Энергомост из прошлого
На энергетическом форуме в Красноярске вернулись к обсуждению идеи 30-летней давности
Прорывные экономические проекты, не воплощённые по каким-то причинам в прошлом, могут быть востребованы новым временем, стать глобальными инженерными и геополитическими идеями развития страны. Именно такого рода проект лёг в основу ключевой темы, обсуждавшейся на открывшемся 20 ноября в Красноярске III Сибирском энергетическом форуме.
Тема, собравшая на пленарное заседание и затем на круглый стол многочисленных экспертов из числа руководителей энергетического бизнеса, специалистов и учёных энергетической отрасли Сибири, представителей исполнительной и законодательной власти Красноярского края, Министерства энергетики РФ и Государственной Думы, называлась «Энергомост как инструмент опережающего развития энергетики Сибири».
Возрождение мечты
Идея энергетического моста между энергосистемами Азии и Европы не только родилась в нашей стране ещё в 70-е годы прошлого века, но даже начала реализовываться в виде строительства ЛЭП сверхвысокого напряжения. Мощная энергетическией перемычка должна была связать Сибирь с её дешёвой электроэнергией и европейскую часть России. Конструкторы тридцатилетней давности совершили настоящий технический прорыв, и на казахстанском участке энерготрассы «Сибирь – Центр» была построена единственная в те годы в мире ЛЭП напряжением 1150 кВ, заработавшая в 1986 году. Но грандиозную стройку прервала череда политических и экономических преобразований. Однако идея создать становой хребет единой энергосистемы от Сибири до Урала, затем до центра России с одной стороны и до Дальнего Востока, а возможно, и до Китая – с другой дожила до наших дней. Сегодня, как считают в Министерстве энергетики РФ, настало время воплотить мечту на новом технологическом уровне и на основе государственно-частного партнёрства.
Импульс развития
До сих пор Сибирь и европейская часть России являются разными ценовыми зонами и не имеют общего оптового рынка электроэнергии, поскольку высоковольтные электросети Сибири не связаны с западными. Европейские потребители не могут покупать более дешёвую электроэнергию в восточных регионах. Реализация возрождаемого проекта позволит передавать от трёх до семи гигаватт недорогой сибирской электроэнергии в Центральную Россию. Можно будет разгрузить железнодорожную сеть, снизив перевозки ископаемого топлива. В будущем энергомост может стать частью инфраструктуры Евразийского межгосударственного оптового рынка электроэнергии в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Эти факты легли в основу возникшего в федеральном правительстве внимания к проекту создания энергомоста уже в наши дни.
– Мнение министерства – поддержать проект и искать оптимальные решения, – заявил о своей позиции заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын. Он считает, что к 2030 году экономике страны потребуется примерно 60 гигаватт электроэнергии, 40 из них – в центральной части. И это, в свою очередь, ставит задачу транспортировки больших объёмов электроэнергии. Сославшись на мировой опыт Бразилии, Китая, США, Канады, он подчеркнул, что развитие транзитного потенциала Сибири не потеряло своей актуальности и даст мощный импульс развитию всей страны, а в Красноярский край и другие сибирские территории привлечёт дополнительные инвестиции, обеспечит там создание новых рабочих мест.
– Сегодняшнее состояние энергосистемы Российской Федерации не в полной мере соответствует энергобезопасности страны, – продолжил выступления коллег генеральный директор ОАО «Корпорация развития Красноярского края» Станислав Мончинский. – Срочно требуется модернизация отрасли, необходимо только с этой целью иметь маркетинговое обоснование, несколько схем реализации проекта, чтобы выбрать наиболее оптимальную, а также решение о маршруте моста: старом – через Казахстан и новом – минуя сопредельное государство. Кроме того, необходимо определить источники финансирования, объём инвестиций и потенциальных инвесторов.
Председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного Собрания Красноярского края Виктор Зубарев акцентировал внимание на том, что сибирякам эффективнее не возить уголь и нефть, а создавать добавленную стоимость через передачу готовой продукции. Проект, по его прикидкам, привлечёт в Сибирь 100 миллиардов рублей инвестиций. А в целом его воплощение в жизнь потребует около триллиона рублей. Важно ещё и то, что у Красноярского края уже есть опыт реализации крупномасштабных проектов.
Поддерживая проект в целом, председатель Института энергетических исследований РАН Фёдор Веселов, тем не менее, обратил общее внимание на существующую пока неопределённость европейского оптового рынка, отсталость промышленности страны в технологическом плане за последние годы, на то, что необходимо соблюсти баланс между доходностью инвесторов и ценовым эффектом для потребителей. В свою очередь заместитель гендиректора филиала ФСК ЕЭС – «МЭС Сибири» Виталий Наумов проинформировал коллег об осуществляемом уже сейчас развитии сетей высокого напряжения в регионах Сибири в рамках единой национальной электрической сети, о планах вплоть до 2017 года. Подчеркнул растущую потребность в электроэнергии инновационного кластера в Железногорске Красноярского края, обозначил, на что уже сейчас можно опираться в создании энергомоста «Сибирь – Урал – Центр».
Чья выгода за горизонтом?
Горизонт не близкий. Эксперты прикидывают, что создание моста займёт не менее 10 лет. А сегодняшнее обсуждение пока носит характер своего рода протокола о намерениях. Однако Фонд энергетического развития уже обладает определёнными расчётами, выполненными по методикам ФСК ЕЭС 2012 года. На основе этих данных и решается, что выгоднее – возить топливо, как прежде, на запад и строить там парогазовые и угольные установки или транспортировать выработанную в Сибири электроэнергию по сетям моста. Для расчётов брали лучшие практики из существующих атомных и парогазовых станций и сравнивали стоимость вырабатываемой на них электроэнергии со стоимостью той, что могла бы транспортироваться по энергомосту. Выигрыш очевиден, но эффективность появится не сразу, а будет набираться тремя этапами. Этап строительства не принесёт прибыли, но на этапе эксплуатации она начнёт расти, и после 2030 года экономия от эксплуатации превысит финансовые инвестиции, исчезнет диспаритет цен изолированных сейчас двух ценовых зон.
Тем не менее вопросов остаётся ещё очень много. Во-первых, предвидятся будущие изменения модели энергетического рынка. Во-вторых, проект энергомоста – линейный проект, затрагивающий интересы нескольких регионов и требующий ряда законодательных инициатив в области энергетического и тарифного регулирования. В-третьих, инвесторов, таких, например, как «СУЭК», беспокоит вопрос гарантированного потребителя, готового подписать долгосрочный договор – лет на 20. Это вопрос механизма возврата инвестиций. А ТГК-13 волнует координация сроков строительства новых генерирующих мощностей и завершения строительства моста, необходимость выработать чёткий график взаимодействия. Президент Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев привлёк внимание к вопросам экологии, требования к которым будут возрастать с учётом вхождения страны в ВТО. Не получится ли так, что Сибирь будет сжигать на своих территориях, загрязняя их, огромное количество угля, а конечным получателем более полного эффекта окажется не она?
Нет сомнений в том, что главным конечным бенефициаром реализации проекта будет российское государство, хотя без частных вложений не обойтись и свою конкретную выгоду просчитывают сегодня все участники будущего создания энергомоста.
– Дискуссия, развернувшаяся на форуме, даёт больше понимания сути проблемы. Пока ещё нет законченного взгляда и глубинного анализа, но дорогу осилит идущий, – прокомментировал ход обсуждений генеральный директор ОАО «ЕвроСибЭнерго» Евгений Фёдоров. – Хорошо, что поставлены вопросы себестоимости, эффективности и последствий для всех – потребителей, генераторов и сетевиков во всех зонах. Надо всё внимательно считать: горизонты проекта достаточно дальние – 25–30-е годы. Мы, как генерирующая компания, считаем, что экономическая целесообразность для генераторов должна быть совершенно чёткой.
Тем не менее все участники обсуждения признали, что строительство грандиозного энергомоста протяжённостью около 2000 километров – вопрос макроэкономический и геополитический. Это вопрос развития энергетики всей страны на новых технологических платформах, а по технической сложности и стоимости он сопоставим с прокладкой БАМа. По экономическому и социальному значению сравним с сооружением Транссиба.