По следам кочевых кукол
В Бурятии был проведён II Международный фестиваль театров кукол «Путь кочевника», приуроченный к 45-летию Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр». В первый раз он проходил ровно пять лет назад, в 2007 году.
По словам председателя жюри, декана Санкт-Петербургской академии театрального искусства Николая Наумова, «театр кукол – это то место, где человек получает первые ответы на свои «Почему?». А на вопрос о критериях оценок член жюри народный художник России Сергей Алимов ответил: «Самый главный критерий – то добро, которое актёры дарят зрителю. Что касается профессиональных моментов, интересно, какие новые формы появились в кукольном искусстве. От фестивальных спектаклей всегда ждёшь новых идей и нестандартных решений».
Главному критерию оценки фестивальных спектаклей вполне соответствовала работа Иркутского областного театра кукол «Аистёнок» – постановка главного режиссёра театра Юрия Уткина «Терёшечка». Пресса, освещающая фестиваль, назвала его «спектаклем, полным доброты». Вот как рассказала о фестивальном показе «Аистёнка» одна из газет: «С началом представления даже взрослые зрители окунулись в детство. Между актёрами и детьми происходило живое, непосредственное общение, что создало особенную атмосферу…» Неудивительно, что иркутские кукольники стали обладателями одной из главных наград фестиваля – «приза за лучший актёрский ансамбль».
Самыми необычными в фестивальной афише были спектакли театра STAFFAN BJORKLUNDS TEATER из Швеции. Пьер Стефан Бьёрклунд и его жена Энд Марион – вот и весь состав этого необычного коллектива. Несмотря на это, STAFFAN BJORKLUNDS TEATER можно по праву назвать театром с большой буквы. Оригинальность идеи Бьёрклунда – в использовании экологических материалов: дерева, стеблей цветов. В качестве героев выступают настоящие овощи и фрукты, бережно выращенные самими Бьёрклундами, по ходу действия этот пластичный «живой» материал превращается в разных персонажей. «Идея использовать овощи и фрукты появилась у меня 20 лет назад, – говорит Стефан. – Я создал проект «Сад Пегаса». Устраивал спектакли для детей, делая игрушки из всего, что росло в саду». Идея оказалась продуктивной. В прошлом году супруги гастролировали в Тунисе, Турции, Испании, Дании, Словении. В этом году посетили Польшу, Индонезию и вот приехали в Улан-Удэ на фестиваль «Путь кочевника». Им был присуждён специальный приз «За доброе отношение к детям».
На днях в Томске завершился VI региональный фестиваль театров кукол «Сибирские кукольные игры». Участие в фестивале принимали кукольные театры из 15 городов Сибири: Иркутска, Братска, Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Тюмени, Красноярска, Железногорска, Омска, Кемерова, Новокузнецка, Барнаула и других.
Надо отдать должное грандиозному замыслу фестиваля: превратить театральный форум в некое подобие Олимпийских игр, чтобы каждый житель города чувствовал себя причастным к событию. Исходили из соображения, что кукла сопровождает нас от рождения до смерти.
Оказавшись в открытом городском пространстве, фестиваль стал быстро наполнять его собой. В первый день в разных местах города то и дело появлялись скоморохи, ростовые куклы… Они плясали, шумели, галдели. Во второй день куклы появились в окнах томских домов, которые включились в акцию «Кукла в окошке». Все дни в фестивальном режиме работали три главные сценические площадки Томска: театр куклы и актёра «Скоморох», ТЮЗ и театр драмы. График был действительно плотный: по три, а то и по пять спектаклей в день!
Иркутский театр кукол «Аистёнок» представил на фестивале спектакль для зрителей от двух лет «Очень маленькие небылицы для очень больших зрителей» (режиссёр Юрий Уткин). Оригинальная сценография спектакля воссоздаёт атмосферу дворика детства – собирательный образ, который навевает дорогие воспоминания зрителям всех поколений. В этом маленьком уютном пространстве происходят события спектакля, в основу которых положены стихотворения детского поэта Натальи Томилиной. И кажется, что они происходят с вашими знакомыми и друзьями – маленькими жителями «нашего двора». Эти маленькие куколки такие близкие и похожие на настоящих ребятишек: у каждой свой характер, своя история и свой урок, начиная от простых забот по дому и заканчивая большой человеческой дружбой. Закономерно, что обаятельные персонажи и их создатель художник театра Евгения Шабанова были отмечены призом «Лучшие куклы».
О миссии театра вообще и конкретно о миссии театра кукол, который к детям стоит ближе всего, шла речь на круглом столе в Томской областной администрации. По мнению приезжих экспертов, в Томске достаточно удачная ситуация: «У вас есть закон о театре, своя программа». По мнению видных театральных деятелей, партнёрство власти, бизнеса и театра должно родить другой подход к театральному делу. «Мы всё время опираемся на опыт прошлого века, а живём в 21-м. Оттого и возникает дисбаланс. Мы постоянно ищем национальную идею, а идея – это русский язык, который надо сохранять. И театр этому помогает», – было заявлено участниками фестиваля. «Все спектакли несут особую миссию: учат добру, дают ощущение любви, возможность почувствовать, что ты не одинокий человек, а часть нации».
VII фестиваль «Сибирские кукольные игры» пройдёт в 2013 году в городе Красноярске.
Сразу после окончания фестиваля иркутяне отправились в Омск, где завершили ответную часть программы обменных гастролей. Проект организован творческим объединением «КультПроект» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
На этот раз «аистята» представили в Омске спектакли «Терёшечка», «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки» и «Флюм-пам-пам». По возвращении в Иркутск труппа театра сразу приступила к репетициям интерактивного детского спектакля «Айболит» по пьесе Вадима Коростылёва. Премьера спектакля ожидается в ноябре.