издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На особом счету

120 особо охраняемых природных территорий появится в Приангарье

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Сотни тысяч гектаров земли по всей Иркутской области в будущем могут получить особый статус. По количеству вновь создаваемых природных территорий лидирует Ольхонский район: в его границах планируется разметить часть нового нацпарка, один природный парк, резервную, орнитологическую и 21 рекреационную территорию. При этом в районной администрации пока вообще не в курсе, какие перемены грядут. Тем временем власти другого района, напротив, уже приступают к определению границ новых природных территорий. «Конкурент» решил разобраться, зачем области понадобилось беспрецедентное по масштабам количество особых природных территорий.

Широкий жест

Создание в Приангарье новых парков, заказников и заповедников предусматривает утверждённая в конце прошлого года схема территориального планирования Иркутской области. Всего в документе идёт речь о 120 новых особо охраняемых природных территориях различного статуса, а также о более чем 200 памятниках природы, таких как пещеры, ценные минеральные источники или места произрастания голубых елей. При этом самыми большими объектами обещают стать два заповедника – Нижнетунгусский и Саянский. Первый, площадью 438 тыс. га, расположится в Катангском районе, второй, площадью 215 тыс. га, будет находиться на территории Нижнеудинского района Иркутской области, а также захватит часть земель Красноярского края. Кроме того, в Приангарье должен появиться ещё один нацпарк – Онотский, который разместится на землях трёх районов области: Иркутского, Ольхонского и Эхирит-Булагатского (площадь 136 тыс. га).

Остальные вновь создаваемые в области ООПТ будут куда меньше по размеру, однако количество их впечатляет. Так, речь идёт об организации 16 новых природных парков, 17 заказников, 28 резервных, 17 орнитологических и 32 рекреационных территорий. Больше всего зон, которые будут иметь особый охранный статус, появится в Ольхонском – 25, а также Слюдянском, Ангарском и Иркутском районах.

Интересно, что в число ООПТ попало сразу несколько объектов, вокруг которых уже не раз разгорались споры. Так, например, особый статус планируется придать 5,5 тыс. га земель на Олхинском плато. Недавно эта территория оказалась в центре конфликта, когда одно из предприятий получило лицензию на разработку в районе скальника Старая Крепость месторождения розового гранита. Сейчас на этой территории планируется сделать природный парк «Витязь». Попасть под охрану должны и Лебединые озёра в Казачинско-Ленском районе, за сохранение которых с 2008 года борются местные жители. Правда, по схеме терпланирования место обитания белых лебедей, а также других редких видов птиц, животных и растений получит статус природного парка, тогда как, по данным регионального министерства природных ресурсов и экологии, там должен появиться заказник. Как оказалось, устаревшие сведения приведены в схеме территориального планирования и относительно площади будущей ООПТ, так как в 2012 году решено было расширить её границы с 66,5 тыс. до 213 тыс. га.

Внесены в число будущих ООПТ оказались и Ново-Ленинские болота в Иркутске, части которых власти по-прежнему не могут придать особый статус, хотя этого уже не первый год требуют учёные и местное население. Между тем по документу там должен появиться заказник «Птичья гавань» общей площадью 770 га. Удалось найти в схеме территориального планирования и многие популярные места отдыха. К примеру, остров Ольхон может получить статус ключевой орнитологической территории, а 1,8 тыс. га земель в районе пика Черского и 6,2 тыс. га рядом с Тёплыми озёрами в Слюдянском районе – природных парков. В число рекреационных территорий и вовсе вошли бухта Песчаная, Большое Голоустное, Порт Байкал, Большие Коты, КБЖД, мыс Хобой на Ольхоне, посёлки Хужир и Харанцы, а также масса других известных мест.

Сдвинуть с места

Впрочем, как объяснил министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук, пока все эти ООПТ существуют лишь на бумаге. До момента, когда перечисленные участки действительно получат особый охранный статус, по его мнению, уйдёт не меньше двух-трёх лет. 

– Следующий этап – определение чётких границ территорий, – объяснил процедуру министр. – При этом прохождение всех земельных документов – затратный по времени процесс, который занимает несколько месяцев. Плюс нужно решить вопросы с другими хозяйствующими субъектами, касающиеся, например, дорожного строительства или добычи полезных ископаемых.

При этом Олег Кравчук не исключает, что границы отдельных ООПТ, а также их специфика в процессе согласования могут измениться. Что касается их количества, то оно, скорее всего, останется прежним. И напомнил, что идея создания в Приангарье новых ООПТ была предложена ещё в 2005 году специалистами Института географии СО РАН. «Однако после вышел Лесной кодекс РФ, новая редакция Земельного кодекса, а также ряд других нормативных актов, под которые необходимо было провести актуализацию этого проекта. Такой работы сделано не было», – объяснил он.

Из-за того что создаваемые ООПТ различаются по статусу, режим посещения их будет также различным. К примеру, в заповедниках он будет достаточно строгим, тогда как на территории природных парков ограничений по передвижению не предусмотрено. «В то же время правовой статус ООПТ ограничивает возможности ведения хозяйственной деятельности на их территории», – объяснил министр. 

В будущем должны быть созданы не только сами ООПТ, но и органы управления данными территориями. «Что это будет – дирекция или какая-то другая форма, – я пока сказать не готов», – пояснил Олег Кравчук. В задачи ведомства будет входить обустройство всех охраняемых природных зон – создание системы троп, стояночных мест и других элементов инфраструктуры, а также работы по снижению антропогенной нагрузки и упорядочению их посещения».

Болото со статусом

Любопытно, что о предстоящих изменениях в некоторых районах области пока вообще ничего слышали. Мэр Ольхонского района Сергей Копылов на вопрос «Конкурента» о том, что он думает по поводу появления в границах муниципалитета ещё одного национального парка – Онотского, а также целого перечня рекреационных территорий, ответил: «У нас один нацпарк – Прибайкальский». И предположил, что новость о создании такого количества новых природных территорий всего лишь слухи.

А вот в Прибайкальском национальном парке (ПНП) к возможным изменениям относятся положительно. По словам исполняющего обязанности директора парка Юрия Захарова, появление целого перечня новых ООПТ позволит более эффективно охранять эти территории, отрегулировать поток туристов и при необходимости проводить мероприятия по развитию и охране. «Вдобавок это, возможно, позволит привлечь средства частных инвесторов на данные территории. Сегодня люди не готовы что-то делать просто в лесу или на болоте, а вот когда территория имеет особый статус, это сразу меняет дело», – объясняет Захаров. Появление ещё одного нацпарка в области конкуренцию ПНП, по его мнению, также не составит. Напротив, в ПНП уверены, что чем больше будет мест, где действует особый режим посещения, тем быстрее население привыкнет к тому, что правила там надо соблюдать. 

Впрочем, привыкать к новым правилам придётся не только обычным гражданам, но и структурам, занимающимся бизнесом на территории Иркутской области. В первую очередь речь идёт о строителях, лесозаготовителях, компаниях, занимающихся добычей полезных ископаемых и других хозяйствующих субъектах. По мнению председателя комитета по природопользованию и экологии областного парламента Юрия Фалейчика, именно эти компании наносят наибольший вред природе. «Лебединые озёра – яркий тому пример: местное население защищало их как раз от посягательств лесозаготовителей», – говорит он. При этом Фалейчик уверен, что в первую очередь создание ООПТ позволит сохранить и развивать туристско-рекреационный потенциал области. И подчеркнул, что до сих пор региональные власти неоправданно редко пользовались механизмом образования новых ООПТ. «Теперь нам надо научиться жить по новой схеме терпланирования, потому что это закон», – резюмировал парламентарий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры