Балет из Куприна
Пересказать русскую прозу XIX века языком танца — эту непростую задачу поставила перед собой главный балетмейстер Иркутского музыкального театра имени Загурского Людмила Цветкова. Результат можно увидеть на сцене — в виде абсолютно нового авторского балета «Гранатовый браслет», поставленного по этому произведению впервые.
Сложно сказать, как отнёсся бы сам писатель Александр Куприн к тому, что его небольшую повесть о неразделённой любви поставили в виде балета. Тем не менее за более чем сто лет после её написания такая мысль пришла в голову лишь одному человеку, причём во время прогулки по иркутским улочкам. Главный балетмейстер Иркутского музыкального театра Людмила Цветкова рассказывает, что прониклась иркутской архитектурой осенью прошлого года, ожидая подругу, которая была в парикмахерской. «Я бродила по этим небольшим улочкам, которые находятся между Карла Маркса и Дзержинского, и ощутила дух русской старины, – рассказывает постановщица. – Мне вдруг стало понятно, что я готова поставить спектакль по русской классике. И почему-то в первую очередь мне на ум пришёл Куприн, и именно «Гранатовый браслет».
Балетмейстера не испугал тот факт, что балетов по Куприну до неё никто не ставил, а следовательно, необходимо было придумать не только собственную хореографию, но и найти композитора, который был бы в такой же степени заинтересован в подобном проекте. По счастью, такой человек нашёлся в Иркутске – 26-летний музыкант Константин Артамонов, играющий на клавишных в местной группе Extrovert, которая участвует во всех постановках рок-опер музыкального театра. Оказалось, что «Гранатовый браслет» для композитора тоже одно из любимых произведений, поэтому с Людмилой Цветковой они быстро нашли общий язык. «Основным выразительным средством в балете является музыка, и в этом смысле непосредственное сотрудничество с композитором пошло только на пользу. Ведь труднее всего делать бессловесный спектакль из произведения, где самым важным является слово, но это и интереснее, – говорит постановщица. – Я считаю, что у нас сложился хороший тандем, где авторское понимание постановщика совпадает с видением композитора. Мы практически ни разу не поспорили в процессе работы над спектаклем».
Не имеющий высшего музыкального образования, нигде и никогда не учившийся на композитора, Константин Артамонов, тем не менее, сумел за один только месяц создать довольно цельное музыкальное произведение для полуторачасового балета. Как говорит он сам, он использовал стилистику как русской и западной классических школ, так и современных направлений, в том числе арт-рока и неоклассики. Но основной целью была адекватность передачи музыкой атмосферы XIX века. Своеобразным бонусом для зрителей и слушателей является то, что во многих номерах этого спектакля сам композитор выходит на сцену и играет вживую на рояле, однако вся остальная музыка звучит в фонограмме: ресурсов музыкального театра не хватило для столь богатой оркестровки.
Как рассказала Людмила Цветкова, при постановке хореографии она отталкивалась прежде всего от возможностей труппы и, «поскольку труппа почти непрофессиональная», старалась не ставить с ней слишком сложные номера. Впрочем, с выбором примы на главную роль – замужней княгини Веры, в которую влюбился бедный чиновник, – трудностей не возникло. Партию отдали опытной Марии Стрельченко, одной из немногих получившей профильное балетное образование в Бурятском государственном хореографическом училище, а совсем недавно удостоившейся звания заслуженной артистки России (всего лишь пятое звание в театре, полученное балетным артистом за всю историю). Партия безнадёжно влюблённого чиновника Желткова, который подарил княгине роковой браслет, досталась артисту балета Сергею Полухину. Также в спектакле заняты Юрий Щерботкин, Наталья Гладких, Татьяна Садовая, Мария Плесовских и другие, включая воспитанников детской хореографической студии театра и артистов хора.
Преследуя цель пересказать повесть и передать её атмосферу, хореограф старалась не углубляться в театральную условность, поэтому в постановке много, так сказать, прямого высказывания. Среди прочего есть танцы с плюшевым медведем, велосипедом, письмами и собственно гранатовым браслетом. Впрочем, благодаря этому спектакль можно смотреть, совсем не заглядывая постоянно в либретто – смысл происходящего на сцене вполне понятен без слов.
Неожиданные, совсем небалетные костюмы создала петербургская художница Татьяна Королёва, которая тоже давно сотрудничает с иркутянами. Дамы танцуют в шляпках и украшениях, мужчины – в шарфах и иногда в цилиндрах. И у всех без исключения на костюмах нашиты осенние листья (отсылающие к времени года, когда происходили события в повести).
Стоит заметить, что русская классика уже далеко не в первый раз вдохновляет постановщиков Иркутского музыкального театра на создание таких спектаклей, которые до них никто по этому материалу не делал. «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Сорочинская ярмарка» Гоголя, «Сватовство по-московски» по Островскому, даже роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» вдохновил этот театр на мюзикл. Кстати, и Куприн на этой сцене ставится уже не впервые. Его «Поединок» в форме музыкального спектакля воплотила на сцене постоянный режиссёр театра имени Загурского из Петербурга Сусанна Цирюк.
Ближайший показ балета «Гранатовый браслет» на сцене Иркутского музыкального театра имени Загурского состоится 9 февраля.
ИЗ ДОСЬЕ
Людмила Цветкова работает в Иркутском музыкальном театре с 1990 года, с 2002-го – главным балетмейстером. Театральная публика хорошо знает её работы: «Сотворение мира», «Серебряная нить, или Там, где заканчивается явь», «Чиполлино», «Танго ночи», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Пер Гюнт», «Щелкунчик», «Кармен»… Собственно, «Гранатовый браслет» стал для неё юбилейным, десятым балетом, поставленным на этой сцене. Однако хореограф в театре работает не только над собственными постановками – танцы и хореография есть во всех музыкальных спектаклях, поэтому среди работ Цветковой значатся и «Моя прекрасная леди», и «Сильва», и «Мадам Фавар», и «Целуй меня, Кэт!», и «Баядера», и «Марица», и «Хелло, Долли!», и «Белая акация», и «Евгений Онегин», и многие-многие другие.