«Жить нужно с аппетитом!»
За день Виктория Дворниченко успевает побыть главным врачом онкологического диспансера; практикующим онкологом, так как до сих пор консультирует и оперирует пациентов; лектором – опытом она делится со своими коллегами и студентами мединститута, – а также прорабом, поскольку каждый день бывает на стройке нового здания диспансера. В этот напряжённый график ей удаётся вписать свои обязательства перед Законодательным Собранием Иркутской области, и только вечером она может расслабиться и побыть матерью и бабушкой двоих внучек. Завтра женщина, которая умеет жить и работать с настоящим драйвом, отмечает очередной день рождения. Как Виктория Дворниченко встречает этот праздник и что мотивирует её не сбавлять жизненного темпа, она рассказала нашей газете.
«Подъём в шесть утра, обычно я просыпаюсь до будильника. Варю себе крепкий кофе и еду на работу» – так начинается каждый день главного врача областного онкологического диспансера Виктории Дворниченко. В 7.30 она уже на рабочем месте. Казалось бы, есть немного времени, чтобы спокойно поработать с документами и решить организационные вопросы, но в приёмной уже выстраивается очередь из пациентов, ординаторов и врачей. В 8.30 утра ежедневная планёрка, которую, по заведённой много лет назад традиции, главврач диспансера проводит лично, на прямой связи с Иркутском Братск, Ангарск и Усолье-Сибирское.
Оставшиеся утренние часы посвящены хозяйственным вопросам и обратной связи с пациентами и их родственниками. «Выслушивать приходится разные мнения – и хорошие и не очень, – говорит Виктория Дворниченко. – Постоянный контакт с людьми порой очень тяжёлый, но полезный, в результате я твёрдо знаю, кого похвалить, поблагодарить, а кого – наоборот». День – время для лекций, их главный врач читает на двух кафедрах, расположенных непосредственно в диспансере для ординаторов и врачей и в мединституте для студентов. Затем – операционное время: несмотря на большую занятость, Виктория Дворниченко несколько раз в месяц входит в белом халате в операционную как практикующий хирург. Это происходит в особенно трудных с медицинской точки зрения случаях или по личной просьбе самих пациентов.
«Затем совещания в министерстве здравоохранения Иркутской области или «пробивание» хороших дел в правительстве региона, – говорит наша собеседница. – Если «государственных дел» в этот день нет, то его остаток посвящён консультациям больных или обходам». Практически каждый день она бывает на уже завершающейся стройке нового здания диспансера и только поздним вечером едет домой. «Час-два я общаюсь с внучками, а потом опять берусь за бумаги: читаю научные труды и пояснительные записки, выступаю рецензентом диссертационных работ, – рассказала Виктория Владимировна. – Но в 12 ночи заканчиваю. А утром всё начинается сначала».
– Виктория Владимировна, вы считали, какая часть вашего рабочего дня уходит на выполнение обязательств перед избирателями и зачем вам нужна работа в Законодательном Собрании при вашей занятости?
– Будучи врачом, организатором здравоохранения, я постоянно встречаюсь со своими избирателями. И могу сказать, что большую часть населения волнуют вопросы качества оказания медицинской помощи. Практически каждый день тратится почти 30% времени на общение с пациентами, а это и есть мои избиратели. Я не могу сказать, что работа депутата отнимает время от основных моих должностных обязанностей. Мы принимаем нужные, правильные, а главное, своевременные законы, которые помогают решать многие сложные вопросы здравоохранения региона. Конечно, бывает и усталость, но самое главное – есть удовлетворение от этой работы. К тому же летом областной парламент уходит в отпуск, а я использую это время, чтобы спокойно поработать на диспансер и его дальнейшее развитие.
Если говорить о том, почему я стала депутатом Законодательного Собрания, то моей основной задачей было улучшение качества оказания медицинской помощи, строительство и реконструкция лечебных учреждений всего региона, включая онкологический диспансер. Пусть сложно, долго, но в основном эту главную задачу удаётся решать.
– Понятно, что каждый день вы общаетесь с огромным количеством пациентов. Вы помните их в лицо, по имени?
– Когда я работала ординатором и заведующей отделением, то все коллеги удивлялись тому, что я называю пациентов по имени-отчеству. Мне очень приятно слышать, когда сейчас наши ординаторы называют каждого пациента по имени. После того как я стала преподавать студентам, нагрузка увеличилась, но и в данном случае память приспособилась: стоит мне только увидеть лицо человека, как я тут же вспоминаю поставленный ему диагноз и проведённое лечение.
– Что вы можете сказать о современных студентах-медиках. Горят ли у них на лекциях глаза, задают ли они любопытные вопросы?
– Я их зажигаю, поэтому у них горят не только глаза. В нынешнем году в онкологический диспансер пришло 25 молодых ординаторов. Приятно, что удаётся заинтересовать молодых людей, хотя всем понятно: работать с теми, у кого есть диагноз, связанный с онкологическим заболеванием, очень тяжело. В онкологии не может работать случайный врач, он должен любить свою профессию и любить своих пациентов.
– Ещё древние философы высказывались о том, что предыдущие поколения всегда уступают тем, что были ранее. У вас какой взгляд на молодёжь?
– Я – за молодёжь. Современные молодые люди более мобильные, динамичные, схватывают на лету. Хотя есть и отличия: я помню, что главному врачу было достаточно вызвать меня к себе в кабинет один раз, и мне было всё понятно, а теперь молодёжь нужно иной раз и пять раз к себе пригласить для беседы.
– Приёмы, обходы, операции, лекции, стройка… Вы пообедать успеваете?
– Я – хирург, а им никогда не удаётся поесть вовремя. Всегда получается на бегу. Помню, когда в день у меня было по пять-шесть операций, я хватала в «раздатке» кусок хлеба и с ним шла принимать пациентов, затем ехала домой, гуляла с маленькой дочерью, а на ночь спокойно и мирно наедалась. У меня до сих пор завтрак, обед и ужин – в одно время. Но это не только мой стиль работы, это стиль работы и жизни любого врача, который занят лечебной и стационарной работой.
– Что вас заряжает в течение дня?
– Заряжают любовь к своей работе и долг. Хотя говорить в данном случае «долг» не совсем правильно. Долг – это то, что ты должен выполнить, а тут никакого напряга нет. Просто у меня такой режим жизни: постоянно нужно что-то делать. Люблю холодную воду из-под крана – наша вода особенная, она заряжает изнутри. Пью её довольно часто в течение дня. А помогает в работе слаженный, монолитный коллектив нашего диспансера, чтобы успевать везде, я могу уверенно и спокойно положиться на своих коллег.
– Есть у вас мечта, которую по каким-то причинам не удалось до сих пор осуществить?
– Одна моя давняя мечта сбылась: новое здание диспансера практически построено, мы готовимся к переезду. Сейчас я мечтаю о строительстве радиологического корпуса, он нашему региону необходим. Ведь 80% онкологических больных должны лечиться в комплексе с лучевой терапией. Концептуальное решение по этому вопросу правительством Иркутской области уже принято: разрабатывается проектно-сметная документация, планируется получить софинансирование из федерального бюджета. Если такой корпус будет построен, то это будет общая победа – правительства, Законодательного Собрания и всей медицинской общественности региона.
– День рождения для вас день обычный?
– Для меня это самый обычный день, я его не люблю справлять, потому что с каждым годом тяжелее.
– На ближайшее воскресенье у вас есть план?
– Меня не будет в городе. Телефон отключать не буду, это некорректно. До 40 лет день рождения – это радость, гордость, потому что человек растёт, развивается, мужает. После 40 возраст набирает такой стремительный темп, что просто не успеваешь жить. Кажется: я так много не успел сделать. Поэтому надо быть здоровым, чтобы выполнить всё задуманное. Но никогда не страшно и уйти. Это этап в жизни каждого человека, и он обычный. Наступит время – скажем «Пока!».
– Какой самый запоминающийся подарок вы получали от близких на день рождения?
– Подарки я люблю делать себе сама. Бывает такое состояние – тошно, плохо, – я пойду в магазин и куплю понравившуюся вещь: костюмчик, шарфик, серёжки. А потом говорю родным: «Это вы мне подарили на такой-то праздник». А бывает, что настоящим подарком может стать и просто вкусное пирожное из кафе. Все говорят, что сладкое вредно, но бывают такие моменты в жизни, что оно может быть очень полезным.
– С учётом вашей занятости на семью остаётся не так много времени. Какие существуют семейные традиции, которые желательно не нарушать?
– Да, практически каждый день мы стараемся все вместе собираться на семейный ужин за большим столом. Когда была жива мама, то много готовила она. Сейчас это делаем мы с дочерью, благо, живём неподалёку. Вы меня спросили, что меня мотивирует, – могу сказать, что в некоторых случаях это домашняя работа. Уборка квартиры, приготовление ужина – от этого устаёшь физически, но в это время «переключаешься» с умственной деятельности.
– А что вы любите готовить и кушать дома, в кругу семьи?
– Всё, что-то определённое выделить не могу. Кушать люблю то, что хочется именно в этот момент. Например, сварила борщ – могу есть борщ, а могу и мясо потушить. А иногда куплю банку тушёнки или сайры, поем – и я счастлива. Жить надо с аппетитом!
– У вас две внучки. Согласны вы с тем, что внуков любят больше, чем детей?
– Это не совсем так. Просто в молодом возрасте часто лишаешь детей минут внимания, потому что занят работой, с внуками это можно наверстать. Например, сейчас я могу позволить себе не идти на работу в выходные, а провести время со своими внучками. Я очень люблю, когда старшая говорит мне: «Дорогая подруга Вика, что мы сегодня делаем?».
– Чему вы научились у внучек?
– Больше времени проводить дома, в кругу семьи. Мы вместе повторяем уроки, изучаем школьную программу за пятый класс. Мы любим друг друга, и очень сильно. И я знаю, что мы будем нужны друг другу ещё долгие годы. Поэтому мне нужно здоровье, чтобы подольше побыть со своей семьёй. Помочь, поддержать морально да и финансово, пока я работаю. Это немаловажный фактор. Хотя это не главное, главное – это добро, любовь и понимание. Это в нашей семье есть, поэтому не сомневаюсь, что внучки вырастут достойными, порядочными людьми.
– Кем вы себя скорее ощущаете: врачом, главным врачом, мамой, бабушкой?
– Я – врач, главный врач. Судьба сложилась так, что нужно было сделать такой шаг для строительства диспансера. Быть мамой и бабушкой, безусловно, важно, но в первую очередь я ощущаю себя врачом. Потому что люблю людей, люблю их лечить, могу им помочь. Конечно, со стажем растёт и возраст, но я чувствую силы и то, что я могу быть полезна для пациентов, студентов, ординаторов и своих коллег.