Льгот нет
Прокуратура вынудила депутатов отказаться от незаконных компенсаций
Народные избранники в Законодательном Собрании Иркутской области, а вместе с ними госслужащие и лица, замещающие муниципальные должности, лишились льгот. Произошло это по представлению прокурора. Однако афишировать перед СМИ коллизию не захотели. Законопроект без лишних всплесков прошёл как на комитете, так и вчера на сессии ЗС. Какие льготы попросила отменить прокуратура? Оказывается, депутаты обеспечили не только себя в течение жизни, но и своё семейство на случай собственной кончины при исполнении. Если обычная семья в случае смерти родственника должна надеяться на денежную помощь знакомых и родных, то семья депутата получила бы из бюджета 100 его должностных окладов. Это и возмутило прокуратуру, за спиной которой, впрочем, был железный аргумент – решение Верховного суда РФ.
Напомним, ещё в середине октября Управление Генеральной прокуратуры РФ в СФО потребовало отмены незаконных гарантий депутатам, членам правительств и главам регионов нескольких сибирских субъектов, включая Иркутскую область. Проанализировав региональные законы, управление установило, что в отдельных субъектах «данным лицам созданы преимущества, не предусмотренные федеральным законодательством, в том числе после утраты ими соответ-ствующего статуса. Так, в республиках Тыва, Бурятия, Алтайском крае, Омской, Иркутской и Томской областях региональными законами предусматривались компенсационные выплаты депутатам представительных органов субъекта Российской Федерации в случае причинения вреда жизни или здоровью».
В Иркутской области, в частности, по закону о статусе депутата ЗС льготы следующие. Цитата из статьи 20: «В случае гибели (смерти) депутата Законодательного Собрания, если она наступила в связи с осуществлением им депутатских полномочий, членам его семьи (супругу (супруге), детям, родителям и лицам, находившимся на его иждивении) в равных долях выплачивается единовременная компенсация за счёт средств областного бюджета в размере 100 должностных окладов председателя постоянного комитета, постоянной комиссии».
Если бы было доказано, что депутат получил «увечье или иное повреждение здоровья», повлёкшее «стойкую утрату трудоспособности», он мог бы рассчитывать на ежемесячную компенсацию в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата ЗС и назначенной пенсией. Как сообщала пресс-служба Управления Генпрокуратуры РФ в СФО, прокуратуры регионов, где были выявлены нарушения, приняли меры к отмене региональных норм.
Во вторник на комитете ЗС по госстроительству был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области». Изменения вносились в закон 125-ОЗ «О государственных должностях», №31-ОЗ «О статусе депутата ЗС» и № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления». Из перечня гарантий исключаются компенсационные выплаты в случае гибели, причинения увечий или иного причинения вреда здоровью лицам, замещающим государственные или муниципальные должности. «Проект закона подготовлен на основании представления прокурора Иркутской области и основан на анализе судебной практики, которой ряд положений законов субъектов признаны противоречащими федеральному законодательству в части установления соответствующих льгот», – сообщил начальник отдела по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении правового управления ЗС Андрей Константинов. Незаконных гарантий лишаются депутаты ЗС, госслужащие и лица, замещающие муниципальные должности.
В пояснительной записке к закону значится: Верховный суд РФ в определении от 11 апреля 2012 года выразил позицию, что дополнительные гарантии чиновникам и депутатам могут устанавливаться федеральным законодательством и не входят в компетенцию законов субъектов. В качестве примера приводится решение Верховного суда РФ, признавшего требование прокурора Архангельской области законным. Прокурор посчитал противоречащей федеральному законодательству статью закона Архангельской области, касающуюся компенсаций депутатам областного парламента, жизни которых был причинён вред, увечье. Суд посчитал, что местные законодатели вмешались в компетенцию Гражданского кодекса РФ, установив такие компенсации. Параллельно соответствующих компенсаций были лишены и госчиновники региона. Любопытно, что до этого депутаты целого ряда регионов страны обеспечили себя и свои семьи точно такими же льготами.
Как сообщил на комитете Андрей Константинов, определённые лица внесли предложение, поправку (авторов инициативы он не назвал), чтобы в отношении депутатов ЗС проект закона об отмене льгот начал действовать только с нового созыва. Согласно Уставу Иркутской области, который якобы предписывает так поступить. Однако согласно документам, выложенным на сайте ЗС, к новому проекту закона прокуратура снова сделала замечание, отметив: задержек до следующего созыва быть не должно. Правоведы внесли поправку, согласно которой весь закон вступает в силу через 10 дней после опубликования. Таким образом, семьям депутатам придётся переживать гибель или увечье кормильца «при исполнении» в общем порядке, без исключительных компенсаций. Вчера на сессии Заксобрания документ был рассмотрен в первом, втором и окончательном чтении. Глава комитета по госстроительству Борис Алексеев сделал акцент на решении Верховного суда РФ, предписавшего такие льготы в региональных законах отменить. Ни у одного из народных избранников не возникло вопросов, почему в законе были установлены неправомерные льготы. Как не возникло и вопросов к прокуратуре Иркутской области, отчего представление появилось уже после решения Верховного суда РФ, а не как в Архангельской области – до него. Получается, что ни сами народные избранники, ни прокуратура нарушений ранее не замечали. Впрочем, как сообщается в пояснительной записке к закону, за всё время принятия этих норм в Иркутской области ни один из чиновников и депутатов ими не воспользовался.