Крупная добыча
Объём добычи компании «Востсибуголь» по итогам этого года обещает стать рекордным за последние пять лет. За одиннадцать месяцев угольщики добыли 15,2 млн. тонн, в конце ноября годовое задание выполнили на Азейском и Вереинском разрезах КВСУ. О достижениях, инвестициях и планах на будущее в минувшую пятницу рассказали топ-менеджеры компании.
Угольщики зажигают ёлки
Декабрь для филиалов «Востсиб-угля» начался непросто – из-за морозов только в минувшую пятницу было остановлено два предприятия, рассказал технический директор по добыче и обогащению угля, главный инженер КВСУ Николай Малеев. «Техника не может работать при температуре ниже -400С, – пояснил он. – Однако в том, что компания перевыполнит план до конца года, сомнений нет».
Уже 26 ноября производственный участок Азейский «зажёг ёлку»: по традиции угольщики украшают новогоднее дерево, когда годовой план выполнен. На два дня позже азейцев справился с годовым заданием коллектив ООО «Трайлинг», на подходе Мугунский и Ирбейские филиалы. «За последние пять лет этот год можно назвать рекордным: за одиннадцать месяцев уже добыли 15,184 миллиона тонн угля, – говорит главный инженер компании, – до конца года планируется добыть ещё 1,5 миллиона тонн». Для сравнения: объём добычи угля в КВСУ за весь прошлый год составил 15,8 млн. тонн.
Сверх намеченного за январь–ноябрь угольщики компании добыли 684 тыс. тонн, отгрузили потребителям 716 тыс. тонн твёрдого топлива. План по поставкам перевыполнен на 7,5%. «Сработали гораздо успешнее, чем в прошлом году, этот год сложился удачно, – считает Малеев. – Дополнительные объёмы – почти 1 миллион тонн – взяли предприятия «Иркутскэнерго». Сработал и ряд других факторов, от которых зависят продажи: обеспеченность водными ресурсами гидроэлектростанций, температура зимой».
В следующем году КВСУ, по предварительным прогнозам, намерена добыть около 17 млн. тонн угля, а к 2020-му выйти на рубеж в 21 млн. тонн.
Дело техники
Наращивание добычи невозможно без инвестиций в развитие. И здесь КВСУ тоже выполняет план: по итогам года общая сумма вложений составит 1,3 млрд. рублей. Первое направление, над которым работает компания, – развитие производственных мощностей, приобретение новой техники: гидравлических экскаваторов, погрузчиков, дробильно-сортировочного комплекса для ООО «Трайлинг» и других машин.
На Мугунском разрезе построен бокс для ремонта «БелАЗов». «Раньше там традиционно работали по бестранспортной схеме, с помощью шагающих экскаваторов. Сейчас в связи с тем, что вскрыша растёт, а условия на разрезе очень сложные – болота, вечная мерзлота, – стали возникать оползневые явления, поэтому начиная с прошлого года мы ввели там автомобильную вскрышу», – рассказал Николай Малеев. Теперь в распоряжении специалистов разреза большое современное здание с тёплой стоянкой, оснащённой всем необходимым оборудованием для ремонта.
Кроме того, в компании приступили к внедрению системы контроля расхода топлива, которая является частью системы диспетчеризации горной техники, отметил генеральный директор компании Евгений Мастернак. Это поможет компании избавиться от случаев хищения дизтоплива. «Система позволяет отслеживать уровень топлива, залив и слив, а также нахождение техники в пространстве, пробег, – подчеркнул глава компании. – Сможем найти моменты, где техника простаивает». Эта система уже работает на Черемховском разрезе и в Тулунском филиале. В дальнейшем успешный опыт будет перенесён на Ирбейский разрез и ООО «Трайлинг». Впрочем, процесс идёт непросто, признал гендиректор КВСУ: готовых систем нет, комплекс разрабатывается под уникальные условия каждого разреза. «Сдержанно-оптимистично рассчитываем на серьёзный эффект от данного мероприятия, – подытожил Мастернак. – На полное внедрение на всех объектах понадобится не менее двух лет».
Железнодорожные инвестиции
Развитие собственного железнодорожного хозяйства – ещё одно направление для инвестиций КВСУ. На реконструкцию железнодорожного тупика станции Угольная-1 в Красноярском крае, которая используется для разгрузки угля с Ирбейского разреза, потребуется около 10 млн. рублей. Будет удлинён один из двух тупиков, построен дополнительный третий путь. Завершить проект планируется в 2013 году. На Ирбее также запланировано строительство административно-бытового комбината.
В этом году построено и сдано в эксплуатацию локомотивное депо на Ирбейском разрезе. Раньше «Востсибуголь» пользовался здесь услугами железной дороги, арендуя тепловозы. «Каждый квартал тарифы за услуги увеличивались, пока компании не пришлось платить до 70–75 миллионов рублей в год за аренду одного тепловоза, – пояснил Николай Малеев. – Капитально отремонтировали три собственных тепловоза, переместили их на Ирбей, а для того, чтобы обеспечить им нормальную эксплуатацию и ремонт, построили там локомотивное депо». На этом же разрезе с октября работает собственная химлаборатория. Прежде пробы с каждого вагона отгруженного угля приходилось возить за 100 км на Переяславский угольный разрез, что не только означало дополнительные затраты для компании, но и негативно сказывалось на оперативности работы.
Переход на омасливание вагонов средством бишофит тоже должен послужить снижению расходов КВСУ. Водный раствор с добавками этих солей на 20% дешевле дизтоплива, смесью которого с отработанным маслом обрабатывали вагоны от намерзания. В октябре-ноябре бишофит хорошо показал себя, однако пока не до конца ясно, как средство будет вести себя при более низких температурах.
Расширение на запад
Увеличивать добычу компания намерена также экстенсивным путём: специалисты присматриваются к новым активам, в том числе в Красноярском крае и Хакасии. В настоящее время решается вопрос о вхождении в структуру «Востсибугля» Тувинской горно-рудной компании (в настоящее время находится под управлением En+ Coal).
ТГРК добывает уголь марок Ж, ГЖ – высококачественный энергетический и коксующийся – на Каа-Хемском и Чаданском разрезах в Тыве. «Основная проблема ТГРК и Республики Тыва – отсутствие железной дороги, – рассказал Евгений Мастернак. – Трасса Кызыл – Курагино спроектирована, но работы приостановились, и правительство РФ пока определяет позицию по инвестиционному проекту [РЖД]. К сожалению, без железной дороги развитие Каа-Хемского и Чаданского разрезов кратно не будет увеличено». В настоящее время единственная возможность – вывоз угля автотранспортом через горные перевалы в Хакасию, откуда его можно отгружать потребителю по железной дороге. ТГРК принадлежат значительные запасы, но они требуют подземного способа отработки. При мощности месторождений до 6,5 млн. тонн угля в год сейчас добыча колеблется от 700 тыс. до 1 млн. тонн. Текущие экспортные цены делают этот бизнес низкорентабельным, однако с оживлением рынка, по словам гендиректора КВСУ, «на ТГРК ситуация улучшится». «Стратегически это прекрасный актив с высококачественными углями и большими запасами, – добавил Мастернак. – Таких месторождений осталось немного, и у каждого есть уникальные проблемы».
Решение о приобретении пакета акций ТГРК будет вынесено на совет директоров. Вероятнее всего, сначала глава КВСУ будет наделён функциями единого исполнительного органа тувинской компании, в дальнейшем у «Востсибугля» «есть намерение получить весь пакет акций».
«Завоёвывать рынки»
По итогам года чистая прибыль компании по РСБУ составит, по прогнозам, 936 млн. рублей, это чуть меньше, чем годом раньше: в 2011 году «Востсибуголь» заработал 1,007 млрд. рублей. Основные факторы, повлиявшие на снижение – резкий рост цен на дизельное топливо (до 20% на отдельные марки), которое занимает существенную долю в себестоимости, и такой же резкий и непрогнозируемый рост стоимости селитры, главного компонента при буровзрывных работах, которые ведутся практически на всех месторождениях. На финансовом результате работы сказалось повышение ставки НДПИ и рекордное потребление угля станциями «Иркутскэнерго». «Тот объём угля, который мы хотели реализовать на внешних рынках, отдали энергетиками, – пояснил Евгений Мастернак. – Мы не могли оставить «Иркутскэнерго» без угля, хотя на сторону могли бы продать его чуть дороже».
Что касается прогнозов на ближайшее будущее, следующий год обещает быть непростым для угольщиков: из-за низких экспортных цен большие объёмы угля поступают на внутренний рынок, где цены снижаются ещё больше. Очень высока конкуренция, отмечает Николай Малеев. «Может сложиться ситуация, что энергетики откажутся от порядка 1,5–2 миллионов тонн наших углей, – добавил главный инженер компании. – Не исключаем неблагоприятное для нас развитие ситуации, поэтому секвестировали бюджет на следующий год». Так, расходы по инвестиционной программе в следующем году будут вдвое ниже, чем в этом, – 640 млн. рублей.
Впрочем, это не мешает угольщикам с надеждой смотреть в будущее: компания обеспечена углём, имеет рынки сбыта и большой опыт эксплуатации месторождений. Самая сложная задача на следующий год для КВСУ – выход на рынки Японии, Кореи, Китая. В частности, есть хорошие перспективы поставок в Маньчжурию. На внутреннем российском рынке потребности в угле испытывают регионы Дальнего Востока.