Отчего питерцы «завибрировали»
Открытию юбилейного, 85-го сезона на сцене Иркутского ТЮЗа предшествовали успешные гастроли вампиловцев в северной столице. Успешные – и даже более чем – не дань штампу, уж поверьте. Выложились все и сполна, испытав от этого радость сами и доставив её зрителям. Которые, судя по лёгкой ошеломлённости их реакции, никак не ожидали испытать это чувство от встречи с театром из далёкой, за шесть тысяч километров, «глубинки», смутно представляя себе её реалии.
– Критики, увидев нашу афишу, ахнули, – вспоминает, смеясь, директор ТЮЗа и режиссёр-постановщик трёх из семи гастрольных спектаклей заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. – «Столько названий и такие авторы: Шекспир, Пушкин, Вампилов, Гауф, Шварц… Это же большие гастроли!» И действительно, мы сыграли 20 спектаклей за 11 дней в Театре юных зрителей имени Брянцева. Плюс дополнительно для театральной общественности города на Неве – спектакль о Марине Цветаевой в Доме актёра СТД, который был битком и не смог вместить всех желающих. Под занавес гастролей дорого прозвучало для нас признание знакомых театральных деятелей: «Мы соскучились по такому театру, как ваш. Устали от авангардного стиля».
Бальзам на душу, что называется, но в то же время удивительно. Ведь в Санкт-Петербурге более сотни своих театров да сколько приезжающих из Европы и самой России! Чем же сибиряки покорили? И директор, и артисты, с которыми я говорила, слово в слово совпали с умозаключением одного из питерских режиссёров, посетивших выступления иркутян: «Искренность и феноменальная самоотдача», – сказал он. По его наблюдению, зрителей этими качествами давно не балуют. Технически, в ремесле, могут поразить виртуозностью. Но не участием души. Сами, мол, разучились и публику отучили.
Оставим эти выводы на совести их автора, всё-таки маловероятно, чтобы они касались всех без исключения театров Северной Пальмиры. Куда неожиданнее впечатления новичков нашей труппы – молодых артистов Сергея Павлова и Анны Конончук, успевших, впрочем, снискать поклонников в Иркутске на премьере «Рудольфио» по Валентину Распутину и рядом других ролей. Кстати, такая деталь. Из-за большой осенней влажности у артистов страдали связки, и Сергея Павлова, плотно занятого в гастрольном репертуаре, каждый день возили к фониатору делать уколы. Партнёры по сцене, они и в разговоре оказались на одной волне.
Анна Конончук: На представлении «Легенд серого Байкала» мне показалось, что зрители нам… завидуют. Что у нас всё по-иному, человечнее, а им как будто этого не хватает. Шла такая энергия из зала, словно они хотели приобщиться к нашей искренности.
Сергей Павлов: Питерцы возрастом за сорок выглядят уставшими, взгляд из-под бровей, безрадостный. Причём сразу начинают ругать политику и через эту призму воспринимают весь мир. А молодым жителям по барабану, что происходит, живут по принципу «Лишь бы мне было хорошо». От города, где я был впервые и где живёт мой брат, я ждал другого… А что касается нашего выступления, мы внутренне собрались, на каждой мелочи заостряли внимание, и спектакль «Прощание в июне», к примеру, космически просто прозвучал! Как никогда до этого. Вампилова, конечно, везде хорошо принимают, но тут мы их здорово расшевелили, даром что питерцы трудно этому поддаются. У наших подростков есть навык осознавать, что сейчас со мной происходит, а там у молодого зрителя этого нет. Их, чувствуется по всему, занимают картинки, клиповое мышление, жажда полной независимости. В Сибири же ещё существуют ценности иного уровня…
Анна Конончук: Они, видимо, вот это и уловили, что мы чем-то более стоящим живём. Завибрировали в ответ!
Сергей Павлов: Мы в спектаклях, действительно, говорили об общепринятых ценностях: о добре, как оно достигается, что такое настоящее зло, что такое мальчик – будущий мужчина, а не мужик, и что такое девочка – будущая женщина, мать.
Анна Конончук: Потому, наверное, когда Виктор Степанович по традиции окропил сцену байкальской водой и её остатками – зрителей, они вдруг испытали нечто необыкновенное. И так тянули руки приобщиться к этой святости, ловили эти капли и старательно обтирали ими лицо, как будто очиститься от чего-то хотели!
«О нет, компьютерным железом так сладко сердце не проймёт», – согласимся с поэтом. Выходит, жива надежда фронтовика Виктора Астафьева, что «не все ещё сердца остыли, очерствели, забетонировались». Вампиловцы сумели пробудить такой накал эмоций, что им подолгу рукоплескали, не отпуская со сцены, дарили цветы и раз за разом вызывали на поклоны. Так было ежевечерне после спектаклей для взрослых, а утром и днём – на сказках «Руслан и Людмила», «Маленький Мук», «Золушка», «Королевство кривых зеркал». Обвал аплодисментов породил в труппе ощущение, что Санкт-Петербург принимает их вдвое горячее, чем родной Иркутск, где у ТЮЗа сложился свой круг преданных зрителей и почитателей.
Существенно, что зал в театре имени Брянцева вдвое больше привычного вампиловцам и не с первого дня все 780 кресел в нём были заполнены. Разве просто обратить на себя внимание публики при возможности столь широкого выбора зрелищ? Но вскоре после открытия молва о красочной «визитной карточке» сибиряков дополнила и увенчала усилия администраторов Веры Сулименко и Татьяны Клюевой по привлечению зрителей. Вплоть до хлопотных, но всегда желанных переаншлагов.
– Лакмусовой бумажкой успеха, как я убедился за 30 лет театральной жизни, – делится наблюдениями Виктор Токарев, – являются для меня билетёры. Если они, рассадив публику, сами тоже остаются в зале, значит, им интересно. Мы играли по два-три раза каждое название, а «Укрощение строптивой» даже четырежды. И капельдинеры, как раньше называли билетёров, неизменно смотрели их! Наш театр вправе гордиться тем, что при столь напряжённом режиме не было ни единого срыва. Поистине героические ребята, хочу особо подчеркнуть, в технической нашей команде, которую возглавляет Сергей Клышан. Спроси их сейчас, что они видели в граде Петра Великого, – да ничего, разве что «Аврору». До пяти утра разбирали порой декорации и ставили к восьми другие для репетиции, потом оформление детского спектакля меняли на вечерний… Мужественно выдержали эту карусель Александр Саксонов, Алексей Наумов, Григорий Ведерников и Леонид Бутаков. На звуке безупречно работали Владимир Тюменцев и Николай Наумов, в придачу к ним – художник по свету Андрей Участкин. Ещё одного осветителя пришлось прямо на месте нанимать из-за особенностей их сценической площадки. Короче, все большие молодцы!
Что ж, колоссальная самоотверженность каждого участника престижных гастролей, сплотивших коллектив единым желанием достучаться до зрительских сердец, не пропала втуне. В книге отзывов я прочитала ни много ни мало 160 благодарных записей, где рефреном призывы приезжать ещё и почаще.
«Спасибо за прекрасную игру, огромную самоотдачу! За искренность, за веру, за то, что вы будите в нас что-то настоящее и чистое».
Остальные отзывы – в таком же духе. И все слова здесь уже лишние, и все излишни комментарии, подведём итог строкой поэта. С единственной оговоркой: для жителей Приангарья никак не лишне убедиться в том, что земляки-вампиловцы даже далеко от родных пенатов на достойной высоте поддерживают творческую и человеческую репутацию сибиряков.