«Лучше только или инопланетянин, или Сергей Шойгу»
Сити-менеджером Усолья-Сибирского стал Александр Рожаловский
Вчера Усолье-Сибирское после нескольких месяцев неудач наконец выбрало сити-менеджера. С третьей попытки им стал депутат Думы Александр Рожаловский: во втором туре голосования за него отдали голоса 12 парламентариев. Лев Луканин, поддерживаемый «Единой Россией» и коммунистами, в итоге взял восемь голосов. «Подарок» Рожаловскому, которого «условно лояльным» считают и сторонники «Блока Кустоса», и их противники, сделала «ЕР». Три человека из фракции, вопреки партийной дисциплине, обеспечили победу директору лицея. За что могут теперь поплатиться дисциплинарно.
Понаблюдать за происходящим в Думу Усолья-Сибирского приехали первый вице-премьер Иркутской области Николай Слободчиков и председатель комиссии по госстроительству Заксобрания Борис Алексеев. Глава конкурсной комиссии по выбору сити-менеджера Вячеслав Назаров сообщил, что 30 октября было определено: на суд депутатов будут вынесены шесть кандидатур. Это директор ОГАОУ НПО «Профессиональный лицей № 29» Александр Рожаловский (он же единственный депутат среди претендентов), временно не работающие Юрий Моисеев и Пётр Герасимов, директор ООО «Аликанте» Олег Жилкин, технический директор ТЭЦ-11 Лев Луканин и дежурный по охраняемому объекту филиала 62 отделения Федерального казённого учреждения «ГУ «Ведомственная охрана Министерства финансов РФ» Анатолий Лапенко.
«Уважаемые кандидаты» шли к трибуне в алфавитном порядке. Пётр Герасимов напророчил «новый виток развития города с новым главой администрации», себя, очевидно, в виду не имея. Олег Жилкин был проникновенен. Он сказал, что выбор определит «вектор развития города» – «положительный, отрицательный либо никакой». «Последние 10 лет мы только и слышим, что город Усолье-Сибирское – бесперспективный, деревня, дыра!» – с трагизмом заявил кандидат. И предложил «вылезти из этого болота» и найти достойного главу, который не ищет «тёпленького местечка», поскольку ни на что больше не годен. Охранник Анатолий Лапенко произнёс речь про «конструктивную работу» на благо и во имя города. Александр Рожаловский повторил свой предвыборный лозунг: «Я умею работать, я буду работать». Речь обоих длилась менее 30 секунд. Юрий Моисеев предложил себя, поскольку с уходом Льва Луканина ТЭЦ потеряет специалиста, а с уходом Рожаловского народное образование лишится директора лицея. А если выберут Моисеева, плакать будет только центр занятости населения. Лев Луканин и вовсе не стал мудрить. «Чтобы не собираться здесь в четвёртый раз, выбор надо сделать сегодня, – начал он. – Из шести кандидатов – для вас, наверное, шикарнейшее предложение. Здесь и опыт, и молодость, и здравомыслие, и знание. Лучше только или инопланетянин, или Сергей Шойгу. Но они к нам не поедут». Пришлось выбирать из списка «шикарнейших».
Депутаты-единороссы сделали попытку заменить неблагонадёжного, с их точки зрения, члена счётной комиссии Валерия Боброва на Максима Петрова. Но идея не прошла голосование. Памятуя, как народные избранники любят портить бюллетени, комиссия строго предупредила, как правильно голосовать, чтобы не испоганить народное добро, тут же в зале печатавшееся на принтере. Депутат Роман Полинкевич строго следил за процедурой. «Эй, вы чего там подкручиваете?» – закричал он на Боброва, опечатывавшего ящик для голосования. «Это ящик такой новый, не я его выбирал», – обиделся Бобров, колупая винтик на крышке. Полинкевич просил журналистов не слепить глаза вспышкой, чтобы депутаты с «галочкой» не промахнулись. Бюллетеней на этот раз не испортили, но уже первый тур показал, что из всего шикарного выбора понравились депутатам две фамилии – Льва Луканина и Александра Рожаловского. Луканин получил 11 голосов, Рожаловский – девять (в голосовании участвовали 20 депутатов, поскольку 21-м был сам Рожаловский).
Двух третей никто не набрал, и над Усольем возник призрак четвёртого захода на избрание сити-менеджера. После такого результата фракция «ЕР» разволновалась, потребовала 10-минутный перерыв для совещания перед вторым туром. «У меня рабочий день! – заныл Роман Полинкевич. – Один вопрос! Вы не можете не собираться?!» Но единороссы были непреклонны. Впрочем, после перерыва обстановка только накалилась. Вернувшаяся в зал комиссия заново начала печатать бюллетени. «Что, не могли раньше?» – снова завопил кто-то из нервных. «А не могли, чтобы не было вопросов, чтобы всё было честно!» – пропела председатель счётной комиссии. «Просьба за спины счётной комиссии не заходить», – строго и «во избежание» предупредила депутатша. Суровые усольские парни повиновались, хмуро запихивая листочки в ящик. И тут Роман Полинкевич строго бдил. «Чего ты пополам лист-то не сложил?» – взъелся он на одного из коллег. «Гляди, чтобы тебя пополам не сложили», – ухмыльнулся депутат. «Не, я стальной», – расплылся в улыбке Полинкевич.
Второй тур голосования дал ошеломительный для «ЕР» результат: совещание в кулуарах у Льва Луканина «увело» три голоса. В итоге Александр Рожаловский набрал 12 голосов, а Лев Луканин – восемь. Так неожиданно для себя Рожаловский стал главой города. «Дискуссии на самом деле уместны до момента, пока не принято решение, – сказал Николай Слободчиков. – Когда решение принято, за работу, дорогие товарищи! Правительство Иркутской области будет оказывать всю имеющуюся в его активе поддержку». Слободчиков пожелал Рожаловскому запомнить, что «нет своих и не своих». «Мы должны быть одной командой», – заявил он. Борис Алексеев на просьбу «сказать слово» лишь развёл руками.
«Надо изучить ситуацию», – сообщил Александр Рожаловский, когда журналисты обступили его с просьбой поделиться планами. Слово «глава», похоже, его пока слегка шокирует. Он заявил, что в ближайшее время будет рассматривать вопросы «по наполнению бюджета». «Есть хорошие задумки, есть хорошие варианты, которые можно воплотить в жизнь», – произнёс Рожаловский и попытался убежать. Но пришлось назвать один из вариантов – инвентаризация земельных участков и введение их в правовое поле для поступления земельного налога в городскую казну. «Я свободен?» – перевёл дух Рожаловский. «Нет!» – сурово ответили журналисты. И продолжали нещадно фотографировать новоиспечённого главу, спрашивать, разгонит ли он старую команду («Пока нет») и будет ли инаугурация («Конечно, будет»).
Александр Рожаловский наконец рванул прочь, а вслед неслись слова Полинкевича: «Ты куда убежал, ресторан скажи когда?» Куда? Туда, где Роману Полинкевичу руку один раз жали, – к губернатору. Напомним, Сергей Ерощенко ранее неофициально поддерживал кандидатуру Валерия Сенькина, однако, когда тот не получил абсолютной лояльности депутатского корпуса, потом возникла фигура Льва Луканина, на которую, как утверждали местные коммунисты и единороссы, губернатор тоже согласен. Глава области лапидарно заявлял, что будет работать с тем, кого выберут. Это он и продемонстрировал, встретившись с Рожаловским прямо в день избрания. Губернатор, как сообщила пресс-служба областного правительства, настаивает на совместной разработке Думой и администрацией «комплексной программы развития города», включающей поддержку базовых производств, формирование эффективного бюджета, благоустройство, повышение качества жизни.
Усольские единороссы, похоже, были обескуражены ситуацией, поскольку перевес в пользу Рожаловского устроили именно их коллеги, в количестве трёх штук. «Рожаловский был одним из трёх кандидатов, которых мы приглашали на политсовет, беседовали, – сообщил Игорь Востренков. – Да, в итоге мы остановились на двух кандидатурах – Луканине и Рожаловском. Был выбран Лев Луканин. К сожалению, трое наших товарищей из фракции решили не голосовать во втором туре за кандидатуру, утверждённую партией. Безусловно, в отношении этих людей будут предприняты дисциплинарные меры, документы будут отправлены в регсовет. Есть партийный устав, и кто не хочет его исполнять, может перейти в другую партию или фракцию». Вячеслав Назаров сообщил «Конкуренту», что коммунисты поголовно голосовали за Льва Луканина. По его информации, трое «отщепенцев» во фракции «ЕР», переломивших голосование, – это креатура «Серого дома»: мэр Любовь Лис и депутаты Юрий Слайковский и Валерий Бобров. В такой ситуации мысль одного из участников событий, что голосование могло быть срежиссировано из Иркутска, имеет основания. Игорь Востренков сообщил, что Александр Рожаловский рассматривался как кандидатура, «относительно лояльная партии», и единороссы намерены выстраивать с новым сити-менеджером конструктивное сотрудничество. За Рожаловского единогласно проголосовали депутаты, так или иначе представлявшие в прошлом созыве блок «Усольчане». Сторонники Евгения Кустоса, который пребывает сейчас в заключении, откровенно радовались: «Наша взяла!» Впрочем, их противники эту победу объясняют тем, что Кустосу тоже продолжать затягивать процесс уже не с руки.
Но борьба за мозг сити-менеджера, похоже, не закончена. Поскольку депутаты, покинув зал, продолжали нервничать. «Опять пугаете Боброва?! Ну сколько можно? – закричал Роман Полинкевич, отгоняя кого-то от «хранителя избирательного ящика». – Петров! Хоть здесь-то не пугайте. Интриганы, а не единороссы!» «Ты мне на комиссии сказал, что за Рожаловского будешь голосовать. Ты за кого голосовал?!» – кричал один народный избранник другому, пока все одевались в общем гардеробе. «Иди бумаги посмотри!» – огрызался тот. «Ты клоун, клоун ты!» – сплюнул коллега. – «Сам клоун».