издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под акцизной маркой

Цены на бензин вновь могут вырасти

Федеральное правительство должно ещё раз вернуться к рассмотрению вопроса об увеличении акцизов на бензин стандартов «Евро-4» и «Евро-5». Об этом заявил президент РФ Владимир Путин во время встречи с представителями Союза транспортников России и ОАО «Российские железные дороги». По мнению специалистов отрасли, эта мера должна компенсировать потери дорожных фондов, возникающие из-за действующей политики снижения акцизов на высококачественные сорта топлива.

Как пишет «КоммерсантЪ», автодорожники напомнили президенту о ранее принятом решении, предусматривающем ежегодное повышение акцизов на 1 рубль на литр топлива в течение трёх лет, которое было отменено при внесении поправок в Налоговый кодекс РФ. Согласно им с 1 июля 2012 года ставки акциза на бензин класса 3 (по сути тот же экологический стандарт «Евро-3») и на внеклассовый бензин были увеличены, на бензин класса 4 – сохранены на прежнем уровне, а класса пять – снижены на четверть. «Ведомости» уточняют, что теперь сбор с тонны бензина третьего класса составляет 7882 рубля, а с тонны пятого – 5143 рубля. 

Нововведения в Налоговом кодексе, по замыслу Министерства энергетики РФ, должны были стимулировать производителей топлива к выпуску более качественной продукции. «Эта идея, отметим, заработала: к середине 2012 года компании резко увеличили производство топлива «Евро-5», – отмечает «КоммерсантЪ». – В частности, ЛУКОЙЛ с 1 июля полностью перешёл на «Евро-5» и благодаря этому, по данным компании, собирается сэкономить на акцизах 200 млн. долларов в 2012 году и ещё примерно 460 млн. долларов в следующем». Однако автодорожники указывают на оборотную сторону стимулирующей нефтяников меры – сокращение федеральных и региональных дорожных фондов. По оценке, ранее обнародованной заместителем министра финансов РФ Сергеем Шаталовым и вновь прозвучавшей на встрече с Путиным из уст представителей отрасли, сокращение поступлений в них в 2013 – 2015 годах может составить 100 млрд. рублей. Потери 2016 года и вовсе могут достичь 200 млрд. рублей. Как следствие, утверждают представители отрасли, чьи имена не разглашает ни одно издание, «не будут построены новые дороги к сельским населённым пунктам, где проживают более 220 тысяч человек». 

Президент полагает, что вопрос о повышении акцизов справедлив. «Но дорожные фонды всё равно будут наполняться, – цитирует его РИА «Новости». – Я не хочу, чтобы всё это прозвучало так, будто количество денег в дорожных фондах будет сокращаться. Оно будет увеличиваться, просто с решением понизить акциз они не наполнятся так, как планировалось, но всё равно дорожные фонды будут увеличиваться». Он отметил, что не все регионы осваивают фонды, а некоторые даже обращаются к федеральным властям с просьбами дать им право перераспределить заложенные в них деньги на другие цели. Тем не менее Путин заявил о том, что «правительство должно будет ещё раз к этому вернуться и внимательно посмотреть на экономику отдельных отраслей». Идею повышения акцизов, в свою очередь, ранее поддержало Министерство транспорта РФ. «У нас акцизы составляют 17% в цене топлива против 35 – 50% в Европе», – приводят «Ведомости» слова министра транспорта Максима Соколова. По мнению чиновника, принять решение об их повышении необходимо как можно быстрее, чтобы снизить давление на стоимость бензина в будущем. 

«РКБ Daily» со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича сообщает, что правительство рассмотрит вопрос дополнительного увеличения акцизов с 1 июля 2013 года. «Нельзя допустить избыточного роста цен на нефтепродукты, поэтому рассматривается вопрос о введении дифференцированной ставки в зависимости от мировых цен на нефть», – сообщил он изданию. 

Аналитики уверены, что рост акцизов вновь ударит по карману рядового потребителя – из-за него топливо подорожает и на оптовом, и на розничном рынке. Начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских привёл «РБК Daily» расчёт, согласно которому при росте акцизов на 10% цена бензина вырастет на 3%, а повышение ставки на 1% дополнительно принесёт в дорожный фонд около 10 млрд. рублей дохода. Тот факт, что к вопросу повышения акцизов вернулись именно сейчас, он и его коллеги связывают с несоответствием доходов и расходов федерального бюджета на 2013 год, который формируется в настоящее время. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры