Гайдай попал в переплёт
Иркутск уже вторую неделю как может отмечает юбилей своего земляка – кинорежиссёра, сценариста, народного артиста СССР Леонида Гайдая, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Сама круглая дата случится на этой неделе, 30 января, по поводу чего сразу в нескольких местах запланированы торжественные (и не только) культурные программы. Великого советского режиссёра, который детство, отрочество и часть юности провёл в Иркутске, теперь рвут на части. Открыты тематические фотовыставки, проходят бесплатные показы ранних фильмов, организуются экскурсии по гайдаевским местам… Среди прочего презентуется книга «Леонид Гайдай: иркутские страницы», собранная членом Союзов журналистов и кинематографистов Владимиром Березиным.
Иркутянам, активно интересующимся прошлым родного города, рассказать что-то новое о Гайдае сложно, тем более рассказывать толком не о чем. Родился далеко за пределами области (в городе Свободном), но в младенческом возрасте был перевезён родителями в Иркутск, где жил в привокзальном районе Глазково (дом на улице Касьянова до сих пор существует) и окончил железнодорожную школу №42. В феврале 1942-го отправлен на фронт, через год получил ранение, подорвавшись на противопехотной мине. Вернувшись в Иркутск, пошёл работать в Иркутский драмтеатр имени Охлопкова монтировщиком сцены, а после закончил театральную студию при нём и стал актёром. В иркутском театре успел сыграть в 30 спектаклях. В 1949 году поехал в Москву поступать на режиссёрский факультет ВГИКа, который благополучно окончил. Известно также, что легендарную кинотроицу – Труса, Балбеса и Бывалого – он придумал тоже в Иркутске после того, как нашёл на чердаке своего дома старый фельетон, опубликованный в газете «Правда». Так родилась короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс», которая, кстати, номинировалась на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 1961 году как лучший короткометражный фильм.
На этом «иркутские страницы» одного из лучших советских комедийных режиссёров заканчиваются. Впрочем, Владимир Березин, член Союзов кинематографистов и журналистов, с этим категорически не согласен. «С Иркутском Гайдая связывает очень многое: и дом, и родственники, и одноклассники, и могилы родителей. Он любил Иркутск, более того, мечтал снять фильм, посвящённый или как-то связанный с нашим городом, но, к сожалению, до этого не дошло», – отмечает он. На прошлой неделе в музее истории Иркутска Владимир Березин представил свою книгу «Леонид Гайдай: иркутские страницы», над которой работал более 15 лет.
«Книга симпатичная, хорошая, добрая, в неё вложено много любви людей, которые над ней работали, и прежде всего моей. Я около 15 лет занимался этой книгой, нянчил её, и тех, кто будет её листать, ждут приятные сюрпризы, открытия, много интересного, – рассказывает автор. – Мы пытались сделать книгу в стиле самого Гайдая – смешной и хулиганистой».
Объём 300 страниц, тираж 1100 экземпляров, но собственно текста не так уж и много. Издание снабжено огромным количеством фотографий (более 170), документов и писем. «Это не книга в привычном понимании, – словно оправдывается Владимир Березин. – Это не художественный текст, не мои домыслы или фантазии по поводу жизни и творчества Леонида Гайдая, я на себя такую смелость взять не могу. Я просто представляю документы, а вы с ними что хотите, то и делайте: изучайте, смотрите, листайте, открывайте для себя какие-то интересные факты из его биографии и истории Иркутска. Не все могут добраться до этих документов, находящихся в разных местах, но я прошёл эти пути где-то за 15 лет, и всё, что мне удалось собрать, вошло в эту книгу, поэтому она по большей части документальная, а не художественная».
В книге есть главы, посвящённые отцу, матери, брату, сестре кинорежиссёра, примерно половина объёма – о самом Леониде Гайдае, его жизни в Иркутске: детстве, школе, службе в армии, учёбе в студии при драматическом театре имени Охлопкова, актёрстве на сцене и отъезде из города для поступления во ВГИК. Позже Гайдай бывал в Иркутске лишь наездами между съёмками картин, хотя известно, что он дорожил памятью о родном городе. Пожалуй, самое интересное, что есть в «Иркутских страницах Гайдая», – это воспоминания его бывших одноклассников, которые добросовестно собирал автор и составитель книги. «Когда я столкнулся с воспоминаниями одноклассников, мне показалось, что они стоят того, чтобы их обнародовать и донести до всех интересующихся. Ведь этого нет больше нигде», – сообщает он. Например, одноклассница будущего киноклассика Ковалевская на страницах книги вспоминает, как молодой Гайдай прижимал ей дверью косу. «Гайдай ведь был азартный, хулиганистый, и его глаза, руки, мозги искали любой повод, чтобы как-то засветиться. Чаще всего в школе славу ему приносили различные шалости, – рассказывает Владимир Березин. – Например, сидя за первой партой, он мог во время урока незаметно для учителя подвинуть её ближе к доске, а вслед за ним так же поступал весь ряд. Или над дверью в класс помещали банку с водой, чтобы она выливалась при входе на одноклассников, но чаще всего облитыми оказывались учителя».
– А вы лично были с ним знакомы?
– Нет. Просто я люблю его фильмы, которые никого не оставляют равнодушным. Я уже старенький дяденька, но по-прежнему радуюсь как ребёнок, когда вижу эти картины. Часто ловлю себя на мысли: когда идёт кинофильм Гайдая, он притягивает к себе, и какой бы раз ты его ни смотрел, он всё равно интересен. Это гайдаевский феномен.
30 января издание «Леонид Гайдай: иркутские страницы» также будет представлено в КДЦ «Художественный», где в честь 90-летия режиссёра пройдёт праздничная программа «Леонид Гайдай: от смешного до великого».
P.S.
Необычную акцию к юбилею режиссёра решил устроить Иркутский дом кино. Здесь 31 января в 19.00 будут показаны сюжеты из киножурнала «Фитиль» (1981–1988 гг.), режиссёром которых был Леонид Гайдай. Показ будет разбавлен выступлением иркутских групп, которые исполнят песни, звучавшие в самых популярных фильмах кинорежиссёра: «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница», «12 стульев», «Не может быть». В афише мероприятия значатся коллективы «Фейбл», «Поезд из Парижа», акустический дуэт Максима Глебова и Ксении Черепановой. Некоторые исполнители объединятся в музыкальные коллективы только на один вечер. Кроме этого в рамках празднования юбилея Гайдая в Доме кино 29 и 31 января, а также 1 февраля будут показаны его фильмы «Опасно для жизни», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода». Начало киносеансов в 15.00. Вход свободный.