издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Выглядит он по-прежнему мальчишкой…»

Во время празднования 50-летнего юбилея Иркутского театрального училища, проходившего в драмтеатре, в приветственном слове министр культуры и архивов Виталий Барышников объявил, что актёру театра юного зрителя имени Вампилова Олегу Тупице присвоено почётное звание «Заслуженный артист РФ».

Олег Иванович выглядел ошеломлённым: вместе с актёрами из театров Иркутска, выпускниками, приехавшими из Омска, Петропавловска-Камчатского, Комсомольска-на-Амуре, Кургана, Москвы, он впервые узнал о том, что в признании его актёрского мастерства поднялся на ступень выше. А между тем выбор профессии был случаен, но не случайной оказалась преданность театру, служению которому он отдал  многие годы.

В детстве Олег был заправским путешественником: отец-военный жену с четырёхмесячным сынишкой из города Топки Кемеровской области увёз в Германию, куда его перевели на службу. К 7 годам мальчик научился говорил по-немецки, но язык ему не пригодился – семья переехала в Белоруссию. В школе по-белорусски писал так, как  слышал, в слове  «лестница» или «солнце» обходился без  «т» или «л» – это было правильно. А вот в Чите на уроках русского языка шестикласснику пришлось несладко: когда в сочинении написал «совецкий», учительница удивлённо спросила: «Мальчик, ты что, с луны свалился?» Долго приходилось привыкать, чтобы написать «советский».

В переездах по странам и городам он взрослел, не заметил, как окончил восемь классов. Его одноклассница – «комсомолка, спортсменка, активистка» попросила Олега поехать вместе с ней в Иркутск, поступать в театральное училище. «Почему бы не прокатиться в каникулы?» – подумал подросток и  на всякий случай по её совету выучил стихо-творение и басню.

Когда пришли в училище, Олегу показалось, что попали  в переполненный троллейбус: абитуриентов было столько, что в узком коридоре приходилось стоять вплотную. Все волновались, повторяли строчки выученных произведений, широко, «театрально» размахивали руками. Олег помнил, что приехал на каникулы, но волнение передалось и ему. После первого тура одноклас-сницу «отсеяли», а он, к своему удивлению, прошёл на второй, а потом и на третий тур. И ещё большим удивлением было, когда в списках поступивших он увидел свою фамилию. 

Набирал курс заслуженный (сегодня народный) артист РФ Виталий Венгер, который мгновенно влюбил в себя студентов. «С педагогами нам повезло, – говорит Олег Иванович, – преподавали и ставили спектакли у нас Борис Райкин, Борис Дубенский, сценическую речь вела удивительная Клавдия Алдохина, ритмику – Леонид Мацуев, сценическое движение – Юрий Ицков, фехтование – Влад Казименко, люди увлечённые и в какой-то мере одержимые своей профессией. На некоторых занятиях по семь потов проливали, и за это – огромная благодарность нашим учителям».

Со второго курса Олег начал работать в драматическом театре, после окончания училища, посоветовавшись с Венгером, остался в нём работать. В 1978 году предстояли гастроли в Москву и работа над ролью Васечки в спектакле «Старший сын» Вампилова, который начал восстанавливать режиссёр Владимир Симоновский. 

По приезде из Москвы Тупице пришла повестка из военкомата. В армию его провожали Борис Деркач, Саша Тюшняков, Жора Шипунов, можно представить, в каком состоянии грузили они Олега в вагон. Впрочем, в подобном состоянии были многие бритоголовые пацаны-призывники. После полугодичной учёбы, получив специальность пеленгатора, он был отправлен в Монголию. В военной части, где должен был служить связистом, скоро узнали, что Олег профессиональный артист, направили на службу в клуб. А дальше – подготовка номеров солдатской художественной самодеятельности, концерты и все привилегии, положенные артистам в армии.

Через два года вернулся в Иркутск и прямиком направился в училище. Появление демобилизованного солдата запечатлела фотография, на которой Олег сидит рядом со своим учителем  Виталием Константиновичем Венгером и директором училища Александрой Даниловной Коноваловой на сцене учебного театра. Венгер же повёл его и в театр. Широко распахнув перед учеником двери в кабинет главного режиссёра, остановился, чтобы подождать результата. Григорий Жезмер был явно не рад появлению артиста, предложил поработать три месяца  осветителем. Олег побледнел, почувствовал себя оскорблённым, сказав что-то дерзкое, хлопнул дверью и перешёл через дорогу в ТЮЗ. Там же директор Лесная раздумывать не стала, сразу предложила оформлять документы. Чуткая Анна Даниловна спросила: может быть, после армии он отдохнуть хочет?

К тому времени отец ушёл в отставку, семья переехала в город Николаев. Олег полетел туда, чтобы обнять родителей, старшего брата, понежиться под лучами южного солнца, проверить, действительно ли в Чёрном море вода солёная? Через две недели вернулся в Иркутск, где, кстати, его ждала первая зарплата.

Дебютом Тупицы на сцене театра юного зрителя стала роль Димки в спектакле «РВС» по повести Гайдара. Жигана и комиссара играли Вячеслав Михайлов и народный артист Вениамин Филимонов, которых, увы, сегодня нет среди живых. А дальше ему поручали роли, которые в 

ТЮЗах играют актрисы амплуа травести – Конёк Горбунок в одноимённой сказке Ершова и знаменитый Буратино в «Золотом ключике» Алексея Толстого. 

Театр юного зрителя был предназначением актёра. Какую бы роль ни играл, создавалось впечатление, что она написана на него. Невысокого роста, с правильными чертами лица, он был хорош собой необыкновенно. В советское время мог любого пионера сыграть, да что пионера, Олег играл Ромео в «Ромео и Джульетте» Шекспира, Морозко в одноимённой сказке Токмаковой, доктора Айболита в спектакле «Айболит 2001» Чуковского.

«Мне повезло с режиссёрами, – говорит Олег Иванович, – незабываемым было время работы с Вячеславом Кокориным и Михаилом Бычковым. Разные постановщики, они одинаково умели делать актёров своими единомышленниками. В режиссуре были склонны к эксперименту, театральным новациям. Позднее пришёл Николай Емельянов – энциклопедически образованный человек. Когда начали работать над пьесой «Эквус» Шеффера, пришлось и Юма и Фрейда читать, иначе постановщика просто понять было невозможно». Роль Алана Стренга для Олега Тупицы стала одной из самых значительных, в ней сочетались нежность и страсть, жестокосердие и безграничная любовь к людям. 

Режиссёр Сергей Болдырев в спектакле «Вишнёвый сад» поручил Тупице роль Пети Трофимова – вечного студента, сумевшего своими пламенными речами увлечь дочь Раневской – Аню. В разное время режиссёры по-разному трактовали этот образ, Болдырев предложил актёру сыграть в Пете теневую сторону жизни Владимира Ленина. В постсоветское время разглагольствования отсиживающегося в усадьбе революционера звучали смешно и напыщенно.  

В списке своих ролей Олег Иванович выделяет образ Минотавра, созданный им в спектакле «Лабиринты сновидений» по пьесе иркутянина Алексея Шаманова (Шманов). Это был потрясающий эксперимент, по атмосфере напоминающий работу над спектаклем «Старший сын», в репетициях которого в драматическом театре принимал участие Александр Вампилов. Тупица дружит с писателем, и во имя дружбы тот написал для него эту роль. Актёры любили играть «Лабиринты…», зрители, даже не очень понимая, что происходило на сцене, смотрели его, как заворожённые.

Главным для себя Олег Иванович называет образ гениального актёра Эдмунда Кина в спектакле «Кин IY» Григория Горина. Этот актёр был небольшого роста, горбат, потрясающего темперамента. Тупице в спектакле удалось не только  пробудить интерес к актёру, но и заставить зрителей сопереживать его судьбе, смеяться и плакать вместе с великим англичанином.

О какой бы роли ни рассказывал Олег, с теплом и задушевностью он говорит о режиссёрах, о своих парт-нёрах по сцене. В репетициях над созданием образов ему всегда помогает жена – актриса Алёна Партысь, которая следит за работой мужа, может дать нужный и дельный совет. 

Олег Иванович гордится своими детьми-погодками. Четырнадцатилетний Сёма – чемпион города по вольной борьбе, в 2011 году получил кубок за «лучшую технику». Двенадцатилетняя дочка – отличница, занимается народными танцами в знаменитом ансамбле «Узорочье».  Где бы и что бы Олег ни делал, он никогда не забудет отвести и забрать из школы своих ребятишек.

Недавно актёр отметил 50-летний юбилей, но выглядит, особенно со сцены, по-прежнему мальчишкой (если того требует роль), романтиком, героем, простаком. Для Олега Ивановича понятия амплуа не существует, он универсальный или, как сегодня говорят, синтетический актёр, который может сыграть даже «телефонную книгу». Оставаться молодым позволяет ему большое, доброе и любящее сердце. Не случайно после спектаклей дети дарят актёру фрукты!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры