Супермаркеты пошли на энергорынок
Крупнейший по числу точек российский ритейлер «Магнит» решил экономить на электроэнергии. Он создал собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго» и сейчас регистрирует бренд в Роспатенте. «Дочка» будет обслуживать 6 тыс. магазинов сети, что позволит ежегодно экономить 200–240 млн. рублей на фоне роста коммунальных платежей. Случай «Магнита» – прецедент в отрасли, однако впоследствии конкуренты могут последовать его примеру.
По словам исполнительного директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова, сравниться с затратами на энергию могут только затраты на аренду и фонд оплаты труда. В зависимости от ряда факторов оплата электроэнергии может отнимать 2–2,5% от товарооборота. «Для сравнения: доля такой традиционной статьи расходов, как различные потери, крайне редко превышает 1%. В общих затратах на коммунальные услуги вклад электроэнергии больше 80%», – объясняет эксперт. Как правило, оптимизируются эти расходы за счёт технических решений. Можно, к примеру, сократить число холодильных витрин в дискаунтерах. Однако «Магнит» решил экономить по-крупному. Создавая собственную энергосбытовую компанию, основатель сети Сергей Галицкий избавляется от посреднического звена в цепи доставки электроэнергии. По данным ведущего эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Натальи Пороховой, сейчас сбытовая наценка составляет 4–5% в цене электроэнергии. Средняя оптовая цена в европейской части России – 1,7 рубля за кВт плюс 2,3 рубля затраты на передачу. В итоге 1 кВт обходится промышленному потребителю в 4 рубля. Один из участников рынка рассказал, что годовое потребление одного супермаркета в среднем составляет 200 тыс. кВт. С учётом стоимости электроэнергии на один магазин ежегодно «Магнит» предположительно тратит 800 тыс. рублей. По данным самой компании, на конец 2012 года сеть со штаб-квартирой в Краснодаре насчитывала 6046 магазинов. Покупая энергию у участников энергосбытового рынка, ритейлер мог потратить в прошлом году 4,8 млрд. рублей. Собственная компания позволит ему сэкономить 200–240 млн. рублей в год.
Заход «Магнита» в энергетику – беспрецедентное событие для ритейла, ранее этот рынок осваивали в основном металлургические компании. Тенденция говорит о том, что затраты на электроэнергию в системе издержек настолько высоки, что даже такие неэнергоёмкие предприятия, как «Магнит», самостоятельно готовы выйти на оптовый рынок электроэнергии. С этим соглашается зампред правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева. С 2013 года на розничном рынке электроэнергии меняется ситуация, поясняет она: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков теперь дифференцирована по группам потребителей, то есть приближена к размеру реальных расходов ГП на обслуживание той или иной группы. «Если в этой ситуации потребитель, оценив затраты, принял решение выходить на оптовый рынок напрямую, значит, модель работает и конкуренция на рознице растёт», – считает Фатеева.