «Так что к сентябрю нас будет не менее тысячи. И на выборы мы точно пойдём, список наполнится», – уверен Антон. Радостно вышли на дистанцию и разные социальные партии, к примеру «Коммунисты России». «А мы готовы к появлению целой когорты партий с левыми названиями, – заявил «Конкуренту» Евгений Рульков. – Проходили уже в 90-е. К выборам их будет ещё больше. Вообще, всё это разноцветье партий, как и региональный закон о выборах в ЗС, лишний повод запутать избирателя». Коммунисты перед выборами решили устроить избирателям «ликбез», дабы те знали, кто настоящий левый и куда ставить галочку.
«Не плодиться без толку»
Часто отделения партий «работают» на какие-то конкретные цели в конкретной территории. Вот, к примеру, в Иркутском районе освоилось РО ПП «Альянс Зелёных – Народная партия». Секретарь реготделения Татьяна Алёшкина говорит, что на муниципальных выборах их партия уже чувствует себя хорошо (Татьяна сама депутат от партии в Хомутовском МО). «Пока в отделении 19 человек, и мы имеем инструкцию от московского руководства: не плодиться без толку, не брать случайных людей, – сказала она. – Первоочередная задача для нас – войти в участковые избиркомы. А в выборах в ЗС обязательно будем участвовать, уже сейчас формируется блок из 4–6 партийцев, плюс будем набирать сторонников. Думаю, 70 человек – не проблема».
К единому дню голосования часть партий просто может не дожить, потому что ликвидируется на федеральном уровне. К примеру, как сообщила руководитель РО ВПП «Российская сетевая партия» (создавалась для поддержки малого и среднего бизнеса) Дарья Житова, её политическая структура, скорее всего, исчезнет, решение будет принято на федеральном уровне. «Но наш второй проект – «Гражданская сила» – продолжает жить», – сказала она. Глава реготделения «Гражданской силы» Владимир Долматов рассказал, что сейчас в партии около 150 человек (по данным избиркома – 16), а поскольку бизнес сетевой, есть ещё много желающих вступить (Долматов возглавляет ООО «ДЭНАСИ»), однако отделения ориентируются на инструкции из федерального комитета. «А список из 67 человек для нас вполне подъёмный», – заметил Долматов. «Я думаю, ближе к выборам мы ещё увидим много удивительных названий. Одна партия уйдёт, придут две. Меньше их не будет», – заметил Евгений Рульков. И действительно, ни один из руководителей прямо не заявил «Конкуренту», что его партия не будет принимать участия в осенних выборах в ЗС. Это означает, что избирателю надо готовиться к мегабюллетеням.
Знакомые всё лица
Интересны те, кто представляет альтернативу блоку известных партий в регионе. С одной стороны, это старая одиозная гвардия, так или иначе находящаяся в политике с 90-х годов. К примеру, Александр Турик или глава местного отделения «Партии Мира и Единства» Андрей Тигров. С другой – крупные партии готовят явных «дочек», чтобы прикрывать непопулярный бренд: появляются «умные» и «молодые» клоны «Единой России». Глава РО «Молодой России» Андрей Бендер, к примеру, «засветился» в проекте Заксобрания региона – молодёжном парламенте. О себе явно заявляют предприниматели. К примеру, Татьяна Алёшкина из «Альянса Зелёных – Народной партии» – заместитель управляющего ООО «Мой банк». Анна Солдатова, представляющая прохоровскую «Гражданскую платформу», управляет ООО «Байкалвет» (приют для собак). Глава ИРО «Республиканской партии России – Партии народной свободы» Михаил Зимин – руководитель проекта «Кто есть кто в Иркутской области».