Человек со старой фотографии
Передо мной – давняя фотография. Прежде чем попасть ко мне, она, несомненно, сменила не одного владельца. На этом снимке мы видим четырёх человек. Все они – известные в прошлом иркутские музыканты. Это композитор Генрих Ланэ, лектор и тонкий музыкальный критик Владимир Сухиненко, хормейстер Николай Глаголев, а также дирижёр, создатель и руководитель многих хоровых коллективов нашего города Василий Патрушев.
Снимок сделан ровно 80 лет назад, в декабре 1932 года. Тогда эти четыре человека руководили музыкальной редакцией Иркутского радиокомитета. Четыре музыканта, четыре ярких судьбы… О каждом из них стоило бы обстоятельно рассказать, ведь все они внесли огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашего края. Но сегодня особенно уместно вспомнить о Владимире Фёдоровиче Сухиненко. Дело в том, что 21 декабря исполняется двадцать лет, как ушёл из жизни этот неординарный деятель музыкальной сферы, поражавший всех, кто с ним сталкивался, своим незаурядным умом, тонким юмором и умением занимательно рассказать о музыке самым разным людям.
Имя Сухиненко стало олицетворением целой эпохи в культурной жизни Иркутска. Многие иркутяне помнят его как непревзойдённого лектора, более трёх десятилетий выступавшего на сцене Иркутской филармонии. Кроме того, Владимир Сухиненко около полувека активно сотрудничал с прессой. Его статьи отличались живостью языка и оригинальностью образных средств. Нельзя не вспомнить и просветительскую деятельность Сухиненко, ездившего с лекциями в различные уголки Приангарья. Кроме того, он долгое время преподавал в Иркутском музыкальном училище, а также работал над озвучиванием фильмов Восточно-Сибирской студии кинохроники, вёл музыкальные передачи на телевидении. Обо всём этом «Восточно-Сибирская правда» в разные годы писала. Сегодня хотелось бы рассказать читателям о первых двух десятилетиях жизни Владимира Фёдоровича в нашем городе, связанных прежде всего с работой в Иркутском радиокомитете. Информации об этом периоде его жизни сравнительно не-много, поэтому пришлось собирать её, в самом прямом смысле, по крупицам…
Владимир Сухиненко окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано в 1926 году. Его педагогом по специальности был знаменитый пианист и композитор Самуил Фейнберг. Кроме того, юноша, увлекавшийся вопросами истории музыки, немало почерпнул, занимаясь под руководством таких музыкальных деятелей, как Михаил Иванов-Борецкий и Константин Кузнецов, входивших в число основоположников советского музыковедения. В Иркутск же Сухиненко попал весной 1931 года. Как говорят, сюда он был командирован всего лишь на несколько месяцев для того, чтобы поднять уровень музыкального вещания в совсем ещё молодом Иркутском радиокомитете. В фондах «Радио России – Иркутск» сохранилась лента с записью воспоминаний Владимира Фёдоровича о его работе на радио. Вот что он рассказывает:
«Когда я сюда приехал, здесь уже кое-что было сделано. Существовал симфонический оркестр, во главе которого стоял дирижёр Калиновский. Уже играли произведения симфонического плана. И это был неплохой, хотя и не совсем укомплектованный коллектив. В двух словах хотелось бы отметить тогдашнего музыкального редактора. Это Борис Михайлович Попов, юрист по образованию, но страстный любитель музыки, неуёмный поклонник Римского-Корсакова, встречавшийся сам с великим композитором, весьма эрудированный человек».
В 1932 году Борис Попов уехал из Иркутска, после чего музыкальную редакцию радио возглавила четвёрка в составе Патрушева, Глаголева, Ланэ и Сухиненко. Последний принял решение остаться в нашем городе. Трудно сказать, что послужило тому причиной. Возможно, он втянулся в музыкальную жизнь Иркутска, увлёкся идеей музыкального просветительства. Подтверждение тому – статья, опубликованная им в «Восточно-Сибирской правде» от 15 июня 1933 года, где Сухиненко писал: «Наш край, Восточная Сибирь, – край богатейших возможностей в области культурного обслуживания трудящихся масс».
В радиокомитете Владимир Фёдорович Сухиненко трудился около двух десятилетий. С 1932 года он работал редактором, а затем – главным редактором музыкальных программ. Важно отметить, что в довоенное, военное и послевоенное время радиокомитет был центром музыкальной жизни Иркутска. Помимо симфонического оркестра на радио существовали хор, группа певцов-солистов, а также оркестр народных инструментов. Силами музыкантов радиокомитета готовились интереснейшие премьеры. Поражает количество опер, поставленных в довоенное и послевоенное время на Иркутском радио. Как вспоминал впоследствии Василий Алексеевич Патрушев, в эфире появлялось немало редко исполняемых произведений. Находил и популяризировал их в первую очередь Владимир Фёдорович Сухиненко. Так, в 1936 году не без его участия радиокомитет поставил малоизвестную оперу Цезаря Кюи «Сын мандарина».
Кроме того, Владимир Фёдорович Сухиненко сам выступал в роли радиоведущего. Вот что вспоминал известный иркутский журналист Семён Моисеевич Бройдо:
«Авторы тогда только писали дикторские тексты, а Владимир Фёдорович сам повёл разговор со своими слушателями. Он знакомил их с молодыми советскими композиторами, певцами, музыкантами, учил слушать классическую музыку».
Остаётся сожалеть, что не осталось никаких иркутских звукозаписей довоенного и военного времени, поэтому мы можем лишь воображать, как звучали музыкальные передачи тех лет. Дело в том, что до прихода на радио магнитофонов там практически никаких записей не делали. Немногочисленные тонфильмы тех лет до наших дней не дошли. Вот что рассказывал Владимир Фёдорович Сухиненко о технических возможностях радио в 1930 – 1940 годах.
«Не было настоящей звуковой записи в то время. Был так называемый «шоринофон». Это весьма примитивная штука, когда корундовая игла царапает дорожку по киноплёнке. Звук – весьма отдалённо напоминающий оригинал».
В то время, когда Владимир Сухиненко работал в Иркутском радиокомитете, музыканты этой организации готовили не только «эфирные» концерты. Например, они выступали в драмтеатре или театре юного зрителя. В послевоенное время успехом пользовались лек-ции-концерты, которые проводились радиокомитетом в зале педагогического института. А вёл их Сухиненко. В 1950 году был открыт концертный зал Иркутской филармонии, и лекции-концерты стали проходить там. В качестве лектора опять-таки выступал Сухиненко. На сцену этого зала он выходил в течение трёх с половиной десятилетий…
С самого начала своего пребывания в Иркутске Сухиненко совмещал работу на радио с активной общественной деятельностью. Как уже было сказано в начале статьи, Владимир Фёдорович читал лекции о музыке на самых разных площадках и для самых разных слушателей. Хочется отметить, что он начал эту деятельность ещё до войны. Да и сотрудничать с иркутской прессой Сухиненко стал в первой половине тридцатых. По свидетельству Семёна Бройдо, даже в трудные дни Великой Отечественной войны, когда «Восточно-Сибирская правда» имела всего лишь две страницы, Владимир Фёдорович умел убеждать руководство редакции газеты в том, что необходимо писать об искусстве хотя бы по нескольку строк. А ещё с 1936 года Владимир Фёдорович Сухиненко преподавал в Иркутском музыкальном училище. В 1943 году было создано Иркутское отделение Союза композиторов, и Сухиненко стал его членом. К сожалению, пока не удалось установить, какое время просуществовало это отделение, но, по всей вероятности, менее десяти лет…
Вот уже два десятилетия миновало с того дня, как ушёл из жизни Владимир Фёдорович Сухиненко. Но добрая память об этом ярком человеке продолжает жить. И память эта не иссякнет, пока живы свидетели, пока где-то сохраняются такие документы, как газеты с его статьями, плёнки с его голосом или же вот эта старая фотография, попавшая мне в руки…