издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ни родины, ни флага

Национальная система государственной реабилитации до сих пор не создана

  • Автор: Галина ТОЛОКОННИКОВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Как заявил директор ФСКН России Виктор Иванов, выступая в ноябре на круглом столе в Госдуме, более восьми миллионов сограждан сегодня употребляют наркотики, обеспечивая до 80% всей уличной преступности в стране. При этом государственная медицина видит только 650 тысяч молодых людей, обратившихся за наркологической помощью, а органы соцзащиты не замечают нуждающихся в реабилитации вовсе. Что же касается полицейских, то через их руки ежегодно проходит более 200 тысяч наркопотребителей, совершающих административные правонарушения. Как правило, это молодые люди, «зависающие» в общественных местах, их имена, в свою очередь, отсутствуют в списках наркологов, а их проблемы совершенно не интересуют органы социальной защиты. Хотя, если говорить об интересах общества, этими больными, двумя ногами завязшими в преступлениях, просто обязаны заниматься специалисты. Но никому сегодня нет до них дела, кроме их страдающих родственников, которые сами нуждаются в помощи, а также нескольких подвижнических центров социальной реабилитации, старающихся вытаскивать людей из бездны, несмотря на отсутствие государственной поддержки.

Полицейская дубина или реабилитация?

Об интенсивности полицейских усилий свидетельствует статистика наказаний: сегодня реально и условно его отбывают либо находятся под следствием за наркопреступления 550 тысяч россиян. Более 40% из них проявляют себя как рецидивисты: вставать на путь исправления они не спешат и принимаются за старое сразу, как только выходят из ворот колонии, отбыв срок, или из зала суда, если повезло получить условный приговор. При этом костяк наркосбытчиков составляют сами больные: практически на их плечах лежит вся уличная торговля зельем. По мнению Виктора Иванова, совершенно очевидно, что «одной полицейской дубиной общество от наркомании не спасти». Директор ФСКН предлагает единственный, на его взгляд, эффективный способ денаркотизации общества: «законодательно выдавливать наркопотребителей в специализированные центры социальной реабилитации для прохождения обстоятельного и долгосрочного курса освобождения от зависимости».

Беда только в том, что в стране, где уже более полутора десятков лет молодые люди массово гибнут в героиновых сетях, до сих пор отсутствует национальная система социальной реабилитации и ресоциализации. Сегодня в России работают примерно 500 негосударственных реабилитационных центров, их пропускная возможность ничтожна. Они действуют вне правового поля, на свой страх и риск, не вызывая интереса со стороны государства, и влачат жалкое существование.  

Некуда идти 

Государство признаёт и худо-бедно обеспечивает сегодня только медицинскую помощь, которую оказывают людям, страдающим химической зависимостью, в наркологических учреждениях. О её эффективности, вернее, отсутствии таковой, писано уже достаточно. Вот цифры из того же выступления руководителя службы наркоконтроля Виктора Иванова: в общество возвращаются лишь 2% из 650 тысяч прошедших курс детоксикации в наркодиспансерах, то есть всего 13 тысяч больных. Несложные подсчёты показывают: поскольку реальное число наркоманов превышает 

8 миллионов человек, то фактическая эффективность государства в освобождении от смертельной зависимости составляет менее 0,2%. Доверившиеся медикам пациенты обречённо ходят по кругу, регулярно обращаясь в одни и те же наркологические диспансеры, пока смерть не поставит точку на их мытарствах. Огромное число попавших в беду семей пребывает в ситуации, когда уже, как у Достоевского, «некуда больше идти». Лечение как бюджетно обеспеченная наркологическая услуга не даёт  результатов освобождения от наркозависимости, и этот факт, по мнению Виктора Иванова, давно стал абсолютно очевидным. Мало того, директор назвал государ-ственную систему оказания наркологической помощи в сегодняшнем состоянии «идеальной платформой для воспроизводства наркомании в стране, процветания теневого рынка наркологических услуг и криминализации общества».

Нулевая отметка

Итак, сводить помощь наркозависимым исключительно к медицине, по меньшей мере, безответственно. Необходимо создавать федеральную систему долгосрочной социальной реабилитации. И делать это придётся фактически с нуля. При этом изобретать велосипед точно не придётся – достаточно использовать подтверждённые мировой практикой методы социальной реабилитации, применяемые преимущественно неправительственными организациями, но в условиях мощной грантовой и бюджетной государственной поддержки. Виктор Иванов уверяет, что это позволило бы поднять эффективность исцеления от наркозависимости более чем в десять раз.

Можно возразить: далеко не все 

8 миллионов наркоманов готовы схватиться за руку помощи, если она и будет им протянута. Однако глава наркополиции считает, что минимальное число наркопотребителей, которых уже сейчас можно было бы вовлечь в программы социальной реабилитации, составляет не менее 150 тысяч человек, то есть почти в 10 раз больше, чем сегодня.

