издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Валерий Эйхвальд: «Мы играем для болельщиков»

  • Записала: Алёна МАХНЁВА

– Валерий Иванович, как вы оцениваете состояние команды, которую приняли относительно недавно?

– Команда мастеровитая, но видно, что были какие-то внутренние разногласия. Недопонимание между игроками и руководством и в команде, конечно, влияло на психологию всего коллектива и конкретных людей. Сейчас я стараюсь добиться, чтобы ребята объединились, забыли какие-то мелкие распри, сконцентрировались больше на игре, чем на бытовых моментах. Прогресс есть, они стали более требовательны к себе, более профессионально относиться к своей работе. Уверен, что взаимопонимание придёт, главное, что они доверяют мне: мы уже пообщались, поработали, вместе поиграли. Я постоянно участвую в тренировочном процессе, им нравится, что я не только тренер-теоретик, но и практик. Игроки понимают, что я выдвигаю к ним законные требования, и пытаются выполнять. Прогресс будет. Если травмы и болезни в преддверии и во время чемпионата обойдут нас стороной, то команда покажет неплохой хоккей, как на Кубке России. Само собой, чемпионат России – это двойная нагрузка, другое отношение игроков, они ещё могут улучшить свою игру.

– Как идёт подготовка к чемпионату?

– Всё, что мы запланировали, идёт нормально, без срывов. Конечно, была проблема льда: закрытого стадиона в Иркутске нет, пока было тепло, приходилось ездить в Ангарск, что убивало время. Погода нам помогла, мы всё-таки первыми в России успели залить лёд на «Рекорде». Хотя его качество пока не соответствует высокому уровню, но это возможность кататься, работать. Целенаправленно готовились к финалу Кубка России: выступление в финале даст понять, с каким настроением команда начнёт чемпионат страны. 

– Какие цели стоят перед командой на этих турнирах? 

– Конечно, руководство ставит самые высокие задачи. Занять призовое место будет не так просто, поскольку есть гранды, которые не собираются уступать своих позиций. Например, обойти «Динамо-Москву» и красногорский «Зоркий» будет очень сложно. В каком-то матче мы можем обыграть любую из ведущих команд, но стабильности нам пока не хватает. У них и скамейка побольше, так что они могут пройти чемпионат более ровно, имея по 15-16 равноценных игроков, а у нас 10-11 человек, которые соответствуют высокому уровню, поэтому любая травма, любая болезнь может выбить команду из колеи. На наших ведущих игроков ляжет большая нагрузка. Если человек в течение месяца показывает высокую игру, организму нужно восстановиться – это физиология. Надо продержаться до января, когда у нас будет перерыв и команда сможет вновь набраться сил. 

Если говорить в общем, мастерство игроков на довольно высоком уровне, они могут бороться за самые высокие места. 

– Как изменился состав команды за последнее время?

– Восемь человек ушли из коллектива по разным причинам. Потери я не могу оценить, потому что не работал с этими людьми. Что касается тех, кто пришёл, это два игрока, которые уже прошли испытание хоккеем с мячом: защитник Тимур Кутупов и Дмитрий Чехутин, нападающий. Плюс три игрока – молодёжь из резерва, из высшей лиги, которая показала себя достойно. Все остальные игроки, на которых делаем ставку, сохранились, болельщики хорошо их знают: Насонов, Шадрин, Гавриленко, Егорычев, Дубовик, защитники Блем и Черных, у которых в этом году заканчивались контракты, но все они продолжили работу в клубе. Это ядро, которое определяет команду, люди, которые могут показать неплохой хоккей при участии в чемпионате России. Ну и занять хорошее место.

– Каков потенциал молодых игроков?

– Честно скажу, что пока все очень «сырые», хотя некоторые привлекались в сборную России. Чтобы дойти до уровня ведущих игроков, им нужно как минимум года два-три поиграть в этом коллективе, потренироваться. Из своей практики могу сказать, что можно найти очень талантливого мальчика, который в 17 лет может хорошо играть, были в истории такие игроки, но это большая редкость. 

– Как бы вы оценили свой стиль работы с командой?

– Работаю тренером очень давно, уже знаю психологию игроков, знаю, как с ними общаться. И с ребятами в Иркутске, думаю, найдём общий язык, мы уже начинаем понимать друг друга. Жёсткость не всегда даёт результат, хотя где-то надо встряхнуть ребят, если чувствуешь, что они могут, но не хотят. Бывает и так, что человек уже на грани своих физических возможностей, тут хоть как заставляй, это бесполезно. Я стараюсь всё-таки больше добиваться результата методом убеждения. 

– Вы в своей работе делаете больше акцент на зрелищность игры или на результат?

– Я вообще работаю тренером, потому что хочу сохранить классический стиль, хотя и не против взять что-то хорошее у шведов. Великий тренер Василий Дмитриевич Трофимов, с которым я работал в сборной в 1970-е годы, говорил: «Не пытайтесь перенять шведскую игру, у вас это не получится». Самая лучшая, самая красивая – русская игра. У шведов всё слишком запрограммировано: условно, их учат, что надо сделать двадцать оборотов вокруг поля и только потом передачу, хотя бывают моменты, когда надо атаку доводить до конца, и игра будет более зрелищной, более интересной, вариативной. Наши специалисты всё же стараются придерживаться классического стиля, конечно, с добавлением каких-то отдельных элементов.

– Расскажите, пожалуйста, как прошёл недавний выезд в Швецию.

– По моему мнению, ребята были в хорошей форме, товарищеские матчи положительно сказались на команде, хотя пришлось серьёзно побиться за эту поездку. Провели четыре интересные игры. С красноярским «Енисеем», который выставил свой боевой состав, наша команда выступила без нескольких ведущих игроков, а в трёх встречах со шведскими клубами «Сириус», «Вестерос» и «Хаммарбю» мы показали довольно высокий уровень игры. «Вестеросу» проиграли 4:5, но после первого тайма они вели 4:1, а во втором уже «Байкал-Энергия» владела инициативой. Здесь пришлось с ребятами серьёзно поговорить в перерыве, чтобы пошла другая, более продуктивная работа. Игра перестроилась. С «Хаммарбю» в первом тайме мы вели 5:0 и выиграли со счётом 6:5. Команда показывала очень сильный хоккей и именно в том рисунке, который нравится болельщикам: скоростном, с интересными комбинациями, взятием ворот, и из стандартных положений забивали, и с розыгрышей – то есть использовали всё интересное, что есть в хоккее. На этой базе мы поехали на второй этап Кубка России, где обыграли всех соперников. Этот турнир дал толчок к сыгранности, правильному взаимодействию и пониманию игрового мышления, которое должно приносить результат.

– А в Иркутске где можно будет увидеть «Байкал-Энергию» в этом сезоне? 

– Начнём играть на «Рекорде». В лучшем случае в декабре, когда на стадионе «Труд» зальют лёд, планируем перебраться туда. Это центр города, хотелось бы, чтобы побольше людей могли прийти, мы же играем для болельщиков. Пока народ смотрит наши игры, спорт будет жить. 

– Интерес к хоккею с мячом у нас сейчас растёт или падает?

– Интерес к хоккею с мячом сейчас падает вообще везде. Считаю ошибкой, что мы теряем свои корни, меняем стиль игры. Слепое подражание шведской манере приводит к тому, что хоккей становится неинтересным: удержание мяча, возврат назад, катание мяча – это же никому не нравится. Уже нет прежних скоростных атак. Пусть бывает разный результат, даже поражение, но когда команда играет в агрессивный скоростной хоккей, это привлекает болельщиков. Пропаганда очень слабая: если местные каналы что-то и показывают, то по российскому телевидению не транслируется ни одного матча, в СМИ мало информации. Перестал покупать газету «Спорт-Экспресс», поскольку там только футбол и хоккей с шайбой, мы попадаем максимум в две строчки. Монополия этих двух видов спорта затмила все остальные. Разве что баскетбол где-то показывает голову, немного волейбола в связи с удачным выступлением на Олимпиаде, а другие виды спорта стали забывать. 

– Для вас хоккей с мячом – это…

– …любимое дело. Всегда ребятам говорю: если вы выходите на поле и не любите свою работу, ничего не получится. Любить надо своё дело, больше работать, тренироваться, искать технические элементы, которые можно совершенствовать. Когда человек овладевает всем, что есть в хоккее – катанием, техникой, – у него появляются возможности для импровизации. 

– Как у хорошего музыканта?

– Как в любом виде деятельности: новые идеи появляются у мастера. Все великие спортсмены, помимо обязательных тренировок, остаются работать дополнительно. Например, я читал, что Роналду после тренировки ещё час отрабатывает удары, поэтому он так здорово и бьёт.

– Как строятся отношения с учредителями команды (ОАО «Иркутск-энерго». – «СЭ»)?

– Сложности, конечно, есть. Например, я предлагал поехать в октябре на Кубок мира, но в связи с тем, что финансовые возможности не позволяли, эту поездку вычеркнули из плана. Понимаю, что через бюджет не перепрыгнешь, но команду надо укомплектовывать, мне как тренеру хотелось бы видеть в резерве ещё хотя бы двух-трёх игроков, которые соответствовали бы уровню команды. Соответственно, для людей надо создавать условия, а у нас нет этой возможности, хотя некоторые клубы сейчас выставляют на трансфер очень хороших игроков. А результат всё равно будут спрашивать с меня. Если бы спонсоров было несколько, работать было бы легче.

– Что, по-вашему, важнее – командный дух или сильные игроки в составе?

– Должно быть всё. Сильных игроков тренер вообще должен только направить. Конечно, когда я вижу ошибки в игровом плане, стараюсь подкорректировать, подсказать. Но что может тренер подсказать большому мастеру? А вот расставить игроков правильно, подсказать общую задачу – и они сами всё сделают. У иркутской команды есть моменты, которые надо подправить, но главное – объединить игроков, поставить задачу на сезон, тогда всё должно получиться. 

Валерий Иванович Эйхвальд родился 25 февраля 1952 года в Среднеуральске.  Заслуженный мастер спорта. Заслуженный тренер России. В 1970–1987 годах – нападающий свердловского СКА. Сыграл 406 матчей (шестой результат в истории СКА), забил 223 мяча (шестой результат в истории команды). Чемпион страны 1971 и 1974 годов в качестве игрока и 1994 года в качестве главного тренера. Бронзовый призёр чемпионата СССР 1975 года.
Валерий Эйхвальд выступал за сборную СССР в 1974–1981 годах (62 матча, 46 мячей). Чемпион мира среди юниоров 1970 года. Чемпион мира 1970, 1975, 1977, 1979 годов. Серебряный призёр мирового первенства 1981 года. Победитель традиционных международных турниров на приз газеты «Советская Россия» в 1976, 1978, 1980 годах. 
В 1988 году работал начальником хоккейной школы СКА (Екатеринбург). Главный тренер СКА, «СКА-Свердловск» в 1988–1999 и 2002–2009 годах.
С 2009 до апреля 2012 года – главный тренер команды «Уральский трубник» (Первоуральск). Главный тренер сборной России в 1994–1997 годах.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры