издательская группа
Восточно-Сибирская правда

У истоков «Большой Волги»

Корреспондент «Сибирского энергетика» побывал на Угличской ГЭС

Гидроэлектростанция на Волге – одна из старейших ГЭС в России, мощность 120 МВт, среднегодовая выработка 230 млн. кВт-ч. Всё это – об Угличской ГЭС, построенной в тридцатые годы прошлого века. Её появление, по замыслу советского руководства, должно было «разрешить двоякого рода задачи – транспортные и энергетические». Станция стала частью масштабного и амбициозного проекта, как говорили в те далёкие дни, «реконструкции» самой длинной реки в Европе, получившего название «Большая Волга». ГЭС работает уже 72 года, однако былая атмосфера чувствуется до сих пор, в чём убедился побывавший на ней корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ.

Стоит отойти на пару десятков метров от палат удельных князей в центре Угличского кремля, с крыльца которых 15 мая 1591 года царевич Дмитрий отправился на последнюю в своей жизни прогулку, и в отдалении можно заметить пролёты водосбросной плотины гидросооружения. Это – Угличская ГЭС, дорога к которой ведёт мимо построенного в XVII веке Воскресенского мужского монастыря. Удивительно, но сооружение в классическом стиле – его автор, разработавший проект всего гидроузла,  архитектор Виктор Петров был удостоен Сталинской премии – практически не диссонирует с окружающим его старинным архитектурным ландшафтом. Символ третьей пятилетки смотрится такой же неотъемлемой частью нашей истории, как и старинные храмы с купеческими особняками.

На «углу» Волги

Решение о строительстве Угличского и Рыбинского гидроузлов ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли 14 сентября 1935 года. Для возведения первого было выбрано место чуть повыше «угла» – поворота русла Волги на 90 градусов, который, по наиболее распространённой и правдоподобной версии, дал название основанному в 937 году городу. Уже упомянутым постановлением ЦК партии и Совнаркома было создано специальное строительно-монтажное управление НКВД – «Волгострой». Работы на месте будущей Угличской ГЭС начались чуть позже, но широкомасштабно их развернули после того, как 23 мая 1938 года экономический совет Совнаркома утвердил технический проект обоих гидроузлов. Строили их поистине ударными темпами: первый гидроагрегат Угличской ГЭС пустили 8 декабря 1940 года, второй ввели в строй 20 марта 1941 года. Использовали при этом многочисленную бесплатную рабочую силу, которая и обеспечила поражающие воображение темпы индустриализации страны в тридцатые, – заключённых. Если точнее, тех, кто содержался в Волжском исправительно-трудовом лагере. О том, какие силы были брошены на строительство Угличской и Рыбинской ГЭС, свидетельствуют несколько цифр: 1 января 1936 года в заключении в Волголаге находились 19420 человек, через год их число увеличилось до 43566, а 1 июля 1941 численность осуждённых составляла уже 85505 человек. 

Несмотря на то что профессиональных строителей среди них было крайне мало, при возведении Угличской ГЭС широко использовались новейшие на тот момент технологии. В их числе и широкое применение механизации, и внедрение индустриальной арматуры со сборными железобетонными оболочками. Гидроагрегаты станции, за изготовление которых отвечали Ленинградский металлический завод и «Электросила», тоже были уникальными: машины подобной мощности –  55 МВт – отечественная промышленность ранее не выпускала. В них использовались поворотно-лопастные турбины, чьи лопасти могут отклоняться на углы 18, 36 или 45 градусов. 

Несколько лет назад кто-то из посетителей станции, расписавшись мелом на запасной лопасти турбины, невольно заложил новую традицию

Однако одной лишь энергетикой замыслы строителей Угличской ГЭС, равно как и других станций на Волге, не ограничивались. Перед ними стояла задача обеспечить судоходство от Астрахани до Москвы. Раньше корабли по Волге могли пройти лишь восемь – десять дней в году, во время паводков. В районе Углича глубина не превышала 1,2 м, а летом Волга пересыхала настолько, что её легко можно было перейти вброд. О тех временах напоминают фрагменты цепи, которые используются в качестве декоративного ограждения на набережной. Эту цепь длиной 370 км в 1868 году проложили по дну Волги от Рыбинска до Твери, чтобы вдоль неё могли ходить лёгкие буксиры – туеры. Уже в XX веке, когда появились ГЭС и шлюз для судоходства, её часть использовали по другому назначению. А угличане придумали шуточный диалог, который с удовольствием пересказывают любопытным туристам: 

– Где был? 

– На набережной. 

– Что делал? 

– На цепи сидел. 

«Это оборудование сороковых годов»

К сожалению, воротами шлюза пришлось любоваться на расстоянии – он принадлежит ФГУП «Канал имени Москвы», и просто так сторонний наблюдатель на него не попадёт. Но это с лихвой компенсировала экскурсия по Угличской ГЭС. С самого КПП, где надо пройти под расписанной орнаментом с явственно просматривающимися серпом и молотом аркой, не покидает ощущение, что ты перенёсся в тридцатые или сороковые годы. В холле монументального здания ГЭС оно только усиливается: высоко под потолком можно увидеть выполненную в духе соцреализма роспись, показывающую гидростроителей во всём величии их труда. 

Сохранились не только аутентичные интерьеры, но и ключи управления оборудованием и приборы контроля на центральном пульте управления. Конечно, их давно продублировали с помощью современных технологий, так что все манипуляции можно производить с обычного персонального компьютера, но внешний вид щита остался неизменным. «Это оборудование сороковых годов, – рассказывает начальник смены станции Евгений Мартынов, обводя его рукой. – За исключением того, что предназначено для управления вторым гидроагрегатом». 

Перед строителями Угличского гидроузла стояла задача обеспечить судоходство на Волге, так что в довесок к ГЭС был сооружён шлюз

Заменили его не так давно – в 2010 году. Турбину поставила немецкая компания Voith Siemens Hydro Power Generation GmBH, генератор – научно-производственное объединение «Элсиб» из Новосибирска. Мощность машины возросла на 10 МВт и составила 65 МВт, общая мощность Угличской ГЭС с двумя гидроагрегатами теперь составляет 120 МВт. Для старого рабочего колеса нашли применение – оно стало экспонатом музея гидроэнергетики, который расположен рядом со станцией. «Наша машина два срока проработала, – со сдержанной гордостью замечает начальник Угличской ГЭС Сергей Сапожников. – Норматив составляет тридцать – сорок лет, а эта семьдесят использовалась». 

«Даже в чермет не сдашь – ничто не берёт»

Мы разговариваем недалеко от входа в машинный зал. Если сравнивать с Иркутской или Братской ГЭС, он невелик – здесь всего два гидроагрегата, но стоит оглянуться по сторонам, и об этом забываешь. Здесь важна не длина, ширина или высота, а особая историческая атмосфера. На входе красуется крылатая, пусть и несколько неточная, цитата из Ленина: «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны». На стенах можно увидеть явно послевоенные плакаты, освещение дают бра и плафоны, как будто перенесённые из Московского метрополитена… В соседнем помещении покоится огромная запасная лопасть для гидроагрегата, исписанная туристами. «Она тут с незапамятных времён лежит, а писать на ней начали где-то в 2010 году», – объясняет Сапожников. Удержаться от искушения невозможно – мелки для всех желающих лежат рядом, на станине гильотины для металла, – так что среди названий городов, институтов и имён вроде Жека, Диман, Иван, Шура и Рома (почему-то с символом зарегистрированного товарного знака) появляется надпись: «СЭ Иркутск». 

Лопасть, подвергшаяся такому акту вандализма, явно была рассчитана на века – неудивительно, что первый гидроагрегат станции до сих пор работает и ломаться не собирается. «Её даже в чермет не сдашь – не разрежешь, ничто не берёт, – констатирует начальник Угличской ГЭС. – Мы как-то анализировали состав металла – оказалось нечто сложное и малоизвестное, похожее на нержавейку». Кстати, такие же гидроагрегаты, что впервые были изготовлены для станции в Угличе, были установлены на Рыбинской ГЭС. А опыт её строительства учитывался потом при возведении других, гораздо более мощных гидроэнергетических объектов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры