«По местам Гайдая»
«Сибирский энергетик» прогулялся по иркутской улице Касьянова, где прошли детство и юность известного режиссёра
Меньше чем через неделю, 30 января, известному иркутянину Леониду Гайдаю исполнилось бы 90 лет. В преддверии юбилея корреспонденты «Сибирского энергетика» первыми побывали на экскурсии по гайдаевским местам, специально подготовленной к празднику музеем истории Иркутска. С научным сотрудником отдела развития музея Антоном Лисичко мы прогулялись по улице Касьянова, где прошли детство и юность режиссёра, и узнали о том, как рождались сюжеты кинокартин, любимых не одним поколением.
Экскурсия рассчитана на час пятнадцать – час двадцать, говорит Антон Лисичко, со скидкой на дорожное движение – маршрут начинается с предместья Глазково, где периодически «стоит» Ангарский мост. Иркутяне уже заинтересовались экскурсией, но пока в музее ждут поступления групповых заявок, рассказывает представитель музея.
– Для нас основной способ проведения таких экскурсий – поездка на большом музейном автобусе, который мы получили в прошлом году, – поясняет наш гид. – Это тридцатичетырёхместный транспорт, соответственно, ждём группу от 25 человек. Люди звонят, спрашивают, однако у нас нет технической возможности состыковывать небольшие группы в большую.
– Экскурсия носит образовательный характер?
– Это возможность не только что-то узнать, но и разгрузиться, отдохнуть, потому что Гайдай для нас – в первую очередь режиссёр комедий, хотя он снимал и по произведениям больших, серьёзных авторов вроде Гоголя, Зощенко. Тематический маршрут будет включать не только рассказ о жизни великого режиссёра, но и викторины с вопросами, касающимися фильмов Гайдая, крылатых фраз. Главные «изюминки» всё же достанутся тем, кто поедет на экскурсию.
– Что самое интересное в работе над экскурсией? Были ли какие-то открытия?
– Самая интересная часть – когда выезжаешь на первую экскурсию с иркутянами или гостями города. Всплывают какие-то мелкие, «вкусные» детали, за что-то зацепишься, где-то что-то расскажут, перескажут, продолжат.
Сотрудники музея истории города Иркутска сейчас разбирают очередную коллекцию по Гайдаю – из последних поступлений от племянников, в частности Константина Гайдая, есть несколько достаточно интересных писем. С выставкой, построенной на этих материалах, можно будет ознакомиться в нашем музее.
– Получается, мы и наши читатели – первые экскурсанты?
– Вы первые после нашего заместителя по науке, кто познакомится с материалом этого маршрута. Конечно, идеальная экскурсия проходит всё-таки не в форме монолога экскурсовода, а в форме диалога со слушателями, когда они сами что-то дополняют. Идеальная группа для выезда на новый маршрут – старшее поколение иркутян, которые сами могли пересекаться с народным кинорежиссёром. Надеемся, такие заявки появятся.
Сейчас мы двигаемся параллельно улице Касьянова, если к ней применимы такие строгие геометрические термины. В своё время рассматривался вопрос о создании здесь бульвара Гайдая, но музей и администрация города не нашли взаимопонимания с родственниками режиссёра.
Мы оставляем машину около филиала музея на улице Чайковского и снежными тропинками между заборов пробираемся на Касьянова. Внешний вид района сейчас сильно меняется, хотя многое здесь остаётся таким же, как много лет назад.
– Когда возводились эти деревянные дома, – продолжает Лисичко, – были сложности со строительным материалом. Что и говорить, тот же дом Гайдая на Касьянова, 35, разрешение на постройку которого семья получила в 1937 году, строили наёмные работники – шабашники.
В этих местах в детстве Лёня Гайдай думал, кем стать, когда вырастет. Решение о кинокарьере он принял уже в более сознательном возрасте, а в детстве хотел стать музыкантом. Семья была небогатой, и в одном из журналов, которые выписывали Гайдаи, обнаружилась инструкция по изготовлению скрипки, решено было сделать её самостоятельно. После того как корпус был изготовлен, появилась новая проблема – где достать струны. Лёня Гайдай увидел соседскую корову, хвост которой, пострадав от его неуёмной тяги к музыке, был слегка подстрижен. Дальше случилась маленькая трагедия – в журнале не было написано, как на скрипке играть. Творческий конкурс в музыкальное учебное заведение был провален. После этого Леонид Иович, уже будучи занят в самодеятельности, решил, что будет актёром. Правда, между желанием и его воплощением прошло достаточно много времени. Мечты пришлись на сложное время – конец 30-х годов и начало второй мировой войны.
В 1941 году Гайдая призывают, служит он во взводе пешей разведки сначала в Монголии, затем на Калининском фронте. Леонид Иович был комиссован в 1943 году, после того как, возвращаясь с задания с «языком», он подорвался на мине, получив тяжёлое ранение. В военной части ставится вопрос об ампутации, на что он достаточно категорично реагирует: одноногих актёров не бывает. Ногу удаётся спасти, правда, приходится сделать несколько операций, после чего со второй группой инвалидности Гайдай возвращается на «гражданку».
К дому №35 натоптана тропинка через сугроб. Забор, обычная калитка, послеполуденная тишина. Если бы не скромная памятная доска на фасаде, которую даже зимой не сразу можно разглядеть сквозь спутанные ветки деревьев в палисаднике, его было бы невозможно отличить от сотен других глазковских домов.
– Дом сейчас принадлежит племянникам Леонида Иовича, – говорит наш гид. – Надо сказать, до 1991 года благодаря советской пропаганде Гайдай был Леонидом Ивановичем, хотя отца режиссёра звали Иовом Исидоровичем. Сохранилась забавная история о том, что Иов Исидорович мог в год своего рождения стать Василием. Виноват в том, что этого не произошло, был церковный поп, который его родителями, жившим на Полтавщине, сказал, что можно ребёнка назвать Васькой, но обойдется это в поросёнка. Семья была бедной, у потомственных крепостных крестьян такой возможности не оказалось.
– Как они попали в Сибирь?
– Иов Исидорович был сослан в населённый пункт Амурской губернии, который сейчас называется город Свободный, отбывал каторгу на строительстве железной дороги. Там 30 января 1923 года и родился будущий киноклассик. В Иркутск семья перебралась в 1934 году, здесь Иов Исидорович тоже работал на железной дороге.
В этом доме прошли детство, юность будущего режиссёра, отсюда Лёня уходил на фронт.
Где-то здесь стояла та самая корова, на чердаке одного из соседних домов был найден фельетон, на основании которого был создан сценарий фильма «Пёс Барбос и необычный кросс». Строго говоря, сам сценарий Лёня Гайдай придумывал с участием своей жены, актрисы Нины Гребешковой, рассказывая, как трое не слишком удачливых товарищей бегут от собаки, которая в зубах носит кусок динамита. Жена при этом тихо вздыхает: «Потрясающе!» После чего снимается фильм, причём нам известна картина продолжительностью около 9 минут, но был и первый вариант, в четыре раза длиннее. Его Леонид Гайдай показал своему учителю Ивану Пырьеву, известному кинорежиссёру. Тот посмотрел, похвалил, но сказал, что нужно сократить. Урезанный вариант в итоге был запущен в производство.
Двигаемся по улице Маяковского к железнодорожному лицею, в гайдаевские времена это была школа №42.
– К слову, недавно в областном военкомате было обнаружено личное дело призывника Леонида
Иовича Гайдая, эта информация ещё практически не озвучивалась. У него есть несколько наград, в том числе медаль «За боевые заслуги». Он прослужил два года, а вот его старший брат, будучи призванным примерно в то же время, служил до 1953-го. Александр Гайдай, достаточно известный поэт, был корреспондентом одной из иркутских газет и освещал действия на передовой, рассказывал об иркутских поэтах и писателях на фронте.
Известно, что когда Леонида Гайдая призвали, нужно было определиться, по какому профилю служить. На каждое предложение офицера Леонид Иович отвечал: «Я!» Биографы считают, что именно в этот момент родилась сценка из фильма «Операция «Ы».
– Чем были замечательны школьные годы?
– О, там было много всего интересного. Например, в наших краях долго лежит снег, и Леонид Иович нашёл удобный и быстрый способ добираться в школу – на коньках. Правда, дорога по Касьянова достаточно крутая, и он надевал не два конька, а один – ехал на одной ноге, отталкиваясь другой. Затем возле школы бросал коньки в сугроб, а после занятий забирал своё имущество из этой «камеры хранения».
Учёба шла активно, с участием в самодеятельности. Правда, Леня Гайдай, будучи человеком достаточно смелым, участвовал порой в такой самодеятельности, которую потом могли припомнить. Скажем, на одной из фотографий от запечатлён в костюме фашиста. Это сейчас мы спокойно говорим о том, что его отец был каторжником (был осуждён на 6 лет и 8 месяцев), а в то время это могло закрыть для него некоторые дороги, чего, к счастью, не случилось.
Надалеко от лицея ещё один интересный объект с точки зрения судьбы Гайдая – железнодорожный вокзал. Именно сюда прибыла семья в начале 30-х, через вокзал Лёня уходил на фронт и возвращался в Иркутск…
В 1949 году Гайдай вновь покидает Иркутск, чтобы поступить во ВГИК, где, проучившись год, оказывается отчисленным за неуёмный характер.
– В чём он провинился?
– Он очень неудачно пошутил с одним из своих педагогов. Поскольку Гайдай отслужил, вернулся с фронта и забрить в армию его уже не могли, его отчислили. Но ему удалось добиться восстановления и продолжить образование.
По мосту мы движемся дальше – к памятнику режиссёру на площади Труда.
– Проекты монумента появлялись достаточно давно, – говорит Антон Лисичко. – Рассматривались варианты установки на улице Касьянова либо ближе к Коммерческому подворью на Сухэ-Батора, в котором тоже много времени было прожито, но в итоге памятник появился около цирка, поскольку Гайдай для нас в первую очередь – автор смешных фильмов, а цирк, пожалуй, самое «смешное» место в городе. Над памятником работал коллектив авторов: Александр Миронов, Лев Сериков и Сергей Демков. Открытие состоялось 10 октября 2012 года.
Сотрудники музея пока не слышали каких-то новых легенд о памятнике, хотя они появляются очень быстро. Пока мы не знаем точно, что именно нужно потереть у собачки. Скорее всего, придётся менять стул, потому что в тёплое время года иркутяне забираются на него.
– Вам он нравится?
– Собачка неплохо получилась, – шутит Антон Лисичко. – Большинству иркутян не нравится, как изображён Вицин – говорят, не похож. Как раз с Вициным у Гайдая были хорошие отношения, с Никулиными они дружили семьями, а вот Моргунов после «Кавказской пленницы» уже не появлялся в его фильмах. Он срывал съёмочный процесс, бывали такие моменты.
Оставив скульптурную группу, продолжаем путь по улице Карла Маркса, проходим мимо кинотеатра «Художественный», который с 1993-го носит имя режиссёра.
– Вам нравятся фильмы Гайдая?
– Какому советскому человеку не нравятся фильмы Гайдая? Этим вопросом, наверное, можно вычислять агентов иностранной разведки. При том, что Гайдай – народный режиссёр, за пределами бывшего Союза его знают плохо. Имея ироничный характер, он высмеивал черты непосредственно советской жизни, незнакомые за пределами нашей большой страны.
– А какая картина самая любимая?
– «Не может быть!» или «За спичками».
– Со временем известные люди превращаются в некий символ – эпохи, города… Сотрудники музея воспринимают Гайдая как историческую фигуру или видят больше человеческих черт?
– Этот вопрос лучше задавать сотрудникам отдела фондов, потому что именно в результате их работы мы так или иначе представляем наших героев. При этом проще воспринимать человека как человека, когда имеешь большой объём фактического материала – не только биографию, которую можно как-то интерпретировать, но и какие-то документы, личную переписку. На данный момент у музея относительно небольшой объём документов по Гайдаю, хотя коллекция пополняется.
Напротив драмтеатра Антон коротко рассказывает о театральной жизни Гайдая.
– Его отношения со сценой складывалась интересно и хорошо. Начались они в 1944 году, когда наш герой был демобилизован. На иркутской сцене Гайдай сыграл 19 разных ролей. Его коллега, известный актёр и писатель Виктор Егунов, в своих воспоминаниях пишет об их совместной работе, поездках на гастроли в Хабаровск.
В одном из писем домой Гайдай поведал: «Утвердили в новой постановке, не знаю, правда, в чём буду выходить на сцену, штаны истёрты». Но выкручивался, и достаточно неплохо, хотя с отдельных ролей его снимали. Скажем, в 1944 году, будучи ещё молодым человеком, он получает роль подростка, который выходит на сцену с матерью. Как это смотрится: мама среднего роста и ребёнок на две головы выше, с оттопыренными ушами, в коротеньких штанишках. Роль без слов, на несколько секунд. Зал молча смотрит на него несколько мгновений, затем зрители падают от смеха. После чего у Гайдая эту говорящую роль забирают.
Здесь наш маршрут заканчивается, а вот экскурсии для групп, которые будут продолжаться до конца февраля, планируется завершать просмотром одного из фильмов Гайдая. В кинотеатре «Художественный» до 30 января, дня рождения кинорежиссёра, идёт ретроспектива некоторых его картин. В феврале кино будут показывать в отделе истории музея на Франк-Каменецкого, 16.