А кроме того, желание вернуться в общество нормальных людей обязано формировать у наркоманов опять же государство. И оно начинает потихоньку, с большой, правда, раскачкой этим заниматься. «Мы в настоящее время стимулируем создание нового для нашей страны института альтернативной ответственности: наркопотребителю, совершившему незначительное преступление, предлагается вместо отбывания наказания пройти полный курс реабилитации», – говорит директор ФСКН. На сегодняшний день вынесено уже порядка 200 подобных приговоров. Только с этими жаждущими заменить тюрьму на лечение пока что одна морока – центров реабилитации попросту недостаточно. К тому же в настоящее время готовится законопроект, который даст уголовникам-наркоманам возможность выбора между наказанием и реабилитацией в массовом порядке. Уже через год-полтора желающие  освободиться от зависимости хлынут настоящим потоком, но инфраструктура для реализации действительно эффективных программ их интеграции в общество до сих пор не создана.

Раз ступенька, два ступенька

В Иркутском реабилитационном центре «Воля» бывших наркоманов готовят к законопослушной жизни

Между тем ещё три года назад Советом Безопасности и Государственным антинаркотическим комитетом принято решение создать национальную систему социальной реабилитации. Это решение закреплено в Стратегии государственной антинаркотической политики, а затем в качестве прямого поручения президента России на Президиуме Госсовета в апреле прошлого года. 

Проект такой системы подготовлен. В чём её суть? Ключевой момент – переворот ценностей в сознании наркомана. Для этого больного необходимо ввести в терапевтическое и восстанавливающее сообщество, которое не только отказывается от приёма зелья, но и культивирует ценности достойной жизни. Именно таким образом во всём мире успешно вытаскивают из болезни людей неправительственные реабилитационные центры – общины, где новички всегда видят перед собой добившихся успеха сверст-ников. 

Программа освобождения от наркомании представляет собой три ступени: больному предлагается последовательно пройти через медицинскую наркологическую помощь (она длится до месяца), социальную реабилитацию (от полугода до полутора лет) и постреабилитационный персональный патронат, рассчитанный на многие годы. В финансовом плане третья ступень менее затратная, но наиболее сложная, она требует координации усилий и восстанавливающего сообщества, и семьи, и всех служб по месту жительства.

Со стороны государства отвечать за эффективное продвижение бывшего наркомана по этим трём ступеням предлагается трём ключевым игрокам: полиции, здравоохранению и социальной защите. Полиция позволяет выявить наркоманов среди правонарушителей,  которых нужно будет пытаться мотивировать к излечению. Затем дело за медиками: выявленные наркопотребители должны направляться в органы здравоохранения для постановки диагноза и оказания первой помощи. До социальной защиты очередь доходит, когда пациент приступает к выполнению долгосрочной программы реабилитации и ресоциализации. В это время у больных восстанавливаются стандарты социального поведения и трудовых навыков. В некоторых регионах системы ресоциализации уже созданы и довольно успешно действуют. Передовым на сегодня является Ханты-Мансийский автономный округ, где введён региональный государственный стандарт социального обслуживания молодых людей, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, а также специальный сертификат на реабилитацию.

Вне правового поля

При этом главная проблема, по мнению Виктора Иванова, заключается в том, что практически вся эта деятельность сегодня находится вне правового поля. Законодательный механизм ресоциализации наркопотребителей в стране отсутствует. Административное воздействие имеет целью взыскать штраф, а не направить на реабилитацию. «То есть мы мощью закона изо дня в день добиваемся извлечения прибыли из людей, совершающих наркопреступления, а не возвращения их в социум», – констатирует директор ФСКН.

Более того, из существующего законодательства изымаются и те крохи, которые сегодня имеются. В проекте новой редакции Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» из числа оснований при-знания семей нуждающимися в социальном обслуживании вообще выпали люди с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью. Это лишит регионы возможности развёртывать программы реабилитации наркозависимых в системе социального обслуживания.

Настало время создать систему правовых норм, которые позволили бы освобождать наркопотребителей от зависимости. Базовый Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», принятый 15 лет назад, констатирует в статье 54: «Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию». Это на самом деле пустая декларация. Вся помощь (и финансирование) государства сводится  только к медицинским мерам, которые в отрыве от социальной реабилитации имеют практически нулевую эффективность. 

Оформить существующую передовую практику освобождения от зависимости в систему законодательных норм возможно, с точки зрения Виктора Иванова, тремя путями: либо принять новый ФЗ «О социальной реабилитации и ресоциализации», либо кардинально переработать существующий базовый закон, либо даже создать Антинаркотический кодекс.

Главное – для любого российского гражданина, попавшего в связи с заболеванием наркоманией в трудную жизненную ситуацию, а также для его родных и близких должна появиться простая и ясная схема выхода из беды. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры