«Они такие люди, как их можно не любить»
«Живопись реальная, увиденная глазом и живопись на экране – это зачастую две разные вещи», – говорит оператор ИГТРК Роман Рютин. Ему трудно не поверить: он знает, как «оживить» картину при помощи света, ракурса, детали. Учился долго – Роман снимает иркутских художников не первый год. С начала 2012 года на ИГТРК вышло восемь передач нового проекта «Эскиз к портрету», где Роман – оператор-постановщик. Каждый фильм – о художнике. Съёмки – это что-то особенное. В газетной статье зачастую больше журналиста. А в фильме живого человека не отредактируешь. График заслуженный художник России Александр Шипицын в старенькой своей ванной с белым листом. «Бумажка мокрая!» – звучно стучит он ладонями, начиная работу над офортом. Народный художник России Александр Муравьёв прижимает «пятого своего сына» – Сибирячка. Известный художник-ювелир Аркадий Лодянов отплясывает какую-то свою чечётку под аккомпанемент губной гармошки. «Баба-баба, баба-бааааа!» – затягивает он в негритянском ритме. Авторы проекта – коллектив ИГТРК во главе с режиссёром Марией Аристовой. Вместе с ними в мастерские «за всей правдой» пошёл свой человек – художник Евгений Турунов.
Важно для художников
«Художников любят у нас в городе, они такие люди, как их можно не любить», – говорит Мария Аристова. Уже почти год она с командой работает над этим проектом. «Слава Богу, студия даёт нам такую возможность», – рассказывает она. С января по сентябрь в эфире были уже восемь фильмов: об Анатолие Костовском, Александре Шипицыне, Александре Муравьёве, Аркадии и Наталье Лодяновых, Александре Москвитине, Олеге Ушакове, Андрее Рубцове. Темпы удивительные, учитывая то, что снимают они по своему «внутреннему стандарту», сразу в нескольких местах – и на выставках, и в мастерской, и в доме, и на уроках со студентами. А ведь ещё и хроника, и нужно снять сами картины. Долго думали, кого можно взять ведущим. Журналиста? Искусствоведа? Потом поняли: надо художника. Евгений Турунов согласился работать с воодушевлением. «Художники, они такие, они и послать могут, – говорит Мария Аристова. – Если человек не нравится, они никогда с ним и чай не сядут пить. Вы посмотрите, как из передачи в передачу Женя меняется – становится более раскованным, живым. Он свой парень, а это так важно для художников. Они говорят на своём языке, с журналистами они бы не так говорили. Женя иногда просто молчит, а люди раскрываются».
На фильмах работали разные операторы, но именно Роман Рютин продумал концепцию. «Я очень люблю живопись, а особенно живопись наших иркутских мастеров, – рассказывает он. – Да и вообще мне, как оператору, близка эта тема. Очень интересно наблюдать за творчеством людей, за их поиском. За приёмами, за различными жанрами в живописи. Я побывал в мастерских, а это очень интересно. Это ведь не просто возможность посмотреть за их работой, это и шанс услышать их жизненные наблюдения. Об окружающем мире, о замыслах и о проблемах. О взгляде на наш город в том числе». Роман в этом проекте человек не случайный. Он, к примеру, с детства знает Александра Шипицына, отец Романа и отец Шипицына были друзьями. С художниками легко, говорит Роман, они просты в общении.
– Основная сложность в том, как передать живопись через камеру. Живопись реальная, увиденная глазом и живопись на экране – это зачастую две разные вещи, – говорит он. – Если вы взглянете на картину, то увидите её фактуру, а вот в кадре она не будет видна. Приходилось искать световые приёмы, работать с освещением, с крупностью кадра, может быть, даже где-то пренебрегая композицией и задумкой автора, подчёркивая саму структуру и тонкость работы.
– Экран очень сильно искажает цвета, – добавляет Мария Аристова.
– У Андрея Филипповича Рубцова в работах преобладает чёрный цвет, – говорит Роман. – Многие его за это не любят. На самом деле в его колористике глубина потрясающая. Я снимал одну из его выставок, пришлось работать с освещением… И все два часа, пока я работал, выставляя свет на каждую картину, сотрудники художественного музея, собравшись, смотрели на них. Работы в этом свете по-другому зажили.
– Свечки на работах ожили, загорелись… – добавила Мария Аристова.
– Многие вообще увидели то, что не видели до этого. Понимаете – проступило! Настолько у него восприятие света глубокое, насколько он к нему чувствителен. Большинство людей не видит так, как видит он и как он это передаёт.
Об Андрее Рубцове, вероятно, мы бы мало что узнали, не будь фильма. 85-летний мэтр – человек закрытый.
– Андрей Филлипович – человек патриархального уклада, старообрядческих нравов, – говорит Роман Рютин. – У него своё неизменное жизненное кредо, и он не очень охотно идёт на контакт. Мы его снимали шесть лет. С ним было сложно почему? Наверное, он просто выше всех нас, понимаете? Выше во всех отношениях – в понимании и мира, и души человеческой, и каких-то процессов, которые происходят в нашей вселенной. Я бы так сказал. И поэтому с ним было сложнее. Он, наверное, тоже это понимает. Ему приходится держать какой-то внутренний статус.
– Но он очень доброжелателен к нам был, – замечает Мария Аристова.
– Да, при всем при этом он лёгок в общении, удивительно проницателен, – говорит Роман Рютин. – Красив в своей речи и мыслях.
«Хроника – это необычная вещь»
На Иркутской студии телевидения скопилось много архивных материалов об иркутских художниках, рассказывает Роман Рютин. Этот проект – возможность «поднять» весь архив и использовать для ретроспективы. Вот фильм об Александре Муравьёве, который уже год как покинул Иркутск и живёт сейчас в Москве. Снимали его ещё зимой, среди подмосковных заснеженных ёлок. «Ощущение такое, что из Сибири не уезжал», – смеётся всегда весёлый Муравьёв. И вдруг – кадры из старой хроники. Та самая Галина Новикова. «Она замечательный художник, просто как ядерный реактор», – говорит Муравьёв. Мария Аристова очень жалеет, что уже не снять фильм о ней. Иркутский режиссёр Борис Шуньков когда-то сделал документальный фильм «Наваждение». Об Иркутске, который сам как место творчества, город-сновидение. Нет уже Георгия Леви, нет Бориса Лебединского, но они не могут не появляться в фильмах о Муравьёве или Шипицыне. Не потому, что «так задумали авторы». А потому, что это один город, одна ткань, просто время другое. Художник Александр Москвитин когда-то снимался у Шунькова в «Наваждении». «Молодой Москвитин говорил в этом фильме такие вещи, которые просто потом прожил за эти 20 лет. Мне самой было это удивительно. Хроника – необычная вещь. Мы часто понимали, открывая старый фильм, откуда человек пришёл – вот из этого прошлого», – рассказывает Мария Аристова.
– Если бы не было этого проекта о художниках, и руки не дошли бы до старой хроники, – говорит Мария Аристова, показывая нам стопку банок с плёнками. – Она расклеивается, её надо увлажнять, хранить особым образом. Часто хроника уходит навсегда, надо быстро-быстро переводить её в электронный вид. Хорошо, ещё остались старые специалисты, которые помнят технологии кинопроизводства.
«Я без него не могу жить…»
Никто не знает, каким будет фильм в итоге. В каждом – человек, свой, необычный. Александра Муравьёва, например, снимали в Доме творчества «Челюскинская» в Подмосковье (оператор Сергей Аксёнов). Художник ключиком открывает офортную мастерскую. В фильме удалось снять заслуженного художника России, директора ДТ «Челюскинская» Андрея Лопатина и скромный, не имеющий аналогов в мире подмосковный «завод по производству графики». А вот улыбающийся Муравьёв в «скайпе»: он и сейчас работает со своим «пятым сыном» – «Сибирячком». Правда, теперь через Интернет.
А вот на огромной заснеженной горе художники Евгений Турунов и Наталья Сысоева, внизу, в снежной пропасти – Утулик. И крохотные фигурки – Аркадий Лодянов и Наталья Лодянова, ювелиры. Мороз, тёплый дом, пироги, дымящийся чай, на стене – портрет Сталина, вышитый гладью. Его вышила мама Аркадия Лодянова, простодушно думая, что он убережёт её будущего ребёнка (семью коснулись репрессии). Чтобы найти нитки для щёк вождя народов, она распустила свои чулки. «Наталья как пробирный камень, как камертон, как чистый лист, – говорит о жене Аркадий Лодянов. – Она даже не знает, как включать компьютер, она полностью отодвинута от производства. Она должна рождать идеи и вести всю работу так, как это выглядит в идеале… Она не даёт мне уйти в сторону, ошибиться…». – «Тактично?» – «Какое тактично! Она просто перестаёт меня кормить». «Я без него не могу жить, я без него не могу работать», – отвечает Наталья.
А вот Александр Шипицын в своей мастерской у офортного станка, сделанного по его чертежам (оператор Роман Рютин). «Видите, как он легко идёт… – Художник крутит ручку и тихо говорит: – Я что сделал? Я запроектировал сюда плавающие подшипники. Как бы их ни перекашивало, он всё равно катится. Станок этот, конечно, уникальный. Видите, как он легко печатает».
Восьмой фильм проекта – о современных иркутских коллекционерах картин. Только в коллекции Виктора Бронштейна около 700 работ. Своего большого выставочного зала, как в Красноярске, Новосибирске, в Иркутске нет. Частные галереи – возможность художникам показать свои работы. Фильмы решили выкладывать на сайт ИГТРК, поскольку люди звонят и просят записать диски.
– Уже готовы материалы на три новые передачи; будет ещё, по крайней мере, семь. Об академике РАХ Анатолии Алексееве, о народном художнике России Виталии Смагине, об основоположнике иркутской школы дизайна Владимире Соколове. Очень хотелось бы сделать фильм о книжной графике, о работах Серёжи Элояна. И о молодых художниках – Никите Шелтунове, Алексее Рютине. Очень хочется снять тех, кто расписывает храмы: Николая Натяганова, под руководством которого расписывали храм Казанской Божьей Матери, иконописца Сергея Фролова. В планах – работа с художником-керамистом Андреем Поляницей, Натальей Домнич, Еленой Алёшиной.
– Интересно было бы поработать со скульпторами, – говорит Роман Рютин.
15 октября вышел восьмой фильм о меценатах, а 17-го художники повезли в Москву выставку к 80-летию Союза художников и 75-летию Иркутской области (80 картин, 41 художник). Восемь фильмов демонстрировались 19 октября в Государственном геологическом музее им. Вернадского. Люди окружили «плазму», где фильмы шли без звука. Бывшие иркутяне плакали, увидев на экране лица художников, узнав, как удивительно работает заслуженный художник России Анатолий Костовский (оператор Глеб Южаков). В ноябре все 80 картин вернутся на юбилейную выставку в Иркутск, в Сибэкспоцентр, и там снова будут демонстрироваться фильмы. «Мы очень надеемся, что этот проект будет продолжаться, ведь Иркутск – город замечательных художников, и пусть экран нашего канала время от времени становится как бы небольшим выставочным залом, ведь их так не хватает».