Задали экологическую планку
Региональные власти разрабатывают план мероприятий по защите окружающей среды до 2030 года
Иркутская область давно находится в числе регионов, неблагополучных с точки зрения экологии. Об этом свидетельствуют и государственные доклады о защите окружающей среды, и выкладки независимых экспертов. В региональном министерстве природных ресурсов и экологии признают, что проблемы характерны для всей России – это загрязнение атмосферы, сточных вод и деградация почв. Способы их решения тоже общие, изложенные в Основах государственной политики в области экологического развития РФ. Перечень мероприятий, которые необходимо включить в региональный план реализации документа, обсуждался 23 ноября на заседании Общественного совета по вопросам охраны окружающей среды при правительстве Иркутской области.
«Экологические проблемы в России точно такие же, как и в Иркутской области», – отметила заместитель министра природных ресурсов и экологии региона Нина Абаринова, чей доклад был первым. Совпадает даже масштаб: если в утверждённых 30 апреля 2012 года Основах государственной политики в области экологического развития страны до 2030 года сказано, что в «40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха», то в Приангарье этот показатель составляет 55%. В список из 36 городов с наиболее загрязнённой атмосферой, который содержится в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году», входят Братск, Зима и Иркутск, занимающие, соответственно, шестую, одиннадцатую и двенадцатую строчки. Предварительную очистку не проходят 56% сточных вод, сбрасываемых в водоёмы Иркутской области. Достаточно сказать, что в течение последних лет в списке наиболее загрязнённых объектов, требующих первоочередных мер, значатся Усть-Илимское водохранилище, реки Вихорева и Ока, с 2008 года к ним добавилась Кая, а с 2010 года – Куда. По официальным данным, в 2011 году было обезврежено и переработано 43% из 102 млн. тонн образовавшихся отходов. «Мы все понимаем, что перерабатывающих мощностей у нас не создано, и я думаю, что Росприроднадзор должен вместе с органами статистики проверить эту цифру, потому что реальный объём использованных и обезвреженных отходов не превышает 25–27%», – подчеркнула Нина Абаринова.
Неудовлетворительное состояние окружающей среды признаёт не только государство, но и общественные организации. Так, Всемирный фонд дикой природы совместно с Российским географическим обществом разработал эколого-экономический рейтинг устойчивости регионов, учитывающий валовое накопление основного капитала, инвестиции в добычу полезных ископаемых, истощение природных ресурсов, ущерб от загрязнения окружающей среды, расходы на её защиту и развитие человеческого капитала, а также площадь особо охраняемых природных территорий. Как и следовало ожидать, первые места по этому индексу заняли аграрные регионы, а в аутсайдерах оказались те, где основу экономики составляют добывающие отрасли, например Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Иркутская область находится в нём на 75-м месте из 83 субъектов РФ. В первую очередь на столь низкую оценку повлияло со-
кращение запасов леса, объём которого эксперты оценивают в 10,8% от валового регионального продукта. Сказались и высокие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (по этому показателю регион занимает 74-е место), выхлопы автомобильного транспорта (73-я позиция в рейтинге) и выбросы СО2. В то же время по площади особо охраняемых природных территорий мы находимся на 14-м месте, равно как и по текущим затратам на охрану окружающей среды, а по инвестициям в основной капитал на эти цели – на 24-м.
Согласно данным, которые привела замминистра природных ресурсов, общие затраты на реализацию целевых программ, так или иначе связанных с улучшением экологической обстановки, превышают 23 млрд. рублей, из которых 7,8 млрд. рублей приходится на долю областного бюджета. Речь идёт о вложениях за несколько лет, в 2013 году на исполнение программ в региональной казне заложено 2,2 млрд. рублей. «Обратите внимание, что сроки реализации программ рассчитаны максимум до 2017 года, на более дальнюю перспективу пока информации нет», – констатировала Абаринова.
Это же касается планов большинства крупных предприятий-природопользователей, которые, тем не менее, вкладывают немалые средства в защиту окружающей среды. Например, на Иркутском алюминиевом заводе с 2006 по 2011 год на природоохранную деятельность затратили около 1 млрд. рублей. Эти деньги пошли на модернизацию системы газоочистки действующего производства: за счёт них заменили пять электрофильтров, все металлические стволы дымовых труб и горелочные устройства в каждом из шести корпусов электролиза. Более 20 млн. долларов было израсходовано на создание системы газоочистки пятой серии
ИркАЗа, строительство которой обошлось в 800 млн. долларов. Директор по экологии и качеству завода Алексей Тенигин сообщил, что в планах до 2019 года значатся замена электрофильтров на третьей и четвёртой сериях предприятия («Семь фильтров будут меняться в течение трёх-четырёх лет»), внедрение технологии «Экологический содерберг» и перевод второй серии предприятия на обожжённые аноды, что даст снижение выбросов в атмосферу.
Затраты компании на природоохранные мероприятия в 2013 году составят 126 млн. рублей. В эту сумму включены те средства, которые были получены от продажи квоты на выброс парниковых газов, как то предусмотрено шестой статьёй Киотского протокола. Дело в том, что проект объединённой компании РУСАЛ по снижению выбросов на ИркАЗе вошёл в перечень так называемых проектов совместного осуществления, который утверждает Сбербанк России. Согласно ему, компания может продать 6,5 млн. единиц сокращения выбросов – ЕСВ, каждая из которых эквивалентна одной тонне диоксида углерода. «Было подписано трёхстороннее соглашение между Швейцарией, Сбербанком и РУСАЛом, уже осуществлён первый транш – порядка 2 миллионов евро, – который в течение двадцати лет должен быть потрачен на природоохранные мероприятия, – рассказал Тенигин. – На следующий год будет продано полтора миллиона единиц сокращения выбросов, прибыль от их продажи тоже составит внушительную сумму».
Между тем экологические платежи ИркАЗа в бюджеты всех уровней в 2012 году составят около 40 млн. рублей (для сравнения: в 2011 году было 38 млн. рублей). Однако Тенигин затруднился ответить на вопросы о том, какая это доля от прибыли и от оборота предприятий. Однако, когда из зала поинтересовались, можно ли исключить фтор из выбросов завода, ответ был однозначным: «Нет, это обусловлено технологией и применением содержащего фтор сырья».
На Восточно-Сибирской железной дороге, в свою очередь, также постепенно снижают негативное воздействие на окружающую среду. Согласно экологической стратегии ОАО «Российские железные дороги», к 2015 году оно должно сократиться на 35%, а к 2030 году – на 70%. «Для нас, как и для любого другого подразделения РЖД, острой является проблема утилизации старогодних шпал, которые относятся к отходам третьего класса опасности», – рассказал начальник центра охраны окружающей среды ВСЖД Андрей Крючков. Для их переработки на станции Тагул был создан цех утилизации отходов, первую очередь которого ввели в строй в 2009 году. Отработавшие своё шпалы на нём сжигают при очень высоких температурах, а образовавшееся тепло используют для отопления производственных помещений. В настоящее время строится вторая очередь производства, чей запуск позволит утилизировать до 11 тысяч тонн шпал и других отходов производства в год.
На уровне Иркутской области, в отличие от промышленных предприятий, пока нет стратегии обращения с мусором. По итогам заседания Общественного совета министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук предложил разработать обла-стной закон «Об отходах производства и потребления». В нём предполагается предусмотреть поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку и переработку, и установить ответственность производителей за экологически безопасное удаление отходов. Планируется также ввести преференции по налогам, зачисляемым в областной бюджет, для предприятий, активно работающих в области охраны окружающей среды. В плане учтут и те мероприятия, которые намерены проводить крупнейшие промышленные компании. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин полагает, что их исполнение, равно как и реализацию других пунктов документа, нужно расписать по годам, а не только обозначить индикативные показатели на 2030 год. Кроме того, необходимо учесть предложения муниципалитетов, на территории которых работают природопользователи.