издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не было выбора»

Кредиторам разрешили распродать имущество БЦБК

Байкальский ЦБК признан банкротом, на предприятии открыто конкурсное производство до 5 июня 2013 года. Такое решение принял Арбитражный суд Иркутской области. Для комбината это фактически означает подготовку к конкурсным торгам: имущество уйдёт в счёт погашения долгов. Общие требования в реестре составляют 2,862 млрд. рублей. Основной кредитор БЦБК ОАО «Альфа-Банк» утверждает, что «других вариантов в этой ситуации не было». Хотя ранее в плане внешнего управления конкурсное производство называлось выходом, который «в наименьшей степени обеспечит удовлетворение требований кредиторов». «Стоимости имущества должника недостаточно для погашения всех обязательств», – утверждалось в документе.

Отчёт внешнего управляющего БЦБК Александра Иванова в арбитраже прошёл 19 декабря. Он  напомнил, что внешнее управление было введено на комбинате 22 декабря 2010 года на 18 месяцев. Но 22 июня 2012-го процедура была продлена ещё на полгода. «За это время часть поставленных задач выполнена, однако платёжеспособность должника так и не была достигнута», – отметил Иванов. По его словам, требования кредиторов погасить не удалось. Полная кредиторская задолженность по реестру – 2,862 млрд. рублей. Провал внешнего управления связан в основном с неблагоприятной конъюнктурой рынка и ошибками, допущенными в оценке технического состояния БЦБК, которое оказалось хуже, чем заявлялось ранее. По этим причинам комбинат так и не смог запустить второй поток производства. Свою роль сыграли и проблемы с продлением разрешительной документации, добавил Иванов. 

Кредиторы с позицией управляющего не спорили: они утвердили его отчёт три недели назад. Тогда же согласились с предложением ввести конкурсное производство на предприятии: «за» проголосовали 61,1% (основной кредитор Альфа-Банк), воздержались 29,64% голосов («Иркутск-энерго»), а «против» выступил только профсоюз, обладающий 0,05% голосов (он настаивал на заключении мирового соглашения). Жалоб по результатам собрания кредиторов не было, отметил Иванов. Представитель Альфа-банка подтвердил, что кредитор проголосовал за введение конкурс-ного производства. «Срок внешнего управления – 24 месяца – истёк. Следующая процедура – конкурсное производство. Это алгоритм закона», – заметил он.  Представители кредиторов пояснили, что фактически в такой ситуации «выбора у них не было». «Либо конкурсное производство, либо мировое соглашение, – отметил один из них. – Продлить внешнее управление можно было, только если за предприятие поручится госорган, который готов погасить его долг через полгода. Никто этого не сделал, что, в общем, понятно: какому бюджету захочется нести такие убытки». Другой собеседник подчеркнул, что «Иркутскэнерго» предпочитало воздерживаться на протяжении всего процесса принятия решения о конкурсном производстве, поскольку оно и так было бы введено» (большинство голосов принадлежит Альфа-Банку). Аналогичную позицию невмешательства кредитор занял и на судебном заседании.

В результате Арбитражный суд Иркутской области удовлетворил ходатайство признать должника банкротом и ввести конкурсное производство до 5 июня 2013 года. Конкурсным управляющим назначен Александр Иванов. Он отметил, что теперь предстоит сформировать конкурсную массу БЦБК. «Для этого у комбината имеется имущество в достаточном количестве, – сказал управляющий, – но о конкурсной массе рано говорить. Сейчас предстоит снова провести инвентаризацию, оценку, а дальше кредиторы будут решать вопрос, что с этим имуществом делать». Иванов подчеркнул, что всё это время деятельность БЦБК будет продолжаться, для чего будут привлечены средства Внешэкономбанка (кредитная линия на 460 млн. рублей). «Все вопросы будут решаться в текущем порядке. Комбинат не останавливается. Программа утилизации отходов разрабатывается, выделяется финансирование от Минприроды. Когда этот процесс завершится, тогда станут понятны сроки остановки», – сказал управляющий.

Ранее конкурсное производство в плане внешнего управления Иванова называлось вариантом, который «в наименьшей степени обеспечит удовлетворение требований кредиторов». На начало 2010 года, согласно документу,  балансовая стоимость имущества БЦБК составляла  1,854 млрд. руб. «Она завышена по сравнению с рыночной стоимостью имущества при продаже его по частям на сумму около 709,501 миллиона рублей, – говорилось в плане. – Это означает, что стоимости всего имущества должника недостаточно для погашения всех его обязательств». На балансе БЦБК в основном «труднореализуемые активы»: незавершённое строительство, отложенные налоговые активы, затраты в незавершённом производстве, НДС по приобретённым ценностям, отмечалось в документе. Например, за комбинатом числится недостроенное общежитие, балансовая стоимость которого не превышала 1,7 млн. рублей. 

Что может войти в конкурсную массу, можно судить по описанию имущества комбината. По данным на начало 2010 года, у БЦБК в собственности два участка в деревне Енисейка Тайшетского района, которые, утверждается в отчёте, используются БЦБК для ведения личного подсобного хозяйства.  Остаточная стоимость этих земель – 216 тыс. рублей.  Остальные земли – в аренде или бессрочном пользовании. Что касается зданий и сооружений, то ранее они были оценены в 453 млн. (износ 45%) и 152 млн. рублей (износ 44%) соответственно. Наиболее изношены на БЦБК машины и оборудование, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь – от 87 до 97%. Их общая стоимость составляла чуть больше 150 млн. рублей. Общий износ имущества оценивался в 63%. Интересно, что по основной части комплекса ранее были зарегистрированы обременения, главным образом в пользу Альфа-Банка. 

Иванов указывал, что «степень ликвидности данного имущества в случае реализации на рыночных условиях очень низкая».  Кроме того, конкурсным кредиторам надо иметь в виду, что текущие обязательства имеют приоритет перед реестровыми обязательствами, а значит, в случае продажи имущества они получат около 723,548 млн. рублей.  Продать БЦБК целиком представлялось ещё менее вероятным: актив обременён социальными, экологическими, технологическими проблемами и рисками, необходимостью больших дополнительных инвестиций. По грубой оценке, стоимость комбината как бизнеса могла составить около 1,145 млрд. рублей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры