издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«А у нас на ТЭЦ все профессии неженские!»

80-летняя история ТЭЦ-12 знает не менее 40 рабочих династий. И это только те, что продолжаются на станции и сейчас, то есть трудятся прямые потомки основателей династий. Город Черемхово небольшой, станция – одно из градообразующих предприятий. Потому практически в каждом цехе кто-то кому-то двоюродный брат, шурин, зять, дядя или тётя. Практически каждая вторая фамилия – это династия. Среди них есть одна замечательная семья, общий стаж которой превысил уже сто лет. 81-летний Михаил Иванов, первый в династии, пришёл на станцию ещё конюхом, а сейчас на ТЭЦ-12 трудятся четверо из его большой семьи.

Династия началась с фамилии Иванов, теперь уже прибавились Солодухины и Калугины. 

Михаил Андреевич Иванов пришёл на ТЭЦ-12 в 1946 году конюхом. «Деда Миша», как ласково называли его коллеги, проработал здесь более 40 лет. После войны автомашин почти не было, потому станция имела свой конный двор. «Возил поначалу начальство, конь у него был замечательный по имени Парашют, – рассказывает дочь Людмила Михайловна Солодухина. – А уже потом устроился сварщиком, затем был котельный цех, где отец слесарил. На пенсию ушёл слесарем пятого разряда, это самый высокий разряд». 

В 16 лет пришла на станцию его супруга, Галина Константиновна. Родом из Свирска, она работала сначала на шахте «Артём», а затем перешла на ЦЭС мотористкой топливоподачи. Работа для женщины была довольно тяжёлой. Приходилось, к примеру, вручную дробить крупные куски угля. Через пять лет по болезни Галина Константиновна перешла на более лёгкую работу – в технический обслуживающий персонал. Так и проработала на станции 23 года. Впрочем, оба они начали трудиться намного раньше, чем получили официальные трудовые книжки. Супруги – ровесники, 1931 года рождения. Когда началась война, им было по 10 лет. «Работать в колхозах в то время особенно было некому, ребятишки выходили в поля, – вспоминает Людмила Михайловна. – И коров пасли, и на заготовках работали, и колоски собирали. Всё в их жизни было». 

Галина Константиновна – труженик тыла. Достоин этого звания и Михаил Андреевич. Одно из самых печальных воспоминаний его детства – походы в поля, сбор колосьев для колхоза. А ведь в это время дома особенно есть было нечего. Большая семья в 1941-м осиротела: отец пропал на фронте почти сразу, в октябре 1941-го. 41-летний Андрей Анисимович Иванов, по данным объединённой базы данных «Мемориал», был призван в Красную Армию в 1941 году. Как значится в документах, из села «Усенка Чублинского района» (видимо, в старых материалах опечатка, верный адрес – посёлок Успенка Чебулинского района Кемеровской области). Жена, Екатерина Петровна, долго ждала рядового Иванова домой, но после вынуждена была с детьми уехать в Черемхово к родным. Маленький Миша работал почти наравне со взрослыми. А как иначе, семья – пять человек. Впрочем, чтобы доказать право на звание труженика тыла, ему надо было ехать в Мариинск, собирать документы. Михаил Андреевич не поехал. Так они и живут. Галина Константиновна с «корочкой» труженика тыла, а Михаил Андреевич – с воспоминаниями, как украдкой носил маме и малышам по нескольку зёрнышек с поля. 

«Мне было ещё пять лет, а я уже на ТЭЦ бывала, – рассказывает Людмила Солодухина. – Детсадиков не было, мама с папой работали посменно. Мама брала меня с собой. Ночью привезёт меня, уложит спать тихонько, это же серьёзный объект, никаких игрушек. По пятницам, помню, у нас был день ТЭЦ: вместе с детьми работники могли посещать бассейн. Хороший у нас бассейн был, очень красивый». Она сама пришла на ТЭЦ-12, когда исполнилось 18 лет. «Сразу после окончания нашего девятого училища, – рассказывает Людмила Солодухина. – Практику мы проходили в Иркутске, на заводе радиоприёмников. Нас оставляли там работать, но я решила – буду работать в Черемхове. Я у родителей одна, мама с папой боялись, наверное, далеко куда-то ребёнка отпускать, – улыбается она. – Ну а как? Здесь наша родина, всё здесь своё. Я же на станции всех с детства знала. Нравилось мне тут. В моей бригаде мужчины все в возрасте были. Одна я девчонка. Как яблоко какое созреет в хозяйстве или помидор, мне сразу несут, как дочке своей: «Люда, попробуй!» На 8 Марта – море цветов. При мне никто матом никогда не ругался. Раньше какие-то отношения были тёплые, хорошие. Сейчас тоже людей добрых много, но само время изменилось». В училище Людмила получила профессию токаря 3-го разряда. На вопрос о неженской профессии смеётся: «А у нас на ТЭЦ все профессии неженские! В училище-то в моей группе было девять мальчиков и девять девочек. В те годы это было распространено». Токарем проработала семь лет. Вышла замуж, потом был декрет, а вернулась уже на щит управления станции. Три года – снова рождение ребёнка, а потом котлотурбинный цех и с 1986-го – должность кладовщика. 

На профессии Людмилы Солодухиной, с виду незаметной, держится на станции практически всё. Электроды, электроинструменты, запчасти и даже рукавицы и талоны на молоко «за вредность» – всё это в ведении кладовщика. Пять складов. Казалось бы, работа незамысловатая: сотрудник пришёл с требованием на вещь, взял нужное, кладовщик зафиксировал в журнале. Вот и всё. На самом деле в голове нужно держать массу сведений. И вести строгую от-чётность. Достаточно кладовщику отлучиться, заболеть, уйти в отпуск – и работа может встать. Нет запчастей – не ведутся ремонты. Конечно, никто такого на ТЭЦ допустить не может. Потому даже в отпуске у кладовщика телефон разрывается: нужно дать совет, объяснить, где находятся нужные материалы, как их зафиксировать в документации. «Вот так и отдыхаю. Звонок, и начинается: «Встань здесь, сделай три шага вперёд, возьми там, – смеётся она. – Конечно, и без меня сотрудники справляются, но звонят, звонят». 

Здесь же, на ТЭЦ-12, работает котлочистом сын Людмилы Михайловны, Андрей Солодухин, и зять Максим Калугин, машинист турбин. Работает и муж Людмилы – Александр Недорезов. «Если считать дальше, тётки, дядьки – все тут, у нас, даже и не знаю, сколько тут моих родных, – говорит Людмила Михайловна. – У нас на станции так: кто пришёл, кто работает, все обрастают роднёй. Мы утром с мужем встаём – и на работу вместе, – улыбается она. – На обед вместе, с обеда вместе. И домой вместе. У нас и разговоры все о работе». Новый год семья всегда справляет у бабушки с дедушкой. «Маме с папой 82-й год пошёл, живут они отдельно, с хозяйством справляются сами. Конечно, мы им помогаем». Вот, к примеру, огород Михаил Андреевич и Галина Константиновна в этом году садили сами. На следующий год решили: года уж не те, только картошку посадят. Бабушка Галя варит обеды, стирает сама, печёт вкусные пироги. Дети и внуки купили дедушке с бабушкой стиральную машинку-автомат, в доме заменили окна, утеплили. «В общем, они у нас молодцы. Дай Бог нам в их годы такими бодрыми быть», – говорит Людмила. 

У Андрея Солодухина две дочки – Дарья пятнадцати лет и Марья тринадцати. У дочери Людмилы Михайловны, Алёны, сыну в декабре исполнится 10 лет, парень спортивный, очень любит футбол. В общем, большая семья хорошо себя чувствует, и никто пока не думает уезжать из Черемхова. «А куда ехать? – говорит Людмила Солодухина. – Дочка с зятем собрались строить тут дом. Пока только Даша у нас мечтает учиться в Иркутске, в школу милиции ей хочется. Мама с папой не пускают. У нас ещё будет разговор. Это же серьёзное решение, тут и спортивная подготовка хорошая нужна», – улыбается бабушка. 

Людмила Михайловна помимо всего ещё и активист профкома станции. Как это официально именуется, «ответственная за детский сектор». Недавно проводили на ТЭЦ-12 спортивные семейные соревнования, так Алёна и Максим Калугины заняли в них второе место. «А мы были группой поддержки, – добавляют мама и бабушка. – Плакаты с Дашей, с Машей рисовали. Вообще наша семья практически ни одного конкурса не пропускает». Сейчас Людмила Солодухина занята важным делом – приобретением подарков к новогодней ёлке ТЭЦ-12. Давно уже стала специалистом по сортам «киндер-сюрпризов», сладких домиков и шоколадок. Нужно приготовить 126 сладких сюрпризов – именно столько детей идёт на ёлку. «130 закупили, должно хватить, – улыбается она. – Наверное, как и в прошлом году, работники помоложе пойдут к детям домой, для этого специально костюмы Деда Мороза и Снегурочки купили. А мы уже на хозяйстве. Хлопотно, конечно, зато дети радуются. Разве это того не стоит?» Людмила Михайловна говорит, что станция давно стала для неё вторым домом. Каждый поворот, каждую клумбу тут знает. «Всё наше здесь, роднее не бывает», – говорит она.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры