«Жизнь болельщиков дороже денег»
Спортсмены поддержали идею передать «Труд» в областную собственность
Переговоры регионального правительства и профсоюзов о продаже «Труда» должны завершиться до конца этой недели. Пропустив первые торги, Облсовпроф рискует сорвать и повторные: владелец объекта поставил новые условия «Серому дому». В качестве «бонуса» профсоюзы требуют либо повысить начальную цену спорткомплекса, либо оставить за ними здание Дворца труда, находящееся в собственности ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». В правительстве разводят руками: ни то ни другое сделать невозможно. Между тем обеспокоенность судьбой стадиона выразили спортсмены и тренеры Иркутской области, а также скандально уволенный директор «Труда» Руслан Проходовский.
Очередной этап переговоров и согласований по «Труду» с его владельцем стартовал в конце прошлой недели, сообщил «Конкуренту» собственник в правительстве региона. «Позиции с Облсовпрофом пока не удалось утвердить, – отметил источник. – Профсоюзы потребовали либо поднять цену, либо оставить их во Дворце труда (Ленина, 13, федеральная собственность. – «Конкурент»), который они занимают сейчас».
Известно, что речь зашла о повышении стоимости выкупа «Труда» с 330 млн. до 480 млн. рублей. «Мы на это пойти не можем: деньги уже заложены в бюджете, их сумма – 330 миллионов рублей», – пояснил источник. Как быть с Дворцом труда, тоже непонятно: он находится в собственности федерального ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России», которое не раз требовало от профсоюзов погасить долги по аренде и не сдавать нелегально площади сторонним фирмам. По словам собеседника, переговоры относительно «Труда» должны завершиться до конца этой недели, предположительно, в пользу «Серого дома». Вместе с тем власти будут готовы назвать дату аукциона.
Затягивание процедуры передачи «Труда» региону может «лишить его шанса на обновление», заявили спортсмены и тренеры Иркутской области в официальном обращении к губернатору. «Труд» без крепкой хозяйской руки умрёт. Мы не желаем ему судьбы «Лужников» и «Черкизона», ведь это – наша, иркутская история», – говорится в письме. Спортсмены уверяют, что главная спортивная арена области «морально устарела». «Не описать словами то, в каких условиях сегодня занимаются наши ребятишки в легкоатлетическом манеже или в том же зале стрельбы: антисанитария, духота и теснота, – пишут они. – Многие помещения […] вовсе не используются по назначению, здесь ютятся многочисленные торговые ларьки, павильоны, точки общепита. Уже с утра здесь можно встретить людей с пивом». Обратившиеся делают вывод: «Очевидно, что владелец спортивного объекта по максимуму выжимает из него всевозможные барыши».
С коллегами отчасти согласен бывший директор спорткомбината «Труд», заведующий кафедрой физвоспитания ИГМУ Руслан Проходовский. «Вся проблема в том, что собственник стадиона Облсовпроф рассматривает «Труд» как средство заработка, а не объект для организации физкультурно-оздоровительной работы, – рассказал «Конкуренту» Проходовский. – Никогда в жизни профсоюзы не давали нам ни копейки помощи. Наоборот, стадион отчислял владельцу столько, сколько нужно. Устанавливался финансовый план для руководства стадиона, по которому мы должны были работать. Можно было сразу перечислить или помесячно. Удавалось ли выполнить? Конечно, а куда деваться было». По словам бывшего директора, барахолка во Дворце спорта появилась не случайно: она долгое время помогала сохранить на плаву стадион.
«Это заслуга коллектива. Когда самые благополучные предприятия валились как карточные домики, спорткомбинат не обанкротился, устоял», – полагает Проходовский. Из денег, что получал «Труд» от профильной и непрофильной аренды, выдавалась зарплата сотрудникам, отчислялись налоги. Но самая главная статья расходов – плата за коммунальные услуги. «Спортивные сооружения никогда не щадили и спрашивали с них по обычным тарифам. Только за электроэнергию «Труд» выплачивал последнее время около пяти миллионов рублей в год, – вспоминает Проходовский. – Всё это, конечно, сказывалось на арендных ставках на стадионе и во Дворце спорта».
То, что в «Труде» зарабатывались большие деньги на аренде под торговлю, экс-директор комплекса назвал «сказкой про серого бычка». Объект, по его словам, принимает ежедневно три тысячи человек: учеников детских спортивных школ, студентов вузов, сборные спортивные команды. Продолжают заниматься две последние в городе группы пенсионеров, которые ходят в «Труд» на льготных условиях. «Инвалиды занимаются бесплатно. Вы же знаете, что они преуспевают в большом спорте, постоянно привозят награды различного достоинства», – отметил Проходовский. Он добавил, что стадион по-прежнему используется по назначению. Главным арендатором остаётся минспорта Иркутской области, которое снимает площади для детских спортивных школ. «К тому же в этом году шесть-семь человек готовились на «Труде» к Олимпийским играм в Лондоне, а всё потому, что «Байкал-Арену» до сих пор не сдали, – сказал собеседник. – Новая площадка, кстати, не заменит «Труд». Например, здесь один из лучших в России спортзалов для тренировок по настольному теннису. В «Байкал-Арене» сделали такой же, но с низкими потолками. Теннисисты уже посмотрели и сказали, что заниматься там не смогут».
Несмотря на «антисанитарию, духоту и тесноту», по мнению Проходовского, зал для стрельбы из лука и манеж для метания ядра остаются един-ственными площадками для тренировок. За время работы тира для лучников там были подготовлены 85 мастеров спорта России и СССР, 11 мастеров спорта международного класса, в том числе чемпионы России и Европы, призёры чемпионатов мира, среди них чемпион мира Геннадий Митрофанов. «А туда приходят большие начальники и говорят, мол, условий у вас нет. Так пусть сделают хотя бы что-то похожее или отремонтируют это», – считает Проходовский. В манеже для метания ядра «выросли» 20 мастеров спорта международного класса, столько же призёров соревнований России и мира. К Олимпиаде в Лондоне там тренировался Иван Юшков.
Состояние стадиона и Дворца спорта у Проходовского, проработавшего там больше четверти века, тоже вызывает тревогу. Комплекс, построенный в 1954 году, в последние годы приходилось постоянно ремонтировать, причём своими силами. Проводилось укрепление западной трибуны стадиона. «Оказалось, что фундамент сделан из бутового камня, который сильно разрушается при попадании влаги. В течение 15 лет мы усиливали его поэтапно: денег не было, поэтому за сезон делали только по 30–40 метров, – говорит Проходовский. – Деньги на это профсоюзы не давали. Мы сами зарабатывали и расходовали, конечно, потом получали за это тычки, но тем не менее делали. Потому что жизнь болельщиков дороже денег». Сейчас, уверен экс-директор, самое главное – обеспечить безопасность зрителей на стадионе, особенно на хоккее («Труд» на протяжении многих лет был самым посещаемым болельщиками хоккея с мячом стадионом страны).
Чтобы сохранить «Труд», есть смысл сменить его собственника, со-гласен экс-директор. Попытки сделать это незаконно предпринимались в истории объекта не раз, но безуспешно. «Был случай, когда мне в окно кабинета даже забросили гранату. Юридически тоже пытались этот вопрос решить», – вспоминает Проходовский. Теперь, добавил он, можно передать комплекс области. «Это было бы справедливое решение. У региона хотя бы есть финансовый ресурс, с помощью которого можно провести реконструкцию», – считает эксперт. В первую очередь стоит подготовить площадку для чемпионата мира по хоккею с мячом. Например, заменить электронное табло на стадионе, которое было установлено в 1985 году. «С тех пор его неоднократно ремонтировали силами своих умельцев, которым приходилось изобретать запчасти, потому что производителя уже нет и в помине. Кроме того, нужно укреплять и менять трибуны», – полагает Проходовский.
После реконструкции, считает собеседник, «Труд» должен оставаться многопрофильным комплексом, а не узкоспециализированным. «Идею сделать стадион футбольным выдвигал ещё Тишанин (бывший губернатор Иркутской области Александр Тишанин. – «Конкурент»). Но потом он прошёл по стадиону, посмотрел, сколько там добрых дел делается, сколько детских групп занимается самыми разными видами спорта и каких результатов они достигают, и отказался от этой идеи, хотя футболисты сильно настаивали», – припоминает Проходовский. Он отметил, что сейчас на «Труде» тренируются лучники, теннисисты, легкоатлеты, которых «неправильно лишать возможности заниматься на стадионе».