«Пока для нас «60-66» означает потери бюджета»
Власти обсуждают пошлины и налоги компаний, добывающих углеводороды
Министр энергетики Александр Новак отправил в правительство доклад о дифференциации НДПИ для газа в зависимости от затрат компаний, написали во вторник «Ведомости». Сейчас ставки газового НДПИ до 2016 года зафиксированы в Налоговом кодексе. Переход на гибкую формулу, учитывающую сложность месторождения и экономику предприятий, обсуждался в правительстве весь год.
Гибкий подход
В сентябре Минфин подготовил формулу на 2013–2015 годы, но она учитывала только рост регулируемых цен на газ для промышленности. Мин-энерго её не поддержало, в итоге правительство утвердило фиксированные ставки – более низкие, чем получались по формуле, напомнило издание.
Новый механизм Минэнерго предлагает запустить с 2014 года. За основу расчёта НДПИ ведомство предлагает взять валовую маржу при добыче газа на каждом участке: выручка от поставок за границу будет умножаться на долю экспорта в объёме продаж компании, таким же образом маржа будет рассчитываться и по поставкам в России. При этом из выручки будут вычитаться условные затраты на доставку газа и на разработку месторождений.
Затраты на разработку будут учитывать долю в добыче наиболее легко извлекаемого газа и географический коэффициент. Причём для Восточной Сибири и Дальнего Востока Минэнерго предлагает обнулить НДПИ сроком на 25 лет, для Ямала, Гыдана и европейской части России оставить базовую ставку, а для Ямало-Ненецкого АО (кроме полуостровов Ямал и Гыдан) увеличить нагрузку в 1,5 раза.
Предложения, направленные в правительство, позволят сохранить дифференциацию между ставками »Газпрома« и независимых производителей, пока цены не выравняются, цитировали «Ведомости» замминистра энергетики Павла Фёдорова. Месторождения советской эпохи с высокой рентабельностью могут нести повышенную нагрузку, а вот дальневосточные проекты нужно освободить от налога, чтобы стимулировать приток инвестиций, сказал чиновник.
Мнения разделились
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газ добывает »Газпром», отмечает Денис Борисов из Номос-банка: Чаяндинское (инвестиции – 13 млрд. долларов) и Ковыктинское (20–25 млрд. долларов) месторождения, участки «Сахалина-3». Их разработка потребует серьёзных инвестиций в инфраструктуру, продолжает он: например, газопровод Восточная Сибирь – Хабаровск – Владивосток оценивается в 25 млрд. долларов.
В Минфине осторожно комментируют предложения коллег. «По новым [месторождениям] в Восточной Сибири, которые ещё не осваиваются, это [льготы] вполне возможно», – сказал замминистра финансов Сергей Шаталов. А вот формулы у министерств разные, заметил он, согласовать их получится не раньше декабря.
Минфин направил в правительство свой доклад. Ведомство при разработке формулы предлагает опираться на две позиции: сохранить разрыв ставок НДПИ между »Газпромом» и независимыми производителями (509 и 251 рублей за 1000 куб. м); реформа не должна привести к падению доходов бюджета по сравнению с уже рассчитанными. Ставка должна зависеть от роста цены (за вычетом пошлины и транспортных расходов) и объёма поставок на экспорт и внутри страны, продолжает он, т.е. для независимых производителей экспортная цена нетбэка учитываться не будет. По словам собеседника »Ведомостей», Минфин согласен корректировать базовую ставку за счёт понижающих коэффициентов – например, учесть транспортные затраты. Лучше сделать формулу, аналогичную нефтяной, где затраты прямо зафиксированы в одном из коэффициентов (15 долларов на баррель), пишут «Ведомости».
Вопреки ожиданиям
Принятые решения в части налоговой нагрузки при разработке российских шельфовых месторождений являются принципиальными, изменения возможны лишь в деталях, предупредил Шаталов. «По шельфу, по-видимому, мы на много лет вперёд приняли принципиальные решения и вряд ли их будем пересматривать», – цитировало замминистра РИА «Новости».
Правительство РФ в апреле определило параметры для разработки льгот для проектов добычи углеводородов на шельфе РФ. Предполагалось, что профильные министерства и ведомства подготовят соответствующий пакет документов к 1 октября, однако позже профильные министерства из-за возникших разногласий попросили перенести этот срок. Минфин, в частности, просил перенести срок подготовки предложений на 1 марта 2013 года, а Мин-энерго обещало подготовить и внести в правительство согласованные предложения к 15 ноября 2012 года.
Шаталов также отметил, что бюджетные потери от введения формулы «60-66» составили за год 1,6 миллиарда долларов. По его словам, Минфин планирует до конца первого квартала 2013 года провести мониторинг с тем, чтобы определиться, как действовать дальше.
Сейчас в России действует так называемый налоговый режим «60-66», введённый с 1 октября 2011 года. За счёт уменьшения коэффициента в формуле расчёта экспортной пошлины на нефть с 65 до 60 она снизилась примерно на 7%. Ставки пошлин на нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина – 90% от пошлины на нефть.
«Мы сделали «60-66» и хотим увидеть, что получилось. Получается пока не совсем то, что мы ожидали, несомненно, – сказал Шаталов журналистам. – Другое дело – в какой степени изменения связаны с режимом «60-66», сказать трудно, потому что действовало много самых разных факторов».
В частности, по его словам, среди них – предоставление льгот по Восточной Сибири, по Каспию, по шельфу, налоговые каникулы, административные меры, технические регламенты.
«Пока для нас «60-66» означает потери бюджета», – заметил замминистра, напомнив, что ранее предполагалось, что этот режим будет максимально удобным именно с точки зрения минимизации бюджетных потерь. «Бюджетные потери примерно 1,6 миллиарда долларов с 1 октября (прошлого года) до сентября», – уточнил он.