Авария без срока давности
Природоохранная прокуратура Иркутской области намерена оспорить решение Первомайского районного суда Омска по иску к «дочке» компании «Транснефть» – «Транссибнефти» о взыскании ущерба в результате аварии с разливом нефти на магистральном нефтепроводе «Красноярск – Иркутск», которая произошла в 1993 году. Как сообщил «Сибирскому энергетику» Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин, в ближайшее время соответствующее кассационное представление будет направлено в президиум Омского областного суда.
По словам Алексея Калинина, последствия нефтяной аварии жители посёлка Тыреть Иркутской области ощущают до сих пор, а питьевую воду местным властям приходится завозить в посёлок бочками. «Последствия экокатастрофы не ликвидированы, а виновник – компания «Транснефть» – не выполняет обязательства в полном объёме, – заявил Алексей Калинин. – В компании утверждают, что все мероприятия выполнены, ссылаются на то, что понесли большие расходы по рекультивации земель, на множество экспертиз, но факт остаётся фактом: жители до сих пор остаются без питьевой воды».
Алексей Калинин напомнил, что в 1993 году на 654 км магистрального нефтепровода «Красноярск – Иркутск» (в настоящее время его обслуживает не «Транссибнефть», а другая «дочка» «Транснефти» – ООО «Востокнефтепровод») вблизи посёлка Тыреть Заларинского района произошла авария, последствия которой обострились через 18 лет. В результате прорыва нефтепровода на почву излилось более 25 тысяч кубических метров нефти. Нефтяной поток прорвал обе сооружённые дамбы высотой более трёх метров, излившись в реку Унга. Загрязнёнными оказались сельхозугодья, несколько водоёмов, земли лесного фонда на общей площади 75 га.
Владельцем нефтепровода были предприняты меры к закачке нефти в трубу, а также уничтожению её путём сожжения на местности. Как утверждает прокурор, прогнозы о самоочищении почвы за длительный срок не оправдались. Пострадал от нефти и водозабор Тыретского солерудника, который обеспечивал водой всё население посёлка Тыреть, в котором проживают 4,5 тыс. человек. «В результате постепенного дренирования нефтепродуктов в глубину оказались загрязнёнными несколько горизонтов подземных вод, приведены в негодность источники хозяйственно-питьевого водоснабжения посёлка, – отметил Алексей Калинин. – В ряде фоновых проб почвы, где ранее не фиксировались нефтепродукты, вследствие ежегодного таяния снегов установлена отрицательная динамика превышения предельно допустимых концентраций».
После проведения выездной проверки в 2011 году по жалобам жителей природоохранная прокуратура поручила ФГУ «Центр агрохимической службы «Иркутский» провести новые лабораторные исследования и рассчитать сумму ущерба, причинённого природной среде загрязнением почвы нефтепродуктами. По заключению экспертов, сумма ущерба от аварии на нефтепроводе составляет в настоящее время 940,096 млн. рублей. Следует отметить, что магистральный нефтепровод «Красноярск – Иркутск» частично находится в границах Байкальской природной территории. Этим обусловлено и особое внимание общественности к ответственности организаций, эксплуатирующих подобные опасные для экологии объекты.
Однако, как утверждают в «Транссибнефти», в 1993–1996 годах компанией был проведён полный комплекс эколого-восстановительных работ, земли сельхозназначения приведены в нормативное состояние и возвращены землепользователю. Землепользователь и другие лица, в том числе лесхоз «Заларинский», получили компенсации. В работах по приёмке рекультивированных земель участвовали и представители местной власти. Последний участок пострадавших земель сельхозназначения (1,5 га) был восстановлен осенью 1997 года. А общие затраты на работы по ликвидации последствий аварии составили, по данным «Транссибнефти», почти 195 млн. рублей.
Напомним, в мае 2012 года в Первомайском районном суде Омска завершилось рассмотрение громкого дела, когда природоохранная прокуратура не смогла привлечь к ответственности «Транснефть» и взыскать с неё ущерб в размере 940 млн. рублей. «Мы намерены защищать права жителей и не планируем отступать. Если мы проиграем в этой инстанции, будем подавать следующую кассацию в вышестоящий суд, вплоть до Верховного суда РФ», – заявил Алексей Калинин.