издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вокзал украсит скромность

Ремонт одной улицы и мини-автостанция вместо «вокзальной революции»

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Археологию задвинули

Вокзалы старого образца железнодорожники оценивают низко: их волнует износ инженерных конструкций, отсутствие систем видеонаблюдения и пожаротушения, аварийное состояние электроснабжения, а также недоступность услуг для инвалидов-колясочников. Кроме этого проблем добавляют неэффективные тран-спортные схемы, отсутствие парковок на привокзальных площадях и простой помещений, которые можно использовать в коммерческих целях. Вокзалы завтрашнего дня, по замыслу РЖД, должны стать современными транспортно-пересадочными узлами. 

Предполагается, что Иркутск-Пассажирский к 2017 году из задыхающейся в пробках и столпотворениях станции может вырасти в свободную площадку, на которой разместятся речной, железнодорожный и автомобильный вокзалы, откуда пассажиры смогут с комфортом проследовать в любом направлении. Историческое здание после реконструкции станет музеем, вплотную к нему возведут трёхэтажные вокзалы для пассажиров дальнего и ближнего следования. Просторный кассовый зал, помещения, оборудованные пандусами, эскалаторами, лифтами и подъёмниками на платформах, гостиница на 50 мест, современное общественно-деловое пространство, парковки и легальное такси – концепцией реконструкции запланировано всё и даже больше. 

Первоначальные объёмы проекта «Вокзальная революция», в течение полутора лет разрабатываемого институтом «Гипрогор» за счёт городского и областного бюджетов, смутили заказчика. Прежний губернатор Дмитрий Мезенцев на заседании градостроительного совета в феврале назвал их «циклопическими» и поручил «ускромнить» параметры нового строительства и благоустройства прилегающих территорий. Шок вызвали планы по ликвидации горы напротив вокзала и размещению там 80 тыс. квадратных метров торгово-развлекательных площадей с кинотеатром и аквапарком. Как выяснилось, разработчик проекта не учёл, что этот участок входит в знаменитый Глазковский некрополь, на котором хоронили усопших восемь тысяч лет назад. 

За рекомендованную разработку «музея археологии» «Гипрогор» так и не взялся, ссылаясь на отсутствие полномочий. Не подступился к археологическому наследию и новый проектировщик – «Иркутскжелдорпроект». Похоже, что спасение уцелевшего кусочка огромного древнего кладбища в рамках реконструкции станции Иркутск-Пассажирский пока так и остаётся мечтой. Однако «срывать гору» больше никто не собирается. Вместо этого городская администрация планирует благоустроить существующие площади без масштабных строительных потрясений. 

По рельсам не ходить 

Перерождение станции в транспортно-пересадочный узел – двухсторонний проект. За строительство новых зданий, двух дополнительных платформ, удлинение вдвое тоннеля для пассажиров отвечает ОАО «РЖД», за благоустройство прилегающей территории, реконструкцию улично-дорожной сети, организацию транспортной развязки, автомобильного и речного вокзалов – городские и областные власти. Соответствующее соглашение стороны подписали на Байкальском экономическом форуме в 2010 году, дополнительные документы оформили в 2011-м. Изначально предполагалось, что РЖД инвестирует в реализацию проекта 2,2 млрд. рублей, при этом доля привлекаемого внешнего финансирования достигнет 70%.

Сейчас стороны озвучивают цифры гораздо скромнее. Порядка 10 миллионов рублей город и область затратили на разработку проектной документации. Ещё 50 миллионов рублей в будущем году потребуется на реконструкцию улицы Челнокова, по которой мимо вокзала идут трамваи и остальной транспорт. РЖД вложила в проектную документацию 20 миллионов рублей. Бюджет реконструкции будущего года, когда стороны перейдут от проектной работы к строительству, составляет 140 миллионов рублей. По плану возведение вокзала для пассажиров дальнего следования и двух платформ должно завершиться к 2014 году, реставрация и перепрофилирование старого здания – к 2016 году, строительство вокзала для пригородных пассажиров и конкорда, соединяющего железнодорожный и будущий речной вокзал, – к 2017 году. 

К июню, обещают в РЖД, привокзальная площадь освободится от «бомбил»: компания объявит конкурс на право перевозок пассажиров службой такси. Междугородные автобусы, планируют в городской администрации, «потеснят» наверх, к трамвайному кольцу. Там, говорит председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Девочкин, обустроят «мини-автостанцию». По мнению чиновника, именно междугородный транспорт, скапливающийся на площади, мешает нормальному движению вдоль вокзала, и такая мера поможет спокойно вздохнуть водителям личного транспорта и пассажирам, вынужденным с багажом пробираться среди маршруток и автобусов ко входу в вокзал. Но перспектива автостанции пока туманна: для этого городу предстоит выкупить у частных владельцев несколько земельных участков.

Упорядочить дорожное движение также призван капитальный ремонт улицы Челнокова, где заменят и раздвинут трамвайные пути, заасфальтируют проезжую часть. В разделительное пространство планируется уложить контактно-кабельные сети и установить барьерное ограждение. По мнению разработчиков плана, это прекратит постоянную «беготню» пассажиров вокзала в киоски через дорогу, а также развороты личного транспорта прямо на трамвайных путях, что поможет снизить аварийность. Однако, признают в городской администрации, о масштабных изменениях в улично-дорожной сети, прилегающей к вокзалу, говорить не приходится: строительство запланированной «Гипрогором» транспортной развязки вплоть до выезда в Ленинский округ вылилось бы в непосильные для бюджета миллиарды. 

Вид со стороны площади

Вид со стороны перона
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры