О тех, кто продаёт впечатления
За 21 год число работников туристической отрасли Иркутской области с профильным образованием увеличилось с одного человека до 3000. Однако представители туристических компаний не всегда довольны профессиональными навыками тех, кто получил диплом, и нанимают на работу географов, лингвистов и даже специалистов по международным отношениям и мировой экономике. В то время как представители вузов говорят: в отрасли трудится более 60% дипломированных специалистов, а эффективность выпускника зависит не только от качества полученного образования, но и от его личных качеств и устремлений. При этом последним приходится заявлять о себе в сложных условиях: средняя официальная зарплата в отрасли составляет 12 тыс. рублей, и почти всем работодателям нужен готовый специалист с опытом работы.
Кадровый вопрос – один из самых важных
«У нас работают географы, лингвисты и даже специалисты по международным отношениям», – рассказал о кадровом составе возглавляемой им компании руководитель туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич. Директор туристической компании Green Express Вадим Копылов вспоминает: когда год назад им потребовался человек на позицию менеджера, они отсмотрели выпускников всех девяти иркутских вузов, готовящих бакалавров в сфере туризма и смежных специальностей. Не подошёл никто. В итоге выбор остановили на выпускнице факультета «Мировая экономика» БГУЭП.
«Кадровый вопрос – один из самых острых на Байкале. В основном менеджерам не хватает практических знаний. Выпускники очень слабо знают географию озера Байкал, возможности отдыха, номерной фонд, экскурсионные возможности, возможности активного отдыха», – констатирует Анатолий Казакевич. «Получившим диплом зачастую недостаёт знаний по специальности, они не адаптированы к реалиям нашего бизнеса. Кому-то просто не хватает языковых знаний», – продолжил Вадим Копылов.
Проблемы с персоналом профессиональные участники рынка решают по-своему. Зачастую переманивают специалистов из одной компании в другую, причём речь идёт не только о гидах, администраторах и менеджерах, но и о высших позициях – руководящих. «Некоторые предпочитают учить молодых специалистов, но бывает и так, что, получив все необходимые знания, молодой человек открывает собственную компанию, – говорит директор Green Express. – В регионе большое число игроков, созданных бывшими менеджерами турфирм». «Мы стараемся привлекать практиков, но самое главное для соискателя – это умение работать на результат и желание работать на Байкале, развивать здесь туризм, знакомить с Байкалом людей. Равнодушный к озеру человек в нашей сфере не будет успешен», – считает руководитель туроператора «Байкалов».
«Нам не хватает менеджеров по туризму, особенно по внутреннему, – говорит генеральный директор ООО «Гранд Байкал» Антон Процентов. – Дело в том, что большинство региональных учебных программ по подготовке менеджеров по туризму не предполагают получение серьёзного объёма знаний о географии, истории, природе именно нашей территории. Специалист, не владеющий предметом, не сможет предложить туристу эксклюзивную программу, а пересказ популярных путеводителей, наверное, не лучший способ заинтересовать, увлечь туриста. По этой причине трудно найти на рынке опытных и грамотных гидов, сопровождающих активные туры».
По мнению нашего собеседника, конкуренция между вузами и средними специальными учебными заведениями, готовящими студентов по интересующим нас специальностям, растёт: «Думаю, в течение пяти лет на рынке останутся только те из них, кто предлагает действительно качественную подготовку. На мой взгляд, учебным заведениям необходимо активнее вовлекать в учебный процесс директоров и ведущих менеджеров туристических компаний, гостиниц – это может быть формат как круглых столов, так и лекций, семинаров. Уверен, что бизнес поддержит это предложение».
Профессиональные участники рынка заявляют о нехватке не только квалифицированных менеджеров, но и обслуживающего персонала. «Средний персонал готовит несколько колледжей, но их выпускников недостаточно, чтобы покрыть необходимость в качественных кадрах, – отмечает Вадим Копылов. – В итоге на этих позициях чаще всего работают люди предпенсионного возраста, на лето турбазы гидами, администраторами и горничными дополнительно нанимают студентов и учителей, в итоге получается большая текучка с потерей качества». Анатолий Казакевич отметил, что гидам, портье и администраторам гостиниц не требуется высшее образование. Главное – желание работать и качественно выполнять свои обязанности.
Деньги в диплом
Те, кто решил получить высшее образование в сфере туризма, могут оценивать свой диплом не иначе, как инвестиции в будущее. Дело в том, что стать бакалавром в сфере туризма и смежных специальностей на бюджетной основе нельзя. Стоимость обучения иркутские вузы публикуют на официальном сайте, как и правила приёма. Так, четырёхлетнее очное обучение, по данным на 2012–2013 годы, в Иркутском институте международного туризма оценивается в 46 тыс. рублей в год, на факультете сервиса и рекламы ИГУ – в 54 тыс. рублей в год.
Преподаватель кафедры туризма факультета сервиса и рекламы ИГУ Олег Данилин отмечает, что в зависимости от своего потенциала выпускник может вернуть затраченные на обучение деньги через 4-5 лет. «Не так давно был составлен рейтинг эффективности региональных вузов. Я полагаю, что ИГУ попал в число эффективных в том числе благодаря деятельности нашего факультета. Могу сказать, что мы не получаем сверхприбылей, все заработанные деньги тратятся на организацию учебного процесса и обновление базы», – подчеркнул Олег Данилин.
По его словам, образование в этой сфере пользуется популярностью: если в 1991 году в Иркутске был только один специалист с профильным дипломом, то, согласно результатам последнего исследования, сейчас им обладают порядка 3 тыс. человек. Иначе говоря, в туротрасли региона работает более 60% дипломированных специалистов. «Из 200 директоров региональных предприятий гостеприимства 10–12 – это наши выпускники», – отметил собеседник. Он добавил, что, к примеру, в настоящее время у «Байкалова» работают два дипломированных специалиста ИГУ и один совмещает работу и учёбу.
Впрочем, в последние годы набор снизился: сказываются демографические процессы и «вымывание» будущих студентов из региона из-за возможностей ЕГЭ. Однако иногородние также выбирают Иркутск для получения высшего образования: туризму в ИГУ обучаются студенты, приехавшие из Хабаровска, Омска, других дальневосточных и сибирских городов и даже из Армении.
Олег Данилин считает, что эффективность каждого выпускника зависит не только от качества образования, но и от личных притязаний и амбиций: «Некоторые наши студенты за три-четыре года обучения проходят хорошую практику, вырастая к диплому, скажем, до администратора ресторана. Благодаря системе стажировок за рубежом некоторые ребята сейчас трудятся в США, на Филиппинах. Я не говорю про центральную часть России».
Между тем он отметил, что только треть обучающихся активна, имеет чёткие планы на будущее, остальная треть – «середнячки», а 30% ещё не поняли, для чего они пришли учиться. Но в целом более 50% окончивших ИГУ находят себя в сфере туризма или смежных специальностей: ресторанного дела, гостиничного сервиса. Некоторые при финансовой поддержке родителей через год-полтора от-крывают собственные туристические агентства.
Мифы о больших зарплатах в туризме
Вадим Копылов отмечает, что чаще всего выпускники вузов, желающие работать в туризме, сталкиваются с двумя проблемами. Первая заключается в том, что обычно работодатель хочет получить готового специалиста с опытом работы от одного года до пяти. В то время как «заработать» себе строчки в резюме могут далеко не все окончившие высшее учебное заведение. Вторая проблема – отнюдь не заоблачные зарплаты в этой сфере. «Официальная средняя заработная плата составляет 12 тысяч рублей. На сегодняшний день это ничто», – уверен Олег Данилин.
«Средний персонал зарабатывает в районе 15 тысяч рублей, менеджерский – 20–30 тысяч, – рассказал Вадим Копылов. – Часто используется такая схема: зарплата в 10 тысяч рублей плюс процент от продаж. Но продажи бывают, как правило, в высокий сезон, а как прожить по этой схеме всё оставшееся время – большой вопрос. Многие устремляют свой взгляд в европейскую часть России, где зарплаты выше, спрос больше, или вовсе уезжают за границу. Именно поэтому постоянные вакансии в сфере туризма – это то, с чем региону придётся жить как минимум ближайшие несколько лет. В Иркутской области остаются либо настоящие энтузиасты в сфере туризма, либо те, кто, как и я, просто не представляет другой жизни».
Анатолий Казакевич уверен, что квалификация в туризме должна постоянно подтверждаться. «Необходима сертификация гидов, переводчиков, пусть они сдают квалификационный экзамен раз в пять лет, повышают квалификацию на специальных курсах. Только учебный процесс должен быть ориентирован на реальную жизнь, – отметил наш собеседник. – Надеюсь, что новое руководство агентства по туризму сформирует заказ на конкретные специализации, с привязкой к конкретным потребностям туристического бизнеса (туроператоры, турагентства, отели, базы отдыха, транспортные компании, экскурсионное обслуживание, круизы, инструкторы по каждой сфере активного отдыха, егерское обслуживание рыбалки и охоты и пр.) и будет проводить сертификацию».
Говоря о том, как может развиваться ситуация в дальнейшем, Вадим Копылов не высказал особого оптимизма. «Если наш регион претендует на реализацию крупных проектов, включая особую экономическую зону туристско-рекреационного типа, положение в кадровой сфере должно измениться. А сейчас даже гостиницы в Листвянке привозят работников на микроавтобусах из Иркутска, – отметил он. – На мой взгляд, кардинальные изменения возможны только после кризиса в этой сфере, а мы к нему движемся. Правда, насколько серьёзным может быть кризис, какими будут его последствия и, самое главное, как мы будем выходить из сложившейся ситуации, даже предположить не могу».
Антон Процентов считает, что ситуация в кадровой сфере изменится в лучшую сторону, может, не так быстро, как хотелось бы. «В течение 10 лет запросы наших граждан в части сервиса станут настолько высокими, что и туристской отрасли, и профильным учебным заведениям придётся качественно измениться, чтобы остаться на рынке», – сказал наш собеседник.
Бросить всё и начать заново
На фоне трудностей с самореализацией довольно логичными выглядят истории трёх моих коллег, которые выбрали в качестве постоянного места жительства Таиланд и Кипр. Телевизионный журналист Анастасия Алексейчик, в активе которой были две авторские программы, в 2006 году купила билет в один конец в Таиланд. И уже через два дня после прилёта вышла работать гидом.
«Было очень сложно первое время, – вспоминает девушка. – Только на первый взгляд работа в туризме – сплошной балдёж. На самом деле это большая ответственность, ненормированный график жизни и большое количество стрессовых ситуаций. Сейчас я на туристической «пенсии», но четыре года подряд мои телефоны звонили в любое время суток. Поэтому после увольнения я первым делом разбила их о стену, исполнив свою давнюю мечту».
В данный момент Анастасия трудится в трёх местах одновременно. Она преподаёт русский язык в школе туризма для тайцев, работает в ивент-агентстве, которое открыла с партнёром полгода назад, а также трудится менеджером по продажам в ювелирном магазине. «Также я иногда работаю гидом, мне нравится «дарить» Таиланд людям, занимаюсь недвижимостью и пишу в пару изданий, – рассказала девушка. – Последние два года я активно путешествую. Сейчас пишу, например, с Бали. На моей карте путешествий отмечены Италия, вся бывшая Югославия, Маврикий и большая часть Азии. В планах – побывать в Латинской Америке и Испании. Иркутск посещаю нечасто, примерно раз в три года. К сожалению, навещать родной город хочется всё меньше, здесь чуждая мне энергетика. К тому же все друзья разъехались – в столицу, за рубеж, а с родственниками уже давно договорились встречаться на Самуи, и они прилежно прилетают каждый год!»
Анастасия рассказала, что иркутян в Таиланде очень много. На острове уже образовались целые деревни русских поселенцев: кто-то играет в покер онлайн, кто-то работает гидом, кто-то занялся ресторанным бизнесом или недвижимостью, а кто-то сдаёт квартиру в Иркутске и приезжает сюда «греть косточки». «Одна моя подруга после шести лет жизни в королевстве поняла, что любит Россию, и вернулась в Иркутск. Несмотря на то, что в Таиланде у неё был прекрасный собственный дом и поставленный на рельсы бизнес. Многие через какое-то время возвращаются домой, но это не нужно расценивать как поражение».
В ближайших планах нашей собеседницы – выбрать себе страну для проживания и начать там всё заново. «Сложно? Да! Но зато как интересно!» – увлечённо отмечает девушка. В отличие от неё ещё одна моя коллега о переезде из жаркой страны пока не думает. В 2008 году, взяв у Анастасии интервью для одного из иркутских изданий, Елена тоже прилетела в Таиланд, сейчас она работает гидом в Паттайе и очень довольна. Надежда в качестве места жительства выбрала Северный Кипр, город Кирению. Правда, реализует она там собственный проект – программу «Тест-драйв жизни за рубежом», помогая за несколько дней соотечественникам понять, готовы ли они оставить привычный уклад жизни и переехать за границу.