Дошло не до всех
«Почта России» «повышает удовлетворённость клиента»
СМС-уведомление о почтовых отправлениях официально действует в Иркутской области полтора месяца. Услугу в филиале «Почты России» объясняют не кадровой лихорадкой и сокращением целых отделений в этом году, а всего лишь «желанием соответствия предоставляемых услуг и качества сервиса потребностям современного населения». «Повысить удовлетворённость», впрочем, удалось пока не больше чем сотне клиентов: некоторые отделения до сих пор не готовы к предоставлению такой услуги, потому что там нет «бланков для СМС-сообщений». «Иркутский репортёр» попробовал оказаться в числе клиентов с повышенной удовлетворённостью, найти пропавшую бандероль и прийти в суд по СМС-повестке.
Мечта клиента
На этой неделе судебные приставы привлекли к административной ответственности начальника почтового отделения Черемхова за то, что тот не доставил судебную корреспонденцию адресату. Наказание, предупредили приставы, грозит всем операторам, которые нарушат сроки доставки извещений. Штраф мизерный – 500 рублей, но хотя бы о такой сатисфакции мечтают многие клиенты иркутских почтамтов. На интернет-ресурсе «Независимый рейтинг почтовых отделений России» пользователи оценивают их работу в среднем на 1-2 балла из пяти.
Сложно было предположить, что лояльность клиента настолько далека от почты. Отзывы повторяются практически один в один: «Грубость и хамство», «Отношение к людям ужасное. Пропали вещи, не отправляйте через это отделение», «Извещения постоянно теряются, как и сами посылки», «Обслуживание крайне долгое, постоянное недовольство со стороны операторов, на телефон в отделение вообще не дозвонишься никогда», «Вечные очереди», «То компьютер зависнет, то оператор». Особенно пострадавшие выражают чувства «капс-локом»: «ПОЗОР», «НЕНАВИЖУ ПОЧТУ РОССИИ». На контрасте – слоганы самой «Почты России» со словами «удобно», «надёжно» и (почему-то) «интересно».
К возмущению клиентов почты с недавних пор готов присоединиться и корреспондент «Иркутского репортёра». Потерялась заграничная бандероль. Вернее, пришла и потерялась уже в отделении, где впоследствии выяснилось, что вместо 11 почтальонов теперь там работают три, а на нашу улицу извещения давно никто не носит. «А что у вас там, в бандероли?» – вопрос оператора, которая направлялась в хранилище, поставил в тупик. «Они там, похоже, на ощупь искать будут», – сыронизировал кто-то в очереди. Когда ничего не нашлось, оператор сообщила: мол, «работать некому» и «за такие деньги сюда никто не идёт», дав понять, что разговор окончен.
Мобильный почтальон
Если не полностью, то хотя бы частично проблемы почты была призвана решить возможность отсылать СМС-уведомления. Как сообщила пресс-служба УФПС Иркутской области, услуга заработала с октября 2012 года. «Она была внедрена в рамках комплексной программы по модернизации качества сервиса и потребительских свойств оказываемых услуг», – сказали в пресс-службе. Увольнение сотрудников или сокращение отделений это никак не предполагает, заверили там. Программа модернизации связана лишь «с желанием соответствия предоставляемых услуг и качества сервиса потребностям современного населения». «Все нововведения и изменения в рамках модернизации имеют конечной целью повышение удовлетворённости клиента», – заключили в управлении. В сущности, речь как раз о тех слоганах, где про «удобно», «быстро» и «интересно».
Новая услуга не означает, что теперь почтальоны будут слать вам эсэмэски, как только увидят ваше имя на конверте или коробке. Оповещение будет работать, только если отправитель заполнит специальный бланк и заплатит символический рубль за услугу. По прибытии почты адресату сообщат эсэмэской номер внутреннего регистрируемого отправления или денежного перевода по России, номер отделения почтовой связи, его адрес и контактный телефон. Отправитель, в свою очередь, узнаёт, доставлено ли его послание.
Испытано на суде
В идеале всё должно выглядеть именно так. На деле 14 ноября оператор при упоминании СМС-уведомления корреспонденту «Иркутского репортёра» в одном из иркутских отделений направила сразу к заведующей. Её вопрос тоже озадачил. Удалившись минут на семь, она вернулась со своим пониманием новой почтовой услуги. «СМС-уведомление, оно, видимо, где-то в компьютере галочкой отмечается. И когда отправляешь, приходит СМС. Но на данный момент бланков для этого в отделении ещё нет. Как я поняла, должно быть типа вот такого», – она указала на форму заказа поздравления от Деда Мороза. Извинившись, предложила заходить, узнавать, появились ли бланки.
С эсэмсками ничего не вышло, зато в отделении решились ещё раз поискать пропавшую бандероль. За это время можно было изучить товарный ассортимент почтамта: помимо конвертов и юбилейных открыток пугающих размеров, на прилавках были замечены коробки бананового сока, подгузники, комплекты постельного белья и календари с изображениями икон. Уставившись на них с надеждой, «Иркутский репортёр» ждал бандероль. Вместо неё появилась заведующая с извещением: мол, бандероль в отделении была, но ушла обратно – никакие эсэмэски не помогут.
И если почта с уведомлениями по мобильному телефону пока ладит не особенно хорошо, то суды уже вполне освоили СМС-оповещения. Как пояснила «Иркутскому репортёру» пресс-секретарь Иркутского областного суда Ольга Шиндаева, с начала года стороны могут согласиться на такой вид уведомлений. «Иркутский репортёр» испытал на себе работу этого сервиса: повестка на следующее заседание Куйбышевского районного суда пришла сразу после предыдущего. Рассылкой занимается канцелярия, привыкшая к работе с обычными документами.
«Мы хотим идти в ногу со временем, – сказала Шиндаева. – Но основная цель – вовремя рассматривать дела, сообщать сторонам о назначенных заседаниях, необходимости предоставить документы и так далее». Она отметила, что на протяжении последних лет почта неоднократно подводила суды, не доставляя адресатам письма. В итоге инстанции были вынуждены продлять сроки рассмотрения дел.
Тем не менее СМС-оповещения не заменят обычные письменные уведомления по почте. «Это лишь дополнительный способ, а не замена, к тому же добровольный», – пояснила Шиндаева.