«Иркутская традиция – планетарий в подвале»
42-летний Брайан Гласс, гражданин США, в Иркутск прибыл с ответственной миссией. Он осуществляет шеф-монтаж проекционного купола иркутского планетария. 9-метровый купол изготовлен американской фирмой Astro-Tec, супервайзером которой Брайан и является. На его счету около 50–60 объектов по всему миру. До Иркутска в России Брайан работал только в Ярославле и Москве.
– Иркутская традиция – планетарий в подвале. – Заместитель генерального директора иркутского планетария Дмитрий Семёнов спускается по лестнице в цокольный этаж комплекса «Ноосфера». Именно здесь разместился звёздный зал. Всё в стадии монтажа: там, где будет вскоре музей «Ноосфера», пол готов фрагментами – через технические выемки в полу переброшены доски. Первый иркутский планетарий в Троицкой церкви размещался, конечно, не в подвале, но досталось здание его руководителям в 1950-м в состоянии, мало отличавшемся от подвального – с разбитыми окнами и полупровалившимися полами. Второй «условный планетарий», появившийся как неравноценная замена закрытому уже в 90-е годы, – астрозал астрономической обсерватории ИГУ – как раз в подвале и работал. Собственного здания у иркутского планетария не было до решения главы компании «Метрополь» Михаила Слипенчука отдать под него часть комплекса «Ноосфера» в 130-м квартале. Астрономический зал в цокольном этаже разместили, чтобы максимально использовать всё возможное пространство – участок комплекса очень компактный.
Подвал, звёздный зал планетария. Стоп, пол обрывается. Дальше – круглая бетонная яма, напоминающая бассейн. В качестве лесенки – поставленные «на попа» носилки. Пока здесь монтируют только купол, очередь до пола ещё не дошла. В конечном счёте всё помещение будет представлять собой амфитеатр, на сеанс смогут попасть от 50 до 60 человек. Пока же в яме строительные конструкции, рядом – большой человек с бородой. Брайан Гласс, американец, озабоченно всматривается в потолок. Около двух третей его закрыто светлыми «лепестками» будущего купола, там, где он ещё не смонтирован, видны «потроха»: между основным бетонным куполом и внутренним проекционным довольно большое расстояние – здесь разместятся инженерные коммуникации и звуковая система.
«Брайан осуществляет шеф-монтаж, четыре наших специалиста постоянно работают вместе с ним на куполе», – рассказал Дмитрий Семёнов. Работа началась две недели назад. Трудятся монтажники по 12 часов в день. 42-летний Брайан Гласс – супервайзер американской фирмы Astro-Tec. Это одна из немногих крупных мировых компаний, изготовляющих купольные конструкции с высокой точностью. Заказ на купол для Иркутска поступил в США около полугода назад, конструкцию нужно было тщательно спроектировать и выверить. Малейшее несоответствие, перекос – и изображение исказится. В специальной упаковке разобранный купол прибыл в Иркутск в начале декабря. Прилетел и Брайан Гласс. На мой вопрос «А зачем здесь нужен американский специалист, местные мастера не могут собрать конструкцию сами?» переводчик даже немного растерялся: «Странный вопрос… Это зона его ответственности». «Минимальная неровность, неточность монтируемой поверхности – и весь труд американцев пойдёт прахом. Расхождения при монтаже не должны превышать 1–3 мм, – пришёл на выручку Дмитрий Семёнов. – Иначе звёзды, которые мы увидим, расплывутся пятнышками и по всему куполу окажутся разными. Брайан контролирует процесс сборки, чтобы обеспечить высокоточный монтаж. Даже упаковано всё так, чтобы строители последовательно вынимали один элемент за другим и монтировали в строгом порядке».
– В сторонку! – Монтажники и Брайан осторожно несут один «лепесток» купола. Его бережно кладут на подложку, прежде чем поднять вверх, на купол. Страхуют процесс три человека. Лист весь в дырочках, они нужны, чтобы через купол проникал звук. Если наступить на этот лист, помять – вся работа насмарку. А стоимость 9-метрового купола – около 600 тысяч долларов. Лист за листом крепят на металлические опоры, это своеобразный «скелет» купола. «Если бы вы были здесь, когда устанавливали опоры, то увидели бы натянутые ниточки, издалека можно было подумать, что это лучи лазера, – говорит Семёнов. – Благодаря опорам купол будет идеально выставлен, с миллиметровой точностью. Это уже не строительная, а машиностроительная точность. Ведь такой купол – это механизм, а не строительный объект».
«Я считаю, что строительство такого объекта – честь для меня и большой вклад в развитие Иркутска. Мы немного выбивались из графика, но так как с нами работает превосходная русская команда, всё получается отлично», – сказал Брайан Гласс. «Моя интересная карьера» называет он своё увлечение купольными конструкциями. Профессионально занимается этим с 1987 года. Работу свою Брайан любит прежде всего за то, что она даёт возможность ездить по разным странам мира, знакомиться с новыми людьми, местными обычаями, кухней. «Я считаю себя счастливчиком, потому что в любой стране попадаю на людей, которые достаточно хорошо говорят на английском языке. А если таких нет, всё равно помогают и рисунки, а иногда отлично объясняюсь знаками», – говорит он. На счету Брайана уже около 50-60 смонтированных объектов по всему миру. Хотя он признаётся, что никогда их не считал. Большинство объектов – за пределами США, чтобы всегда была возможность путешествовать. Брайан работал в Японии, Малайзии, Англии, Украине, Таиланде, Новой Зеландии, Греции, на Тайване и Аляске. В России занимался монтажом в Москве и Ярославле. Очень жалеет, что каждый раз его командировки в Россию приходятся на зиму, а он бы хотел увидеть и местное лето. Погода, как заявил Брайан, составляет сложности и лично для него, и для иркутского купола. В конце монтажа купол должен быть покрыт специальной краской на водной основе, чтобы избежать любых поверхностных загрязнений, к примеру отпечатков пальцев. Краска доставляется из США на самолёте, и сложность в том, чтобы уже здесь перевезти краску в грузовиках в тепле, не дав ей замёрзнуть.
Обратный билет в США у Брайана Гласса заказан на 18 декабря. К этому моменту купол должен быть смонтирован. «К сожалению, когда планетарий откроют для публики, у меня не будет возможности приехать и посмотреть, как он работает, – сказал американец. – Мы возвращаемся на объекты только в случае, если возникают какие-то проблемы».
К Новому году здание комплекса «Ноо-сфера» должно быть сдано в эксплуатацию. На лестнице, ведущей в обсерваторию, заканчивают работу художники, все стены расписаны созвездиями. Внутри уже установлен телескоп Цейсса. Старичок, которому более сотни лет, переехал наконец из краеведческого музея. «После Нового года мы сможем начать работать с телескопом, – говорит Дмитрий Семёнов. – Люди смогут посмотреть на Луну, планеты. А если будет хорошая погода, то и на звёзды». Ближе к весне должен открыть двери мультимедийный музей «Ноосфера», который разместится в помещении по периметру звёздного зала. Интерактивные панели и полы для музея уже заказаны. Вместе с планетарием он составит сложный программный комплекс. Если тема лекций касается астрономии, то весь комплекс, включая экспозицию и звёздный зал, «программируется» на астрономическую тематику. То же самое с историей, биологией, географией. Можно сделать проект и по отдельным темам, к примеру экспедиции «Миров» на Байкале.
«Что касается открытия планетария как полноценного астрономического учреждения, это дело достаточно большого времени, – сказал Дмитрий Семёнов. – Здание есть, купол есть, обсерватория есть. Но главное – система из шести проекторов, которые создают звёздное небо. Она до сих пор не заказана, поскольку вопрос с финансированием по-прежнему открыт». По информации «Иркутского репортёра», переговоры губернатора Сергея Ерощенко и Михаила Слипенчука на эту тему пока не закончились.